... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Сколько “палочную” систему ни изживали в Казахстане, а она до сих пор живее всех живых

25.07.2022

Заявления, которые иначе, как чудесными не назовешь, прозвучали недавно из уст главы Антикоррупционной службы Олжаса БЕКТЕНОВА на заседании коллегии по итогам первого полугодия 2022 года: “Это же нонсенс! Каждый руководитель в угоду цифрам был озадачен, в первую очередь, не решением насущных проблем граждан, а формальным достижением целевых показателей. Мы были увлечены самим процессом, а не реальным результатом. В итоге на фоне благополучной статистики реальное улучшение ситуации с коррупцией не столь очевидно”.

Надо отдать должное смелости спикера. Не каждый же день руководители казахстанских силовых структур такого уровня, да еще в присутствии депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан, представителей Администрации Президента, Генеральной прокуратуры и общественности, способны признать ошибки подчиненных.

И это очень позитивный признак. Остается еще наметить шаги, которые не позволили бы в дальнейшем сотрудникам Антикоррупционной службы идти на явные нарушения законности в угоду собственным карьеристским позывам.

Кроме того, в своем выступлении Олжас Бектенов вскрыл основные причины, которые заставляли руководителей региональных подразделений нарушать законность.

Оказывается, деятельность территориальных департаментов Антикора оценивалась в баллах. Чем выше должность привлеченного к ответственности чиновника-коррупционера, тем выше балл!

Вот и пытались оперативники со следователями не только “сварить” как можно больше госслужащих, но и оставить часть из них в запасе – на потом. Чтобы иметь в будущем солидный резерв из кандидатов “на посадку”. Неудивительно, что при подобном подходе количество коррупционеров у нас росло словно на дрожжах! Сколько с коррупцией ни боремся, а ей ни конца ни края не видно!

Но особенно меня возмутило то, что в погоне за баллами сотрудники Антикора инициировали досудебные расследования даже в отношении тех граждан, которые никакого отношения к коррупционным схемам не имели! Ярким примером тому может служить трагическая судьба исполняющей обязанности председателя комитета фармации Ларисы ПАК. В отношении нее в 2017 году было инициировано досудебное расследование по коррупционной статье, а в июле 2019 года бедная женщина скончалась. Потом шли долгие разбирательства, и в декабре 2020 года Ларису Юн-Бойевну реабилитировали. Однако эта запоздалая справедливость не сможет вернуть детям любимую мать, а внукам – бабушку…

Здесь у меня возникает целый ряд вопросов. Спрашивается, куда смотрели работники прокуратуры, когда следователь ныне упраздненного Национального бюро по противодействию коррупции (наследником и правопреемником которого является сегодняшний Антикор) приносил им на согласование свои постановления? Если я не ошибаюсь, именно прокуратура является надзорным органом? И поэтому ее работники обязаны были тщательным образом проверить все за и против! Однако своевременно ничего этого сделано не было.

Возможно, если бы в тот момент у нас существовала трехзвенная модель уголовного процесса с четким разделением полномочий, направленных на создание эффективных фильтров на каждом из этапов, следователь Национального бюро по противодействию коррупции не смог бы с такой легкостью “сшить дело”. Но, к сожалению, “трехзвенка” появилась уже после кончины Ларисы Юн-Бойевны Пак…

Объективности ради можно констатировать, что подобные, с позволения сказать, ошибки следствия наблюдаются и в других силовых ведомствах. И тут остро встает вопрос: “Кто за них отвечает? И отвечает ли кто-то вообще?!”.

Остается лишь надеяться, что трехзвенная модель уголовного процесса позволит снизить (на большее я уж и не надеюсь) процент этих роковых следственных ошибок. Но для этого необходимо, чтобы сотрудники следственных подразделений абсолютно всех ведомств, где таковые имеются, несли за свои промахи самое суровое наказание. Иначе все мы – законопослушные граждане – рискуем оказаться за решеткой.