Сотни бизнесменов выступили против налоговых требований - Караван
  • $ 522.91
  • 548.85
-10 °C
Алматы
2024 Год
13 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сотни бизнесменов выступили против налоговых требований

Сотни бизнесменов выступили против налоговых требований

Владельцы маленьких магазинов в Житикаринском районе заявили о том, что исполнение требований Налогового кодекса об отражении в кассовом чеке 15 позиций подводит их микробизнес к закрытию. Сегодня у них нет ни материальной, ни технической возможности исполнить требование, а штрафные санкции, которые начнут действовать с 1 января 2022 года, их окончательно добьют.

  • 11 Ноября 2021
  • 3591
Фото - Caravan.kz

Возможностей нет

211 бизнесменов из Житикаринского района написали коллективное обращение в палату предпринимателей области с просьбой оказать помощь в споре с налоговой службой, которая направила им уведомления с требованием устранить нарушения по содержанию данных в кассовых чеках. Если они его не выполнят, бизнесменов накажут рублем.

– Сегодня, согласно требованиям Налогового кодекса, в чеке должны отражаться 15 позиций, но микробизнес просит исключить из него цену за единицу, наименование, количество приобретаемого товара, единицу их измерения, – рассказала во время заседания совета по защите прав бизнесменов эксперт отдела по защите прав предпринимателей палаты предпринимателей области Жибек СИИТОВА. – Обязательные реквизиты ввели в ст. 166 Налогового кодекса РК 2 апреля 2019 года. Но административных мер по требованиям к содержанию чека в соответствии с действующим Административным кодексом сегодня не предусмотрено. Однако управление государственных доходов по Житикаринскому району стало направлять предпринимателям уведомления с требованием отражать в чеках обязательные реквизиты либо предоставить пояснение.

По словам эксперта, если предприниматель не отразит все реквизиты в чеке онлайн контрольно-кассовой машины (ККМ) либо не сможет предоставить пояснение, он будет привлечен по ст. 288 КоАП РК за неисполнение уведомления. Но в то же время, если законодательно не предусмотрена прямая ответственность за реквизиты чека, отсутствует и целесообразность направления уведомлений.

Владельцы магазинчиков детально изучили ситуацию, всё просчитали и пришли к неутешительным выводам: новшество им не по плечу.

– Для исполнения перечисленных требований по чеку нам нужно купить соответствующее оборудование, стоимость которого превышает 650 тысяч тенге, – пояснила руководитель ИП “Бородина” Наталья БОРОДИНА. – Мы детально всё изучили: нужны весы с номенклатурой, принтер, системный блок, мониторы для бухгалтера и продавца, сканеры для приемки товара и для продавца. У нас возникнут огромные расходы, которые позволить себе мы не можем. Невозможно выполнить требования и по техническим причинам, так как связь в Житикаре неустойчивая, а что говорить обо всем районе. "Это приведет нас к банкротству": количество "магазинов у дома" может резко сократиться

По словам предпринимательницы, у них постоянно идут сбои связи, кассовые аппараты виснут, покупателям приходится подолгу стоять в очереди.

Сейчас они пробивают все покупки одной суммой, а если в чеке будет перечень всех товаров с весом и стоимостью, ждать покупателям придется еще дольше.

– В чеке должны быть перечисление каждого купленного товара, наименование, вес, цена и общая сумма, – отметила руководитель ИП “Ерофеева” Алла ЕРОФЕЕВА. – Когда разрабатывались требования к содержанию чеков, мнение представителей микробизнеса никто не спрашивал. Утвердив эти изменения, правительство вынуждает нас покупать дорогое оборудование. Чтобы выполнить требования, весь товар в магазине должен быть проштрихован. Для этого мы должны купить сканер штрих-кодов. Если товар весовой, сначала должны его взвесить на специальных весах, стоимость которых начинается от 255 тысяч тенге. Плюс должна быть установлена специальная программа. К примеру, 1С: Учет стоит порядка 150 тысяч тенге, не считая ежемесячных обновлений, за внедрение которых и обучение мы должны снова платить. Программа попроще стоит 58 тысяч тенге, а утилита для нашего кассового аппарата, чтобы программа с ним работала, – 29 тысяч тенге. Плюс ежемесячные расходники для распечатки штрих-кодов.

По словам предпринимателей, им предлагали вместо покупки дорогого оборудования установить различные приложения. Но самый главный их минус в том, что эти приложения не печатают моментально чек для покупателя. А значит, магазин попадет под штраф по статье о невыдаче чека. При использовании этих приложений они могут отправить покупателю чек либо на ватсап, либо по электронной почте. Но вряд ли покупателя обрадует перспектива раздавать свой номер телефона или адрес почты в каждом магазине.

Не всё так страшно?!

– С апреля 2019 года норма по содержанию в чеке 15 позиций уже была внесена в Налоговый кодекс, и ее уже никто оттуда не уберет, – пояснила руководитель управления государственных услуг департамента государственных доходов Костанайской области Гуля АХМЕТОВА. – У предпринимателей было время для внедрения новшеств. Административных мер за неотображение всей требуемой информации к ним не применялось, но с 1 января 2022 года они будут. Все контрольно-кассовые машины, внесенные в госреестр, содержат возможность внесения изменений в отношении чеков. Вопрос нужно решать с центрами технического обслуживания (ЦТО).

В законодательстве есть норма по содержанию чека, и ее нужно исполнять. Многие уже привели свои чеки в соответствие с требованием закона. Это не так страшно и возможно.

Представители ДГД поясняли, что содержание данных в чеке – это не только контроль, но и в первую очередь защита потребителя, потому что кассовый чек является первичным документом, подтверждающий факт расчета между покупателем и продавцом. Это требование закреплено в Гражданском кодексе и Законе “О защите прав потребителей”. В свою очередь, владельцы магазинов не отказываются выдавать чеки, они это делают и сейчас. Но в то же время говорили о том, что многие покупатели вообще не берут чеки, а некоторые берут и, не читая, тут же выкидывают их в мусорные баки.

– Мой ККМ есть в реестре, я отвез его в ЦТО, специалисты 2 недели промучились и вернули обратно, сказав, что технической возможности внести туда наименование всей продукции нет, – заявил житикаринский бизнесмен Владимир РЕШЕТЬКО. – Такая ситуация и у большинства наших предпринимателей. Мы идем к тому, что опять придется покупать новые кассовый аппарат, принтер. А это дополнительные вложения.

На что сотрудники ЦТО заявили, что кассовый аппарат с программой, отвечающей требованиям закона, они предоставляют бесплатно. Нужно только платить за дополнительные опции и услуги, но не все ими пользуются.

– ККМ поддерживает справочники товаров, и владелец может сам добавлять туда наименования и цены и изменять их, – заявил представитель ЦТО “Kost-kassa” Марсель ХУСАИНОВ. – Что касается весов с печатью этикеток, с технической стороны нет никакой объективной причины для их покупки. Они устанавливаются только для удобства и для учета товара, чтобы магазин контролировал свои остатки. Можно работать с обычными весами и писать вес и цену вручную. Система справочника подразумевает использование фиксации и части слов. Не нужно искать полное название, можно ввести часть названия, и система подберет нужное наименование. Что касается суммы 650 тысяч тенге, это было выбрано самое дорогое программное обеспечение и оборудование, которым пользуются супермаркеты.

Дискуссия стала жаркой, когда представители налоговой службы в очередной раз заметили, что их требования не новы и у предпринимателей было время для подготовки.

Налоговики утверждали, что любой бизнесмен может посмотреть информацию на сайте ведомства, в социальных сетях. Есть контакт-центр, где можно получить консультацию. Тем более что бизнесменов предупреждали и проводили разъяснительную работу. Но житикаринцы в один голос отвечали, что никакого разъяснения новшеств не было и им самостоятельно приходится искать варианты выхода из сложившейся ситуации.

– У нас возникают проблемы, когда нет градации в законе, – отметила директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности Валентина ШМОНИНА. – А по пользователям ККМ ее нет. Возможно, налоговой службе нужно рассылать бизнесу извещения, а не уведомления, чтобы они обратили внимание на этот вопрос. Провести, так сказать, профилактику, а не сразу наказывать. Понятно, что оборудование позволяет быстро проводить обслуживание покупателей, однако мы видим, что сегодня положение у микробизнеса далеко от того, чтобы дополнительно что-то приобретать.

Подводя итог, председатель Союза по защите прав предпринимателей Владимир ШАКУН пояснил, что вопрос встал очень остро. Стало понятно, что есть упущения и со стороны госорганов. Но внесение изменений в Налоговый кодекс – дело долгое. И сегодня нужно ставить вопрос о том, чтобы отсрочить привлечение к административной ответственности бизнесменов, которые не смогут выполнить требования по содержанию чека. А также поднять вопрос о градации требований к чекам в зависимости от размера магазина.

КОСТАНАЙ