Опубликовано: 340

Шаман, любовник Уитни Хьюстон, инопланетянин

Шаман, любовник Уитни Хьюстон, инопланетянин Фото - "Люди должны не только смотреть на предметы искусства, но и взаимодействовать с ними", – писал Рустам Хальфин. Фото Елены КОЭМЕЦ

“Я хотел нарисовать такую ню, перед которой у любого мужчины возникла бы эрекция…” – цитата из дневника одного из главных мифотворцев Центральной Азии художника Сергея МАСЛОВА. Эрекция или другая реакция, в любом случае работы современных авторов не оставят никого равнодушным!

В алматинской “Aspan Gallery” открылась коллективная выставка “Корабль плывет”, которая рассказывает гостям о роли художника в обществе.

На выставке представлены разные точки зрения мастеров Центральной Азии как старшего поколения – тех, кто творил в 90-х, так и тех, кто творит сейчас. Живых и ушедших. Организаторы не старались дать исчерпывающий ответ на вопрос о роли художника, но показали различные позиции. У творческого человека может быть много ролей, они могут меняться, однако неизменным остается только одно – желание творить. А выглядеть это может по-разному…

У каждого творца своя "шкура"

Директор галереи, искусствовед Меруерт КАЛИЕВА познакомила с работами. Вот арт-объекты из проекта “Шкура художника” Рустама ХАЛЬФИНА. А дело было так. В 1997 году Хальфин на ежегодном Параде галерей в Музее искусств им. А. Кастеева представил свой проект “Шкура художника”, в котором участвовали коллеги по творческому цеху. Тогда он задумывался о том, каким должно быть новое искусство для нового поколения.

Как писал сам автор, “Шкура художника” – новая метафора картины. Если раньше метафорами картины были: окно в мир, экран, зеркала, то “Шкура художника” обращается непосредственно к телу художника, к его тактильным опыту и памяти... Каждый участник проекта предлагает свою версию “Шкуры…”, опираясь на свой личный тактильный опыт, глаза”.

Меруерт Калиева демонстрирует арт-объекты из проекта

Меруерт Калиева демонстрирует арт-объекты из проекта "Шкура художника"

“Шкуры” просто висели на вешалках. Часть работ из этого проекта и представлена в “Aspan Gallery”. Автор считал: люди должны не только смотреть на предметы искусства, но и взаимодействовать с ними.

Работы рано ушедшего из жизни Молдакула НАРЫМБЕТОВА – художника-шамана, лидера группы “Кызыл трактор”, давно не показывали в Алматы. На монументальном по размеру холсте Нарымбетов написал оммаж (работа-подражание, жест уважения. – Прим. авт.) известной картине Анри Матисса “Танец”. В композицию автор включил фигуры художников – соратников по “Кызыл трактору” Смайла Баялиева, Арыстанбека Шалбаева, Виталия Симакова, Саида Атабекова и самого себя в процессе танца и музицирования, указывая на перформансы 90-х годов. А они сопровождались шаманскими танцами, музыкой, яркими костюмами дервишей.

Молдакул Нарымбетов

Молдакул Нарымбетов "Танец"

Для Молдакула живопись, инсталляция, перформанс существовали параллельно, ведь его бабушка была баксы, он рос в атмосфере ритуалов, шаманских действий. Потому для него это была часть жизни, которую он не отделял от своего творчества.

“Я – свободный человек и никому не подчиняюсь”

Чтобы понять творчество Сергея МАСЛОВА, прежде следует почитать цитаты из его дневника – живопись художника неразрывно связана с его текстами. Поэтому его картины из частных коллекций – в компании с цитатами из дневников, описаний проектов и писем в интерпретации Елены и Виктора ВОРОБЬЕВЫХ.

– О себе Маслов говорил много чего. И каждый образ сопровождался большим количеством текста, картин, фантазий, – говорит Меруерт Калиева. – Он представлялся то братом Джоконды, то инопланетянином, то любовником Уитни Хьюстон.

“Я – свободный человек и никому не подчиняюсь. Ничьи приказы я выполнять не буду. Любые приказы я расцениваю как покушение на свободу, то есть нарушение прав человека. Цензуру произведения искусства я расцениваю как нарушение авторских прав”, – писал автор.

Среди представленных работ большинство выполнены в жанре ню.

Интересуюсь: не боятся организаторы, что на огонек заглянут уятмены, начнут возмущаться?

– Возможно, и будут. Но ведь искусство создано для того, чтобы делать людей более открытыми, чем они есть. Мы должны вести за собой людей, а не подчиняться собственным представлениям, каким должно быть искусство, – ответила директор галереи.

Бумажному кораблику – большое плавание

Кыргызский художник, архитектор Улан ДЖАПАРОВ демонстрирует гостям свое программное видео “La nave va”, снятое на острове Ольхон на Байкале. Собственно, работа Джапарова и дала название выставке “Корабль плывет”. В видео автор проделывает перформанс – делает бумажный кораблик, надевает на голову и ныряет в воду. Это действие заставляет кораблик плыть по поверхности озера самостоятельно.

Выставку украшает скульптура художника-самоучки Георгия ТРЯКИНА-БУХАРОВА, выполненная из отслуживших музыкальных инструментов. А вообще для своих картин, инсталляций Георгий использует всё, что находит в закромах у друзей, старых сундуках, на блошином рынке и даже на мусорных свалках.

Скульптура Георгия Трякина-Бухарова

Скульптура Георгия Трякина-Бухарова

Елена и Виктор Воробьевы представили 2 проекта, которые родились в 90-е годы. Два рисунка изображают известную инсталляцию арт-дуэта “Художник спит” (1996). Плетеный холст “Художник с компьютером” появился на свет после того, как в конце 90-х Центр современного искусства Сороса организовал для творческих людей курсы по веб-дизайну.

– В то время у художников не было компьютеров, Интернета. И большинство скептически относились к этой инициативе, но участвовали, – рассказывает Меруерт Калиева. – Сергей Маслов после этих курсов он решил создать порносайт, чтобы на нем зарабатывать. Потом эта идея сошла на нет. Елена Воробьева сфотографировала своего супруга Виктора, когда тот сел за компьютер. У Воробьевых осталось это фото. Они распечатали его на 2 холстах, которые сплели между собой. Эта долгая мануальная работа заставляет задуматься о сущности акта творения, роли технологии в искусстве.

Действие стало важнее

– Меруэрт, приходилось слышать мнение людей, мол, я тоже могу так нарисовать. Как правильно "читать" работы современных авторов? Художница-самоучка создает удивительные картины

– Основная проблема – в советском образовании, где история современного искусства останавливалась примерно на Пикассо. После него был огромный пласт художников, происходили разные революции. Например, Джексон Поллок брал холст, клал на пол, а сверху на него капал краски, исполняя шаманский танец. Были разного рода хеппенинги, перформансы, когда художники отошли от необходимости иметь определенные предметы искусства, для них действие стало важнее. Появились новые технологии, нематериальное искусство. Об этом пласте мало кто знает из современников в Казахстане. Когда люди видят перформанс, они не понимают, что происходит. Мне кажется, чем больше человек видит, вникает, тем его понимание становится глубже.

– Назовите казахстанцев, чьи работы вызывают наибольший интерес в мире искусства.

– Многие казахстанские художники, к нашему счастью, очень востребованны. К примеру, работы Ербосына Мельдибекова находятся в музеях мира. У Алмагуль Менлибаевой сейчас проходит около 5 выставок в разных концах Земли. Елена и Виктор Воробьевы были первыми художниками из Центральной Азии, которые выставлялись в 2017 году на Венецианской биеннале. Саид Атабеков, Рустам Хальфин, Сергей Маслов – в их позиции в мире никто не сомневается, это признанные художники.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи