Опубликовано: 240

Тюльпаны для гостей: как в Казахстане готовятся к новому туристическому сезону

Тюльпаны для гостей: как в Казахстане готовятся к новому туристическому сезону Фото - Тахир САСЫКОВ

Сезон отпусков набирает обороты. Многие сограждане по привычке поглядывают на Турцию с ее “all-inclusive”, однако заправилы казахстанского туристического рынка отмечают значительный рост интереса сограждан к отечественным достопримечательностям. Да и соседи из Китая и России стали чаще приезжать к нам.

По мнению замдиректора туркомпании “Луч Востока” Фархада ИСМАИЛОВА, начинает сказываться Концепция развития туристской отрасли Казахстана до 2023 года. Она не только развязала руки основным игрокам на этом рынке, но и “подтолкнула региональных чиновников к сотрудничеству”.

– Я в этой сфере уже шесть лет, но только в этом году почувствовал, что работать стало легче. Сложности пока с руководством национальных парков, природоохранными органами, но подвижки уже есть. В конце концов, мы приносим деньги в бюджет, обеспечиваем новые рабочие места. На местах это стали понимать.

– Кого чаще приходится обслуживать?

– У меня маленькая компания. Раньше я организовывал туры выходного дня для алматинцев и гостей города. Уже два года вижу, что больше стало людей из других городов и россиян. Чаще всего они запрашивают Чарынский каньон, урочище Танбалы, Кольсайские озера, Большое Алматинское озеро. Есть еще несколько популярных точек. Но эти – в приоритете. Англичане назвали 10 причин посетить Казахстан в 2018 году

– Откуда у россиян информация о наших достопримечательностях?

– “Гугл” рулит! (Смеется.) Те, кто побывал в этих местах, выкладывают в соцсетях фото. Любители путешествий видят, читают комментарии и рекомендации – и вот результат. Мне клиенты так и говорили, что в Интернете нашли. Этот узун кулак еще не отменили. Так что цепочка действует…

Отчасти, очевидно, этому способствовало также соглашение о сотрудничестве между Национальной компанией “Kazakh Tourism” и “Ростуризмом”, подписанное в Москве полтора месяца назад. Цель: совместное продвижение и популяризация на международных рынках маршрутов в обеих странах, участие в инвестиционных проектах на их территориях, проведение акций, нацеленных на рост внутреннего и въездного туризма в России и Казахстане.

Справка “КАРАВАНА”

Согласно отчету российского аналитического агентства “ТурСтат”, число выездных поездок из РФ в прошлом году увеличилось на 25 процентов – до 40 миллионов человек. Пятерка лидеров выглядит так: Турция (4,5 миллиона выездов), Абхазия (4,3 миллиона), Финляндия (3,3 миллиона), Казахстан (3 миллиона), Украина (2,3 миллиона). Далее Китай, Эстония, Польша, Германия, Таиланд, Грузия, Италия, Франция, Азербайджан, Индия…

Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА объездила за последние 6–7 лет всю страну – и лично на машине, и в составе “сборной” из отечественных и зарубежных коллег – чтобы определить “точки притяжения”, проблемные места и понять, что нужно сделать, чтобы гостей у нас стало больше.

– Экологический и этнотуризм сейчас в мировом тренде. В этом году мы побывали в Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Акмолинской, Алматинской областях, где эта доля рынка стабильно развивается. Были жалобы на сервис в гостевых домах для путешественников. Провели их сертификацию. Каким-то дали два “тюльпана”, каким-то три.

– В смысле – “звезды”?

– Ну да. Пять “тюльпанов” только один домик получил. Пришлось организовать обучение владельцев этих гостевых домов. Только в Жамбылской области более 20 человек прошли наши семинары. И еще несколько человек в урочище Танбалы.

– Это где петроглифы, которые под охраной ЮНЕСКО?

– Именно! Там раньше туристам вообще негде было разместиться. В этом году помогли местному населению открыть гостевой дом, поставили на лето три юрты, чтобы можно было принять иностранных туристов. Дали мастер-классы, как готовить блюда местной кухни из экологически чистых продуктов, – это тоже важная фишка.

– Сезон начался. Какие проблемы удалось решить, какие остаются?

– Команда Алматинского акимата стала работать эффективнее – в части того, что город стал привлекательнее для туристов. Это правильный и сильный сигнал для региональных администраций, которые лет 6–7 вообще не заморачивались темой туризма.

Раньше чиновники не понимали, что туризм – это тоже часть экономики. Что создание благоприятного впечатления о нашей стране – задача государственной важности.

Хорошие новости по Алаколю. Действуют авиа- и железнодорожные маршруты. Жаль, но автодороги туда к сезону так и не готовы. Обещают к 2020 году. Хочу верить, что так и будет.

Еще одна проблема – доставка гостей в национальные парки Алматинской области. Не хватает чартерных автобусов. Пока единственный выход – туры выходного дня. Вопрос, как организовать эти поездки в будни в разгар сезона, до сих пор не решен. Но, видимо, это наши внутренние дела. Спрос на такие поездки постоянно растет.

Справка “КАРАВАНА”

По итогам прошлого года Азия стала частью света, где туриндустрия растет быстрее всех в мире. Число посещений Юго-Восточной Азии выросло в полтора раза (четверть мирового турпотока). Центральной – пока только на 11,4 процента. В основном за счет Узбекистана и Казахстана. Для сравнения: в прошлом году доля туризма в ВВП Камбоджи составила 28 процентов, Таиланд упал до 20 процентов. Государства Европы пока держатся на прежнем уровне.

Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ поставил задачу довести долю туризма в ВВП республики до 8 процентов.

– Рашида Рашидовна, это достижимо?

– Если будет господдержка – обязательно. Если вы обратили внимание, в своих Посланиях народу Казахстана глава государства уделяет развитию туризма в стране особое внимание. Надеюсь, эта тенденция останется. Мои иностранные гости пока туда не рвутся - эксперт о посещении Алаколя

– Последние 3–4 года наблюдается такая тенденция: многие города, которые являются точками притяжения туристов – Венеция, Париж, Лондон, Пекин, Бангкок, Барселона, другие, вводят массу запретов для гостей. Они-де мусорят, курят где попало, пьянствуют, орут, слишком долго тусуются в самых популярных местах. А это нервирует местных жителей и других “пришельцев”.

– Тенденция на ограничения есть. В тот же мавзолей Тадж-Махал гостю уже нельзя зайти больше, чем нам полчаса. А насчет нарушений правовых и экологических норм… У нас пока нет такого турпотока, чтобы устанавливать жесткие нормы. Какие-то, конечно, есть. Например, в национальных парках, руководство которых должно просчитывать нагрузку на флору и фауну. Особенно в период высиживания яиц у птиц и ожидания приплода у зверей…

Существенная деталь, которую невозможно обойти: в странах – чемпионах по посещениям, чтобы обойти конкурентов, в этом году снизили цены на проживание гостей. Чем ответит Казахстан?

Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров