Опубликовано: 9400

Бизнес уговорил налоговиков подождать

Бизнес уговорил налоговиков подождать

Общими усилиями предприятия страны добились от комитета государственных доходов минфина переноса сроков окончания “пилота” по внедрению новой формы отчетности.

Помогите, пожалуйста

“Мы купили лицензию из-за СНТ. К лицензии ИТС на 3 месяца в подарок. А они нам ИТС продать хотели. А без ИС ни ЭСФ, ни СНТ не настроить. Всё через ругань. СНТ настроить 50 тысяч, а СНТ в 1С не работает”.

“Машина уже 10 дней стоит. Почему на мое сообщение не реагируете? Как могу работать, если я 10 дней пишу во все чаты?”.

“Сданная и подтвержденная 328 форма через НК не отражается на ИС ЭСФ на виртуальном складе. СНТ также подтверждена. Не можем сопоставить. Пишем в службу поддержки, не отвечают”.

“Подтвердите, пожалуйста, СНТ!”

“Как розничный реализатор может по требованию покупателя выписать СНТ?”

Телеграм-чат “Внедрение СНТ с КГД МФ РК” разрывается от просьб и вопросов бухгалтеров и предпринимателей. Все в шоке.

Комитет госдоходов внедряет новшество: все товары, завезенные в Казахстан, должны быть отслежены через единую систему КГД – ИС “Электронный счет-фактура”. Но к ней подключен модуль – ИС “Сопроводительная накладная на товар” (СНТ) на подакцизные товары и для их цифровой маркировки.

Сама система частично работает уже с октября 2020 года. Тогда СНТ обязали оформлять предприятия, связанные с подакцизными товарами: алкоголем, табаком, ГСМ. С этого года СНТ распространили на остальные товары по Перечню изъятия (3 865 позиций) и маркируемые товары. И уже первые дни работы нового модуля вызвали почти панику среди бухгалтеров. Работать с ним оказалось непросто.

– С вводом СНТ наша компания работает круглосуточно, – рассказала “КАРАВАНУ” главный бухгалтер стройкомпании Шынар ЖАНМУРЗИНА. – Наши поставщики работают непрерывно. А накладную надо сдать до перехода границы. Если машина загрузилась в 20 часов, до границы она дойдет ночью. Бухгалтер должен отправить СНТ вечером. Но этого не будет. Она должна ждать сообщения от водителя, чтобы отправить номер СНТ на налоговый портал, получить регистрационный номер и отправить его водителю. В этот момент возникает другая проблема – не все таможенные посты имеют оборудование, способное считать QR-код. У них нет и Интернета.

Мой кошмар – работа

– На виртуальный склад будет попадать только товар из Перечня изъятия. А у нас есть и другой товар, обычный, – продолжает она. – И мы вынуждены продавать всё вместе. Мне надо выковыривать товар из этого списка, отслеживать его и продавать по отдельной накладной? У нас половина входит в список изъятия: OSB, КГЛ, минеральная плита. Надо нанимать специалиста и вводить дежурного бухгалтера. Ладно, мы сможем себе это позволить. А как быть МСБ? У них только один бухгалтер. Или ИП, где бухгалтера нет.

– Объем работы резко увеличился, – соглашается коллега Шынар Ляйля СЕРИКБАЕВА. – Мы вносим СНТ при ввозе груза в страну, потом отделяем его по Перечню изъятия. Покупатель должен подтвердить, что он купил товар из этого перечня, и только потом я могу выбить ЭСФ. Это сложно. От другой работы нас же никто не освободил. Мы ведем свой внутренний отчет, потом отчет по статистике, потом в Нацбанк, в налоговую. Прошлую неделю, пока разбиралась с СНТ, я спала по 3–4 часа в сутки. И работала, работала, работала. Мы сидим в чатах, общаемся с техподдержкой, чтобы просто понять, как это работает. Но что могут сделать 10 человек на 10 тысяч бухгалтеров, которые уже подписаны на чат КГД “Внедрение СНТ”?

– Я понимаю, что КГД хочет уйти от бумажных документов, – продолжает она, – но я пока не видела ни одну компанию, где бухгалтерия отказалась бы от принтеров. Мы постоянно печатаем документы, чтобы провести хотя бы сверку. И потом, ведь никто из руководства Налогового комитета не сказал нам: народ, мы переходим на СНТ и ЭСФ, отказываемся от других форм отчетности. Вам не надо будет сдавать никакие 328-е формы, отчеты в статистику и Нацбанк. У нас будет 1 портал, который будет работать со всем. Мы, бухгалтеры, будем двумя руками “за”. Вместо этого нас загружают и загружают лишней работой. Нам добавили дополнительный учет.

Справка “КАРАВАНА”

В конце января КГД сообщил, что в связи с многочисленными обращениями налогоплательщиков сроки проведения Пилотного проекта по оформлению СНТ пересматриваются. “Пилот” по подакцизным товарам продлевается до 1 июля 2021 года. По ввозу из ЕАЭС/вывозу в ЕАЭС – до 1 июля 2021 года. По товарам виртуального склада – до 1 ноября 2021 года.

С учетом предложений налогоплательщиков предусматривается ряд упрощений.

Гладко было на бумаге

Сами правила СНТ правильные, логичные и гладкие. Это на первый взгляд. Но, наверное, слишком гладкие. Внимательно изучив документ, начинаешь находить конфликтные зоны. Таких я насчитал минимум шесть.

Прежде всего – сроки. Нормы были разработаны еще в середине прошлого года. Потом их выставили для обсуждения. И, подозреваю, проект тут же утонул в массе других документов, приказов и постановлений КГД. Никто ведь не отменял обычную повседневную работу Налогового комитета.

Полностью “пилот” стартовал с начала года и должен был закончиться 1 апреля 2021 года. Всего за 3 месяца. Срок реальный? Наверное, нет. В стране зарегистрировано более 900 тысяч разных ТОО. Еще 1,2 миллиона индивидуальных предпринимателей. Это больше 2 миллионов предприятий, которые должны внедрить у себя новую форму отчетности. Сделать такое возможно, если провести предварительную подготовку.

Положа руку на сердце, комитет государственных доходов и министерство финансов клянут все, кому не лень. Поэтому они всегда очень щепетильно работали, когда переводили предприятия на новые формы отчетности, вводили новые правила или изменения. Что произошло сейчас? Почему такой же работы по СНТ не было? Непонятно.

Форма отчетности очень сложная, с большим количеством переменных и цифровой маркировкой товаров и отсылками к Налоговому кодексу и другим документам.

Такую отчетность должен вести бухгалтер. Или, как минимум, специально обученный человек, которого еще надо нанять. Ставка бухгалтера сегодня – минимум 200–250 тысяч тенге. Где эти деньги возьмет небольшой магазин индивидуального предпринимателя? В идеале он передаст ведение отчетности на аутсорсинг. Однако это тоже затраты. И их он сможет отбить, только подняв цены на свои товары. А это уже рост инфляции. "Это приведет нас к банкротству": количество "магазинов у дома" может резко сократиться

Но акиматы и министерство нацэкономики (МНЭ) уже позаботились об этом. Первые забаррикадировали предельные цены на 18 социально значимых товаров. Конечно, они ниже рыночных. Второе установило для магазинов формата “у дома” предельную надбавку в 20 процентов. Выходит, сам формат таких торговых точек уже невыгоден и может исчезнуть в стране. Что больше похоже на зачистку рынка в интересах крупных магазинов и торговых сетей, но руками властей.

Кстати, для других видов деятельности подобных пределов нет. Поэтому будет ясно, почему завтра цены на стройматериалы, одежду, бытовую технику и мебель поднимутся.

Передача отчетности требует наличия техники и связи. Снова расходы, которые упадут на кошелек конечного покупателя.

Еще один фактор инфляции. Кстати, канал связи должен быть достаточно широким и устойчивым. По стандарту ШПД. Такое у нас в стране есть не везде. И вот здесь возникает небольшой вопрос: у КГД канал связи способен обеспечить входящий трафик? Загвоздка в том, что каждые 10 дней на комитет будет обрушиваться огромный поток информации, который надо не только принять, но и переварить. Последнюю неделю много пользователей телеграм-чата “Внедрение СНТ” жалуются на то, что КГД не принимает их отчеты. Значит ли это, что сервер налоговиков не справляется с приемом и обработкой такого объема данных?

Да, правила предусматривают альтернативу: заполнение отчета на бумаге. И тут же есть оговорка: копии их должны храниться в течение срока исковой давности. По Налоговому кодексу это 5 лет.

Система не допускает ошибок

– Казахстан обязан ввести систему контроля за движением товаров, ввезенных по ставкам ниже, чем ставки на такие же товары в других странах Таможенного союза, – пояснила “КАРАВАНУ” руководитель управления сквозного мониторинга КГД МФ РК, менеджер проекта Информационной системы электронных счетов-фактур Айсулу БУРАМБАЕВА. – Мы взяли на себя такие обязательства при вступлении в ВТО. Если такой системы не будет, на нас могут наложить санкции.

Республика вступала во Всемирную торговую организацию тяжело. 19 лет. За это время родился Таможенный союз, и его члены начали переговоры, чтобы войти в ВТО единой зоной на одних условиях. Но потом Россия решила говорить только за себя. В результате каждый зашел в ВТО раздельно. Каждый со своими тарифами и условиями. Россия и Беларусь потребовали у РК поставить барьер для реэкспорта товаров, завезенных по низким ставкам. Отсюда и появился Перечень изъятия товаров.

Список исключений был из 4 500 кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Он постоянно сокращается, гармонизируется с другими странами ТС. Сейчас в нем 3 917 кодов. В список входят, в частности, оборудование, транспортные средства, холодильники, телевизоры, пылесосы, сахар-сырец, молоко, мясо, цитрусовые, яблоки, лекарства.

Проект СНТ – завершающий этап в разработке национальной системы прослеживаемости, считает менеджер проекта. Эта программа – шаг 39 Плана нации от 2015 года.

– Система прослеживаемости позволяет выявлять серые схемы импорта, попытки легализации товаров, уклонения от налогов. Но и дает нашим экспортерам возможность легко выходить на другие рынки, – уверена Айсулу Бурамбаева. – Сначала, в июле 2013 года, была введена система электронных счетов-фактур. С 2016 года мы расширили ее на таможенных брокеров и перевозчиков. Затем – на крупных налогоплательщиков. В 2019 году вошли все плательщики НДС.

Следующий модуль – реализация бурабайского протокола (Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза от 16 октября 2015 года. – “КАРАВАН”) и создание системы прослеживаемости.

– Мы создали виртуальный склад. Он работает автоматически, когда импортер проводит таможенную очистку товара. Декларация автоматически переходит в систему ЭСФ на виртуальном складе налогоплательщика. И, главное, с неизменными данными: наименование товара, количество, код ТН ВЭД, номера декларации и товарной позиции. Мы убрали постоянное наколачивание данных в систему. СНТ заменило ЭСФ в модуле “Электронный склад”, – рассказывает Айсулу Бурамбаева. – Например, пришли на склад яблоки свежие 100 кг. В кабинете налогоплательщика уже указано наименование – яблоки. Количество – 100 кг. Код. Номер декларации. Номер позиции. Идентификатор. На практике налогоплательщики часто ошибались. Вместо 100 кг он забивал 1 000 кг. Ноль лишний. Виртуальный склад такую ошибку сделать не даст.

Затем в систему зашили возможность прослеживания, чтобы не допустить реэкспорт товара.

Если очередной покупатель вдруг захочет вывезти эти яблоки в Россию, ему будет отказано. Если это товар не из списка изъятия, конфликта не будет. Вези, продавай. Всё сделано по принципу раскладушки: если вы не занимаетесь подакцизными товарами, то эти позиции вы не видите.

И да, система КГД тянет весь этот массив данных. Ее серверы разнесены на случай сбоев. Поэтому, если поступает порция информации, а один из компьютеров загружен или вышел из строя, он передает ее другим. Люди жалуются, что не видят уведомления подтверждения получения отчета. Вы посмотрите, когда это происходит. Основная часть таких жалоб поступает во вторник, когда у нас идут профилактика и обновление системы.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи