... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Сезон охоты: как уберечь себя от укусов клещей

25.04.2019

Весна приходит к нам не только буйством зелени, ароматами цветов, но и с довольно опасными инфекциями, которые переносят насекомые. К примеру, иксодовые клещи. В одних регионах страны они угрожают клещевым энцефалитом, в других – еще более грозным заболеванием: конго-крымской геморрагической лихорадкой (ККГЛ).

Как уберечь себя и семьи от этой инфекции, рассказывает врач-эпидемиолог отдела мониторинга за карантинными и особо опасными инфекциями управления профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний Зангар ТУРЛИЕВ.

В 2018 году в мире зарегистрировано 500 случаев ККГЛ, из них 40 – летальных. Особенно высока регистрация заболевания в странах Азии (Афганистан – 267 случаев, 4 летальных), (Пакистан – 100, 11), (Иран – 56, 7), (Ирак – 9, 7), (Казахстан – 18 случаев, 4 летальных)…

Официально в нашей стране к эндемичным регионам по ККГЛ относятся Туркестанская, Жамбылская, Кызылординская области, все их крупные и мелкие населенные пункты, а также город Шымкент.

– Из 18 прошлогодних случаев конго-крымской геморрагической лихорадки пять зарегистрированы в Туркестанской, девять – в Жамбылской, четыре – в Кызылординской областях. И в сравнении с 2017 годом наблюдается рост заболеваемости – на пять случаев. На два – в Кызылординской области и на три – в Жамбылской, – сообщает эпидемиолог Зангар Турлиев. – В этом году ККГЛ пока не обнаружена, но были случаи, когда люди поступали в больницы с подозрением на это заболевание. Это те, у кого наблюдались симптомы, сходные с острыми респираторно-вирусными инфекциями: головная боль, высокая температура, и при этом в эпиданамнезе был укус клеща. Они считаются предположительными по конго-крымской геморрагической лихорадке.


Зангар ТУРЛИЕВ. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

При каждой такой регистрации в обязательном порядке проводятся все противоэпидемические мероприятия. Взятые у пациентов анализы отправляются в лаборатории особо опасных инфекций областных филиалов Национального центра экспертизы при департаментах охраны общественного здоровья. Там же проводят лабораторные исследования методами ИФА и ПЦР. Хотя среди нынешних пациентов вирус ККГЛ не выявлен, все же цифры настораживают. Ведь в 2017 году за тот же период подозрительных случаев было меньше.

– То есть вероятность встречи с клещами и инфицирования в нынешнем сезоне увеличивается?

– Да. За три месяца этого года уже было зарегистрировано 349 укусов клеща. За аналогичный период прошлого года было всего 182 случая. То есть в среднем по республике число укусов возросло в два раза, и нам всем нужно быть начеку. Проанализировав ситуацию, мы полагаем, что активизации клещей в этом сезоне, скорее всего, способствовали погодные условия: малоснежная, не холодная, не суровая зима, как в прошлом году.

Костюмы советского образца очень эффективны

– Ежегодно в каждом из эндемичных регионов силами департаментов охраны общественного здоровья и местных исполнительных органов мы проводим плановую противоклещевую обработку территорий и закуп необходимых медпрепаратов для лечения людей, – продолжает рассказ Зангар Турлиев. – Сейчас для терапии ККГЛ у нас используются рибавирин (противовирусный препарат для лечения тяжелой инфекции, вызванной респираторно-синцитиальным вирусом) и соответствующая плазма крови.

Плазму готовят из крови переболевших и выздоровевших после конго-крымской геморрагической лихорадки людей, у которых выработался иммунитет к болезни и соответствующие антитела в крови.

После приготовления она хранится в специальных центрах крови в каждой из областей. И по мере необходимости используется для лечения заболевших ККГЛ.

– Такая плазма заготовлена во всех эндемичных по ККГЛ регионах?

– Да. И ежегодно в начале эпидсезона мы выезжаем на места. Наши специалисты уже побывали Жамбылской, Туркестанской областях и в Шымкенте. Осталось посетить Кызылординскую область. Там мы следим за готовностью областных и районных инфекционных больниц, наличием в них отдельных боксов для пациентов, в которых должен работать специально обученный персонал, проверяем наличие одноразовых и многоразовых защитных костюмов. Многоразовые, кстати, используются еще того старого, советского образца, поскольку они очень эффективны и хорошо защищают медиков при контакте с больными, когда идет сбор анализов и лечение, а также удобны для техперсонала при уборке и очистке помещений от зараженной крови и опасных биологических выделений больного. Мал клещ, да опасен

Проверяем также готовность территорий регионов к противоклещевой обработке. Перед каждой такой процедурой на селе местные исполнительные органы должны обеспечить их чистоту, убрать мусор и загрязнения.

Только в таком случае противоклещевая обработка может быть эффективной. Если, к примеру, на том же частном подворье имеется скопление навоза, а клещи зимуют именно в нем, дезсредства просто не сработают, не попадут внутрь, и выжившие клещи выйдут наружу и снова будут распространяться по местности.

Погода диктует

– Сейчас в связи с дождливой погодой в южных регионах графики противоклещевой обработки чуть сбились. А если в дождь проводить такие процедуры, препараты попросту смоет водой, – поясняет эпидемиолог. – Поэтому специалисты департамента охраны общественного здоровья проводят работы, ориентируясь на прогнозы местных метеостанций. Например, на прошлой неделе все регионы вроде должны были начать дезобработку, но начали ее только в Кызылординской области. А Жамбылская и Туркестанская области перенесли ее на конец апреля.

– В первую очередь рискуют заразиться ККГЛ жители сельской местности. Реже – медработники. Но если вспомнить страшный случай 2009 года в Туркестане, когда от конго-крымской геморрагической лихорадки погибли сразу пять человек: беременная женщина, ее новорожденный ребенок и три врача, спасавших их, понятно, насколько велика опасность, которую несет эта инфекция! – констатирует эпидемиолог Турлиев. – Тогда врачи заразились, пытаясь остановить маточное кровотечение, случившееся у женщины после родов.

И никто из них не знал и не был готов к такой опасной инфекции, как ККГЛ. Хотя всё происходило именно в эндемичном по этому заболеванию регионе.

Но медработники, хирурги и средний медперсонал, останавливая кровь, проводили все процедуры без соблюдения техники безопасности. Там был врач-неонатолог, который брал кровь без перчаток, потому что в них ему было трудно нащупать вену.

Как это ни прискорбно, погибли врач-хирург, которого для помощи вызвали из Шымкента в Туркестан, местный хирург, врач-неонатолог, а также женщина и ребенок, заразившийся от матери при прохождении через родовые пути.

Еще одним из инфицированных был фельд­шер, помогавший врачам. Он выжил. Его удалось вылечить, хотя в то время еще не было рибавирина. И только после 2009 года у нас начали усиленно контролировать такую опасную инфекцию, как ККГЛ.

Настороженность никому не помешает

– Сейчас, конечно, работа по предотвращению такой опасной инфекции поставлена. И в эндемичных регионах человек даже с зубным кровотечением, особенно если в анамнезе у него был укус клеща, или он занимался убоем скота, стрижкой овец, при которой всегда есть риск раздавливания насекомого, вызывает настороженность врачей.

Автоматически медработник сразу должен взять у него кровь и отправить в лабораторию, где она проверяется пять часов.

А за это время уже начинается упреждающее лечение человека, назначают рибавирин. Если идет ухудшение, включается уже лечение плазмой. Человека изолируют в отдельный бокс. Все контактные лица находятся под наблюдением последующие 14 дней, – рассказывает Зангар Турлиев. – Конечно же, есть своя градация по контактным лицам – на степени высокого или умеренного риска. К группе высокого риска относятся люди, имевшие непосредственный контакт с выделениями крови, с рвотными массами. Как не угодить в лапы клеща!

У них тоже берут анализ крови и проводят соответствующие профилактические процедуры.

– Расскажите о случае в одной из семей Жамбылской области...

– В прошлом году в Сарысуском районе Жамбылской области было зарегистрировано три случая ККГЛ в одном очаге.

Семья произвела убой мелкого рогатого скота, а на следующий день симптомы лихорадки стали проявляться у отца – это головная боль, температура, слабость, тошнота, рвота и желудочное кровотечение.

Он обратился в Центральную районную больницу. Был ли у него укус клеща, мужчина сказать не мог. Его сразу положили в отдельный бокс инфекционного отделения. На следующий день симптомы болезни проявились у его жены и сына, только без кровотечения. Буквально через три дня мужчины не стало. Остальных контактных из этой семьи изолировали, когда симп­томы только начали проявляться, активно лечили рибавирином. Их удалось спасти... Это было в ноябре 2018 года.

Если раньше регистрация случаев ККГЛ шла в основном в мае – июне, в крайнем случае – в августе, сейчас сезонности лихорадки уже нет.

Инфекция может проявлять себя постоянно, потому что клещи могут зимовать и в щелях сараев, в которых скот находится постоянно, и где производится дойка. Они могут паразитировать на коровах.

А люди в сельской местности не очень-то соблюдают технику безопасности. По старинке могут снять клеща с вымени коровы, раздавить и выбросить. Почти нет никакой настороженности. А это очень опасно!

Во всех указанных регионах наши специалисты проводят санпросветработу среди населения о мерах безопасности по конго-крымской геморрагической лихорадке. Дети в школах пишут диктанты на эту тему. В Жамбылской области, например, разработали буклеты, раздали их всем медработникам школ для чтения детям. Затем, чтобы школьники объясняли дома родителям, что такое ККГЛ.

АЛМАТЫ