Ученые обнаружили два гена, которые позволяют предупредить ожирение и сахарный диабет Фото - пресс-службы НАО “МУС”

В ходе исследований группа молодых ученых обследовала 870 пациентов разного пола в возрасте от 15 до 65 лет. Учитывались самые разные особенности пациентов, в том числе наличие вредных привычек и наследственность.

Последние три года молодыми учеными медицинского университета Семея проводятся исследования в сфере молекулярно-генетических основ прогнозирования риска развития метаболического синдрома. Говоря простым языком, врачи научились прогнозировать появление ожирения или сахарного диабета у конкретного человека. По словам медиков, это позволит не только на самых ранних этапах выявлять недуг, но и своевременно начать заниматься профилактикой заболеваний.

– Из-за высокой распространенности метаболического синдрома в Казахстане и мире изучение данной проблемы крайне важно. Еще в 2018 году мы начали изучать влияние генетических маркеров на риск развития метаболического синдрома. Набирали группу пациентов, проводили лабораторные исследования, занимались статистическим анализом данных, которые оказались очень интересными, – отметила главный научный сотрудник центра научно-исследовательских лабораторий НАО “МУС” доктор PhD Меруерт МАСАБАЕВА.

– Мы исследовали четыре полиморфизма генов, отвечающих за развитие ожирения, артериальной гипертензии, инсулинорезистентности и дислипидемии. И результаты нас впечатлили: два изученных нами гена показали высокую связь с инсулинорезистентностью, уровнем глюкозы и уровнем триглицеридов. То есть можно проводить профилактику сахарного диабета и ожирения. Мы обнаружили прямую связь с изученными нами генами. К сожалению, сейчас измерение уровня аполипопротеинов не входит в перечень клинических протоколов. Если бы пациент сдавал подобный анализ, это позволило бы значительно повысить процент ранней выявляемости сахарного диабета, метаболического синдрома, артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний, – пояснила ассистент кафедры факультетской терапии НАО “МУС” Айжан ШАХАНОВА.

Это открытие могло бы стать сенсационным методом диагностики. Но, несмотря на все впечатляющие результаты, сдать анализ на два “сахарных” генотипа пока невозможно.

– Мы проводили исследования в масштабах Семейского региона, все данные и материалы были собраны непосредственно в клиниках города Семея. Для включения наших рекомендаций в клинические протоколы и внедрения этой практики по всей стране необходимо проводить более масштабное исследование в республиканском масштабе. Тем не менее полученные результаты показали свою значимость, они могут позволить своевременно выявлять и проводить профилактику целого ряда серьезных заболеваний, – подчеркнула ассистент кафедры семейной медицины Мадина АДИЕВА.

Пока учеными получены два авторских свидетельства, их работа проходит экспертизу инновационного патента Республики Казахстан и инновационного патента Российской Федерации. Когда разработка будет внедрена в практическую медицину – большой вопрос.

Семей