Опубликовано: 700

Учись, студент! Безработным будешь

Учись, студент! Безработным будешь

Шахтный бурильщик – геймер, а пилот трансатлантического лайнера – выпускник колледжа. Все это – реальные требования работодателей к сотрудникам. На неделе в столице эксперты и чиновники рассуждали о том, чему надо учить студентов уже сейчас, чтобы потом они не сидели без работы.

Одна из ключевых проблем рынка труда в Казахстане – отсутствие актуальных профессиональных стандартов. С 2012 года минтруда формирует национальную систему квалификаций. По сообщению центра развития трудовых ресурсов, за прошедший период подготовлена нормативно-правовая база, разработаны методические руководства. С начала 2018 года внедрен новый классификатор занятий, в соответствии с которым ведутся сбор статистической информации и анализ состояния рынка труда.

– Нам было поручено разработать до конца этого года 480 профессиональных стандартов. Сейчас готовы 120. За четыре месяца мы должны завершить остальные. Все государственные органы готовят их по своей сфере, – сказал вице-премьер Бердибек САПАРБАЕВ на заседании в центре развития трудовых ресурсов.

Что это значит на практике? Ну, во-первых, набирают вузы студентов в этом году по тем же требованиям, что и ранее. А потом они испытывают проблемы при трудоустройстве.

– Мы сейчас при размещении госзаказа рассматриваем процент трудоустройства. Он, к сожалению, невысокий. Но в то же время вузы сейчас готовят по образовательным программам без наличия профстандартов. И более того, если мы сейчас посмотрим должностные инструкции и квалификационные требования к выпускникам на сайтах трудоустройств, они не соответствуют результатам обучения. В итоге выпускники вынуждены идти на молодежную практику или курсы повышения квалификации, – говорит вице-министр образования и науки РК Фатима ЖАКЫПОВА.

Во-вторых, даже созданные стандарты не до конца устраивают работодателей.

– У нас нет четкого понимания того, какими должны быть профессиональные стандарты. Сейчас это практически полная копия наших должностных инструкций. Я считаю, что так быть не должно и нам нужен более общий документ, – говорит вице-президент АО “Эйр Астана” Евгения НИ. При этом, подчеркивает она, им приходится самостоятельно учить для себя кадры – мало того что в Казахстане просто нет учреждения по подготовке гражданских пилотов-международников, но даже государственные гранты не всегда отдаются тем зарубежным школам, которые соответствуют всем требованиям авиаперевозчиков.

– Ни пилоты, ни бортпроводники, ни инженеры не предполагают наличия высшего образования. Должна быть соответствующая лицензия, которую можно получить через 18 месяцев обучения. Но к нам приходят люди с высшим образованием, которых мы вынуждены отправлять на курсы за рубеж, тратя на это деньги. Сейчас мы наладили взаимоотношения с министерством, уже есть конкурсные отборы в финскую летную школу и другие. Но подготовка пилотов очень дорогостоящая – порядка 80–100 тысяч долларов, потому что обучение проходит за рубежом, предполагается летная практика плюс у нас есть собственные профессиональные требования, – объясняет Евгения Ни.

Так же, как сообщил министр труда и социальной защиты населения РК Биржан НУРЫМБЕТОВ, в некоторых ведомствах наблюдаются формальный подход к формированию профстандартов, бюрократия и волокита.

Поэтому, еще будучи министром труда и соцзащиты населения, Бердибек Сапарбаев давал поручение создать при центре развития трудовых ресурсов проектный офис, который бы в оперативном режиме контролировал и координировал процесс формирования национальных профессиональных стандартов. Высшее образование в мире выходит из моды: что происходит у нас

В формировании долгосрочной стратегии развития трудовых ресурсов проектному офису будет помогать частный бизнес.

Выступая на заседании, руководитель образовательного центра “BTS Digital” Саясат НУРБЕК сообщил, что в рамках сотрудничества с минтруда его компания создала свой “Атлас новых профессий Казахстана”.

– Это прогнозная карта перспективных отраслей и профессий на ближайшие 10–15 лет. Атлас поможет нам понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям, – пояснил он.

Аналогичный атлас существует, например, в соседней России и активно критикуется как простыми гражданами, так и бизнесменами. По их мнению, разработчики чересчур сильно увлеклись футуризмом и совсем забыли о настоящем. Его практически невозможно применить сейчас, он рассчитан минимум на 50 лет вперед.

Казахстанские разработчики тот негативный опыт учли и решили идти не от прогнозов футурологов, а от анализа конкретных казахстанских предприятий.

В мае проведено пилотное форсайт-исследование на базе Донского горно-обогатительного комбината в г. Хромтау Актюбинской области. По его результатам выявлено 45 трендов, трансформирующих облик предприятия и отрасли, определено 7 исчезающих, 13 изменяющихся, 26 новых профессий. Итоги исследования лягут в основу “Атласа новых профессий горнорудной отрасли”. Всего же предполагается исследовать 9 приоритетных отраслей экономики: горно-металлургический комплекс, нефтегазовая отрасль, сельское хозяйство, транспорт и логистика, машиностроение, ИКТ, энергетика, туризм и строительство.

Но уже по итогам первого анализа понятно, что профессии будущего – совсем не такие, какими их помнят и знают наши родители и даже мы.

Вот, например, была раньше в горнорудном классификаторе профессия – ламповщик. Этот человек встречал шахтеров перед шахтой и контролировал, чтобы у каждого был исправен личный фонарик. Сейчас появились мощные аккумуляторы, и эта тема начинает исчезать.

– Очень интересная профессия – оператор буровой машины. Очень опасная. Человек сидел под землей и бурил породу. Сейчас он сидит в офисе и управляет роботизированной установкой. То есть профессия осталась, но ее профиль поменялся. Сейчас идеальный кандидат – это молодой человек, который хорошо играет в видеоигры, особенно в RPG и “шутеры”. Потому что важна мелкая моторика, – рассказывает о других трендах горнорудного дела Саясат Нурбек. "Получать" и "зарабатывать": какие профессии переживут бухгалтеров, юристов и финансистов

Также, по прогнозам “BTS Digital”, в ближайшие несколько лет резко повысится спрос на дата-аналитиков – специалистов по сбору и обработке больших данных, потому что на всю технику сейчас устанавливаются различные датчики, которые нужно правильно считывать.

Вместе с тем, как уверен Саясат Нурбек, нам надо больше ориентироваться не на тренды ближайших двух-трех лет, а думать на 15 лет вперед.

– Есть ряд системных предпосылок и вызовов, которые препятствуют адекватному кадровому обеспечению экономики и влияют на качество жизни, экономическое положение отдельно взятого человека в связи с перетоками трудовых ресурсов и высвобождением рабочей силы. Основные факторы можно разбить на две категории. В первую входят объективные глобальные тренды, которые бросают вызов, меняют характер и скорость изменения требований к подготовке кадров. Такие, как растущая скорость технологических изменений, сквозная цифровизация, которые приводят к появлению новых профессий, изменению других и исчезновению третьих. Вторая категория представляет собой негативные последствия, вызванные неспособностью реагировать на проявления факторов из первой категории. Такие, как отсутствие системы прогнозирования кадровых потребностей, дисбаланс квалификаций, несоответствие навыков рабочей силы и классического образования запросам рынка труда, – обозначил проблемы подготовки специалистов в Казахстане Нурбек.

Внимательно выслушав доводы всех сторон, Бердибек Сапарбаев поручил минтруда и соцзащиты совместно с центральными госорганами в срок до 1 октября разработать “дорожную карту” по разработке “Атласа новых профессий Казахстана”, а также определить квалификационные требования к экспертам, которые примут участие в этом процессе.

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи