Опубликовано: 11600

В казахстанских самолетах дебоширят мажоры, бизнес-леди и семилетние дети

В казахстанских самолетах дебоширят мажоры, бизнес-леди и семилетние дети

Деструктивные пассажиры (попросту хулиганы) – бич отечественных авиакомпаний. 22 человека находятся в “сером списке”. И самое время, считают авиаторы, вводить в Казахстане “черный список”. Это когда тем, кто строит из себя супермена, летать можно только во сне.

Как тут не вспомнить дебош на борту “Эйр Астаны”, который устроил семилетний пацан! “Вождя краснокожих”, владеющего ненормативной лексикой, с трудом усмирили взрослые дяди и тети. Мальца с рейса не сняли, долетел в целости и сохранности.

Статистика отечественного перевозчика “Эйр Астаны” красноречивее любых слов: 8 случаев деструктивного поведения на борту на 1 000 рейсов в год. В мире этот показатель – всего 2 случая.

За 5 месяцев этого года уже произошло 140 инцидентов. В 48 из них пассажиры пытались покурить, забыв, где они находятся. Шестеро угрожали бортпроводникам физической расправой. В результате 78 дебоширов сняли с бортов и передали в руки транспортной полиции. В 2016-м было 347, в 2015-м – 314 случаев хулиганства. А за последние десять лет их набралось аж 3 614!

40 процентов дебоширов были под градусом

В топ-пятерку самых сложных в этом плане рейсов вошли Алматы – Астана – Алматы (даже как-то неудивительно!), Алматы – Атырау – Алматы, Алматы – Дубай, Алматы – Анталья – Алматы. Рейс из Тбилиси – самый “курящий”, порой “отличается” и московский.

Интересно, сколько хулиганов летело бизнес-классом? По словам старшего менеджера по управлению рисками безопасности полетов “Эйр Астаны” Галии ТУЛЕПБЕРГЕНОВОЙ, такая статистика не ведется. Зато есть другая: в 40 процентах случаев “показательным выступлениям” способствовал алкоголь.

То, что вытворяют в самолете хулиганы (чаще это казахстанцы, но, бывает, показывают себя во всей красе и иностранные граждане), порой не поддается никакому объяснению. Вот сидела себе дама в бизнес-классе, и вдруг ее стали раздражать окружающие люди. Она подняла такой ор, что ее чуть не сняли с борта. Не сняли только потому, что та не “принимала на грудь” и после устного предупреждения сразу успокоилась. А через неделю написала жалобу на бортпроводников, которые якобы оскорбляли и унижали ее. Благо некорректное поведение бизнес-леди подтвердили другие пассажиры.

Скандально известный Максат Усенов – яркий представитель первого уровня угрозы деструктивного поведения (нарушение дисциплины, а именно: курение, пренебрежение правилами безопасности, нецензурная лексика, угрозы). Представители второго уровня (устные угрозы о физической расправе, порча имущества) тоже часто встречаются. К счастью, третьего, четвертого уровней (применение оружия, попытка угона воздушного судна и так далее) на бортах перевозчика не было. Но легче от этого не становится. Ведь любой дебош на борту – угроза безопасности полета. Дебошир Максат Усенов покинул Казахстан при огромной налоговой задолженности

Строптивых укрощают…ремнем

В этом году по вине деструктивных пассажиров задержано 14 рейсов. Общее время задержки составило почти 5 часов. В прошлом году такие пассажиры задержали вылет 42 рейсов на более чем 17 часов. Между прочим, любой дополнительный простой борта в аэропорту – деньги, причем немалые. Плюс недовольство пассажиров, которые опоздали на стыковочные рейсы. Были случаи, когда пьяные люди на борту пытались выбить стекло иллюминатора, открыть аварийную дверь и выйти, сходить по нужде возле туалетной комнаты, устраивали кулачные бои…

В прошлом году такой пассажир во время рейса Киев – Алматы начал избивать свою спутницу. Обстановка на борту накалилась настолько, что к хулигану применили спецсредства, ограничивающие движение: пластиковые наручники и фиксирующий ремень. Экипаж совершил незапланированную посадку в Самаре. Авиакомпания подала на него судебный иск о взыскании ущерба. Ведь затраты на такую посадку для высадки или передачи дебошира в руки полиции варьируются от 10 до 200 тысяч долларов. А еще это стресс для экипажа, сбой графика работы авиакомпании.

За последние шесть лет в 11 случаях во время опасных хулиганских выходок на борту бортпроводники вынужденно применили наручники и ремень. Мера крайняя – случись пожар, эвакуация пассажиров, за человеком в наручниках придется следить одному бортпроводнику. И на остальных ляжет большая нагрузка.

Во время пресс-брифинга по теме безопасности полетов на “подопытном” блогере нам продемонстрировали, как это примерно делается. Но “хулиган” оказался крепким орешком и разорвал наручники.

Почему бы тогда к таким не применять электрошокер, как в некоторых американских авиакомпаниях? Все просто: “супермен” может потерять сознание или умереть. Помощь пассажиров тоже нежелательна, пояснили авиаторы. И напомнили про рейс российской авиакомпании в Канаду, когда хулигана в бараний рог скрутили пассажиры, а у него остановилось сердце.

Слишком лояльные законы

Судите сами: по казахстанскому законодательству за невыполнение распоряжений командира воздушного судна или экипажа нарушителю грозит штраф всего в 3 МРП. За пользование сотовой связью не в режиме “полет” – 5 МРП, за мелкое хулиганство – штраф в 10 МРП или арест до 10 суток.

За создание ситуации, угрожающей безопасности полета, – 200 МРП или арест до 15 суток. Сюда относится и курение в самолете. Целых шесть лет (!) понадобилось авиаторам, чтобы ужесточить наказание за курение на борту: данная мера введена лишь в мае этого года. Ранее штраф за курение был просто смехотворный.

В международной практике существует внесение отъявленных авиадебоширов в “черный список” авиакомпаний на разные сроки. Внедрить такую же систему в Казахстане не позволяют слишком лояльные законы. В “Эйр Астане” имеется только “серый список”. Это значит, что за пассажиром устанавливается особый надзор во время его последующих перелетов, а также вручается письмо-предупреждение, что в случае повторного правонарушения авиакомпания может отказать в перевозке. Выйти из списка такой пассажир может спустя 3 года либо после 12 полетов без единого замечания.

Любители поскандалить

Представители авиакомпании давно поднимают этот вопрос, о нем прекрасно осведомлены и депутаты. Очень странно, что ратующие за безопасность полетов, снижение цен на авиабилеты, повышение вкусовых качеств сэндвичей народные избранники стараются обходить тему “черного списка”, как и ужесточения наказания для дебоширов в воздухе и на земле. Не потому ли, что разного рода ВИП-персоны периодически сами устраивают скандалы?

Так, экс-депутат мажилиса Серикжан Мукашев “прославился” за счет своего несдержанного поведения на борту самолета. Громкий общественный резонанс получил случай, когда в 2013-м топ-менеджер одного из банков Дархан Ботабаев пришел в офис авиакомпании в Алматы покупать билет, где стал браниться нецензурными словами в адрес сотрудницы “Эйр Астаны” и несколько раз ударил ее по лицу. В тот же год устроил скандал экс-замакима Макатского района Атырауской области Бигали Мейрамбек, летевший из Атырау в Астану самолетом авиакомпании “Скат”.

На днях Максат Усенов предстал перед судом за свое поведение на рейсе Алматы – Бангкок и отправился на 10 суток за решетку. Можно вспомнить и кулачные бои турецких бизнесменов на борту, и разного рода придирки депутатов к стюардессам вроде “мало улыбается”, “недостаточно красивая”, “не так накрашена”...

АЛМАТЫ

В Турции предложили штрафовать туристов за недоеденную пищу. За что еще надо штрафовать казахстанцев за рубежом?

  • 1. За сам факт выезда за рубеж

    33
  • 2. За вступление в однополые браки

    27
  • 3. За свадьбы казахстанок с иностранцами

    27
  • 4. Штрафовать нужно только в случае конкретного нарушения

    106
  • Все опросы

    Всего проголосовало: 193

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи