Опубликовано: 2000

Тайна ущелья Черкасай: ученые не могут разгадать феномен возвратного эха

Тайна ущелья Черкасай: ученые не могут разгадать феномен возвратного эха Фото - Ущелье Черкасай, вид сверху. Фото Ларисы ШТОППЕЛЬ

Трудно представить, как много загадочного хранят уникальные природные уголки нашей необъятной страны. Одно из таких мест – ущелье Черкасай. Оно расположено километрах в 70 от Талдыкоргана и тянется вдоль центрального хребта Джунгарского Алатау.

О его красоте и обитателях можно говорить бесконечно, но есть нечто по-настоящему загадочное. Это явление называют "возвратным эхом". Оно повторяет звуки, но не сразу, а спустя несколько часов. С ним мало кто сталкивался, но оно существует!

Первыми с этим природным феноменом столкнулись участники похода из детского клуба туристов “Эдельвейс” при Доме пионеров еще в 80-е годы прошлого столетия. С тех пор многие из них покинули отчий дом, кто-то остался жить в Алматинской области, но если судьба забрасывает их в родные края, то посещение Черкасая для них становится просто обязательным.

– Мне было лет шестнадцать, когда я впервые попал в ущелье Черкасай, – рассказывает заслуженный инструктор по горному туризму Сергей Рузанов. – У нас был многодневный поход, и 2 дня мы должны были провести как раз в этом ущелье. Само по себе оно очень длинное, река с одноименным названием течет каскадами, образуя маленькие озерца. В том месте, где мы разбили лагерь, ущелье сужается, образуя каньон. Вечером все собрались у костра и до полуночи горланили песни под гитару. А часам к четырем утра как раз и произошло то самое таинственное, чему до сих пор не могу найти объяснения.

Сергей Рузанов. Его песни под гитару возвращало эхо спустя несколько часов

Сергей Рузанов. Его песни под гитару возвращало эхо спустя несколько часов

Прервав ненадолго рассказ, мы пустились в воспоминания, какие бывают ночи в горах: темнота опускается быстро, как только солнце заходит за склон, воздух начинает буквально звенеть, каждый шорох или треск сучка слышен с далекого расстояния, и не сразу поймешь, с какой стороны. Шум реки усиливается и поглощает другие звуки, но потом стихает. А звезды становятся такими яркими и близкими, что только руку протяни.

– Все уже спали, когда над ущельем послышались странные звуки. Прислушавшись, мы поняли, что это песни, которые недавно пели, – продолжил рассказ Сергей. – Я тогда подумал, что это кто-то из ребят решил продолжить посиделки у костра и тихонько поиграть на гитаре. Из палатки было вылезать лень, как-никак накануне протопали километров 15, и я постепенно снова уснул. Утром стали выяснять, кто же из нас троих (кто умел играть на гитаре) все-таки пел. Я точно этого не делал, Игорь Сербов и Виталя Соловьев категорически не хотели признаваться. Потом ребята, жившие вместе с ними в палатке, подтвердили, что никто ночью на улицу не выходил. Но песни, оказывается, слышали многие. В коллективное помешательство верилось с трудом, диктофонов в то время еще не было, чтобы кто-то мог просто подшутить. Поэтому следующую ночь мы так старались горланить песни, что многие охрипли. Но чуда не произошло. Поэтому все сошлись на том, что случилось что-то, чего мы просто не можем объяснить.

Загадочная пещера под водопадом. Попасть туда весьма непросто

Загадочная пещера под водопадом. Попасть туда весьма непросто

Снова в Черкасай я попал, когда сам уже стал инструктором. Со мной были несколько ребят, кто много лет назад участвовал в том “историческом” походе. Сидели, вспоминали про то необычное явление, так же пели песни у костра. И снова ближе к четырем утра мы услышали над ущельем голоса. Все буквально вывалили из палаток, стали прислушиваться. Немного мешал шум ручья, но стало ясно, что это не слуховая галлюцинация. Те песни, что мы пели толпой, звучали громче и яснее, одиночные звуки были тише, потом стали угадывать свои же голоса. И вдруг так четко что-то звякнуло об камень, и послышался хохот. “Да ведь это же Саня кружку с чаем уронил, и мы все смеялись, что кипяток был последний”, – сказал кто-то из ребят.

Над этой загадкой ломают голову до сих пор, но четкого ответа на него нет.

Река Черкасай течет каскадами

Река Черкасай течет каскадами

– С чем связан эффект запоздалого эха, сказать трудно, – говорит Сергей Рузанов. – Но то, что это эхо, сомнений нет. Притом неясно, почему оно возвращает звук выборочно. Раз на раз не приходится, как ни старайся орать на всё ущелье. Может, причина кроется в погодных условиях, когда воздух становится плотнее или более разряженный. А может, “хозяин” ущелья таким образом дает понять, кого он принимает за своего, а кто остается чужим. Экстрасенсы и эзотерики, к кому я обращался за объяснением этого природного феномена, несли всякую чушь, связанную с мистикой. А в нее я не верю. В природе всё объяснимо. Физики с недоверием восприняли мой рассказ. Говорят, надо самим услышать, записать, проанализировать, но пойти в ущелье никто не решился. Скорее всего, просто не поверили. А я думаю, что это даже к лучшему. Не все загадки природы должны быть разгаданы!

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи