Опубликовано: 22400

Суд над генералом Аманбаевым: простой финполицейский имеет долю в нефтяном бизнесе

Суд над генералом Аманбаевым: простой финполицейский имеет долю в нефтяном бизнесе

Очередной словесной перепалкой между адвокатами подсудимых и стороной обвинения закончилось заседание

по делу организованного преступного сообщества (ОПС) экс-главы Алматинского финпола Амирхана Аманбаева и Сергея Ильина.

Поводом тому стали показания бывшего подчиненного генерала – Рашида Есенжанова о баснословных взятках за “крышевание” деятельности лжепредприятий.

Напомним, речь идет о 86 обнальных фирмах, оборот денежных средств в которых, по версии следствия, только за два года составил 77 миллиардов тенге. Нелегальным бизнесом, по словам Есенжанова, ему предложил заняться давний знакомый – Нурлан Шаукеров.

– Мы с ним были знакомы десять лет, дружили семьями, он занимался продажей земельных участков. Я помогал ему в этом, – пояснил на суде Есенжанов. – Когда я начал работать в департаменте финполиции, Шаукеров позвонил мне и назначил встречу около парка им. Горького. Он рассказал мне, что вместе со своим приятелем Сергеем Ильиным имеет сеть обнальных фирм. И дал лист бумаги с названиями этих предприятий, попросив передать этот список Аманбаеву. Он также поинтересовался, может ли генерал оказать им небольшую помощь и не проводить проверки по этим предприятиям. При этом заверил, что за это Аманбаеву ежемесячно будет перечисляться 0,5 процента от оборотов указанных в списке компаний… Кроме списка этих фирм Шаукеров дал мне список и других предприятий, которые, наоборот, нужно было “кошмарить”. Смысл заключался в том, что компании, которые “кошмарили”, потом приходили за помощью к Ильину, и он помогал им решать проблемы. Я согласился. Позже я эти списки передавал Абдиеву (помощник генерала. – Прим. авт.), а потом самому Аманбаеву.

По словам подсудимого Есенжанова, сумма вознаграждения генералу финполиции за “крышевание” нелегального бизнеса варьировалась от 40 до 100 тысяч долларов, из которых 10 тысяч за посредничество предназначались лично ему.

– Шаукеров мне передавал пакеты с запиской, где была указана сумма взятки. Он сказал, чтобы из 40 тысяч долларов десять я оставил себе, остальные отдал генералу, – рассказывает Есенжанов. – Каждый раз сумма вознаграждения менялась, иногда я получал за свои услуги по пять тысяч долларов в месяц.

Таким образом, по словам Есенжанова, только за два с лишним года общая сумма взятки лично ему составила 150 тысяч долларов. При этом, как ни странно, бывший подчиненный генерала не считает это коррупционным преступлением.

– Я не признаю свое участие в ОПГ и думаю, что органы следствия неправильно квалифицировали мои действия, – заверил Есенжанов на суде. – Мое содействие было чисто в информационном плане. Никаких противоправных поступков я не совершал. Я просто передавал куда надо списки, и все. Что делать дальше с фирмами, решалось без меня. Никакой строгой договоренности с Шаукеровым о том, чтобы мне ежемесячно перечислялись 10 тысяч долларов в качестве вознаграждения, не было… Я готов вернуть государству 150 тысяч долларов в качестве возмещения ущерба.    Генерал Аманбаев: Вы думаете, что если посадили меня в клетку, то я буду молчать? Не дождетесь

Адвокаты Аманбаева усомнились в правдивости слов Есенжанова, который во время следствия несколько раз менял свои показания. Первым хотел было возразить адвокат Салимжан Мусин, однако судья не позволил ему. На что генерал обрушился с критикой на служителя Фемиды:

– Почему всему, о чем говорит Есенжанов, вы верите, а нам нет? Вы дали возможность высказаться другим адвокатам, а моим почему-то запрещаете. А ведь решается моя судьба. Вот так показания одного человека могут испоганить жизнь другого.

– Вообще-то я тут председательствую, а не адвокаты, – ответил на замечания судья.

Между тем Есенжанов, отвечая на вопросы других адвокатов, настолько запутался в своих показаниях, что один из участников процесса не выдержал:

– Вы же видите, что он говорит неправду. А согласно УПК РК, если показания противоречивы, то вы должны снять все обвинения с остальных подсудимых, которые попали за решетку по его милости.

Судья не стал реагировать на эту реплику.

Отметим, что во время обыска в доме Есенжанова было изъято 551 800 долларов США, 96 140 фунтов стерлингов. Сторона обвинения не исключает, что это, возможно, одна сотая часть денег, которые удалось простому офицеру финполиции присвоить в результате незаконных денежных операций. Двенадцать элитных квартир, принадлежащих на праве собственности его супруге Мыншариповой, тоже оказались “цветочками” этой масштабной коррупции.

Как установило следствие, львиную долю похищенных средств Есенжанов вложил в нефтяной бизнес. А именно: выкупил

5 процентов доли (а это порядка 20 миллионов долларов США) ТОО “Уралнефтегаз”. Фирма эта занималась разработкой нефтяного месторождения Приграничное в Западно-Казахстанской области. И являлась дочерней организацией АО “Казнефтехим”.

Предварительный договор о купле-продаже доли между Есенжановым и “Уралнефтегазом” был составлен 29 февраля 2012 года. Согласно документу, Есенжанов должен был осуществить два транша на банковский счет ТОО: сначала 5 миллионов долларов США, оставшуюся наличность в размере 15 миллионов долларов США он должен был перечислить до конца 2013 года.

Откуда у простого финполицейского взялись такие баснословные суммы – ответ на этот вопрос не знают даже сами лидеры организованной преступной группировки.

Дилярам АРКИН, Айгуль ОМАРОВА, Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи