Опубликовано: 5500

Самоубийство – родом из детства

Самоубийство – родом из детства

Недавно в Женеве Всемирная организация здравоохранения озвучила страшные цифры: ежегодно в мире погибает более 1 миллиона 200 тысяч подростков. Среди них немало и таких, кто накладывает на себя руки.

Директор департамента ВОЗ по здоровью матерей, детей и подростков Энтони Костелло заявил: “Роль родителей, семьи, общества крайне важна, так как они имеют наибольшую возможность положительно влиять на поведение и здоровье подростка”.

С этим не поспорить.

Что же касается Казахстана, то председатель комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры Багдат Мусин провел краткий анализ ситуации по суицидам в нашей республике. И получилось, что в 2016 году общее количество самоубийств увеличилось на 5,5 процента (3 942 против 3 735 в 2015 году). Но с начала 2017 года оно снизилось на 8,7 процента (с 931 до 850).

Откуда берутся такие изверги?

О подростковых самоубийствах можно сказать, что в Казахстане их количество в два раза ниже среднестатистического показателя в мире: 3–4 случая на 100 тысяч несовершеннолетних, против – 6–7. Однако это еще не повод для самоуспокоения: суициды подростков у нас пока, увы, не редкость.

По утверждению психиатров, одна из причин подростковых самоубийств кроется в насилии, в том числе сексуальном, совершенном в детстве.

Исследования ведущих специалистов-суицидологов Килпатрика, Беста и Веронена доказывают, что жертвы сексуального насилия совершают суицид в 8 раз чаще других людей.

Впрочем, до самоубийств доходит не всегда. Буквально на днях в Атырау нашли восьмилетнюю девочку, которая пропала 14 июня. К сожалению, уже мертвой…

Предполагаемый убийца арестован, и пресс-служба суда № 2 города Атырау сообщила, что “он подозревается в умышленном причинении смерти другому человеку, совершенном с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера заведомо несовершеннолетнего лица”.

В поисках ответа на вопрос, что толкает подростков на самоубийство, мы обратились к исполняющему обязанности генерального директора Республиканского научно-практического центра психического здоровья Николаю Анатольевичу Негаю.

– Как вы можете оценить ситуацию по суицидам подростков?

– Сейчас есть тенденция к снижению. Но, скажу сразу, за один или два года выводы делать нельзя. В последние же 5 лет у нас идет достаточно устойчивое снижение. Согласно данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в 2013 году в Казахстане зарегистрировано 341 самоубийство и 636 попыток суицида. В 2014 году 189 и 508 – соответственно. В 2015 году – 202 и 484. В 2016 году – 175 и 410. А за пять месяцев 2017 года – 71 и 186. "Группы смерти" начали рекламировать в казахстанских автобусах

За ними – глаз да глаз!

– Какой возраст наиболее опасен с точки зрения суицида?

– Во всем мире наиболее опасным считается период с 17 до 29 лет. Однако, по данным наших собственных исследований в Казахстане, из несовершеннолетних наиболее подверженными оказались ученики 8-го класса: 14–15-летние школьники.

– Почему кто-то из подростков идет на самоубийство, а кто-то – нет?

– Это зависит от психической и психологической устойчивости. Если она есть, то никакие влияния извне не заставят его сделать роковой шаг. Если же такой устойчивости нет, тогда даже незначительный конфликт с родителями, учителями, одноклассниками или плохая отметка в школе могут толкнуть на смерть.

– В соцсетях можно наткнуться на так называемые “группы смерти”. Что вы о них думаете?

– Сейчас много говорят о различных тенденциях в социальных сетях – о “Синем ките”, “Тихом доме” и тому подобных. Они, конечно, негативно воздействуют на школьников. В первую очередь на тех, кто принимает все происходящее слишком близко к сердцу. В этих группах специально отбирают детей и подростков с низкой степенью защиты от внешних факторов воздействия.

Основная цель нашей программы и службы – это сделать невосприимчивым все население республики к этим самым внешним факторам.

– Можно ли полностью оградить подростков, да и всех граждан от негативного воздействия извне?

– Это просто невозможно. Ведь самовоспитание любого человека формируется под влиянием целого комплекса различных внешних факторов. И стрессовых, и негативных. Но они должны сделать нас сильнее. Мы, приобретая опыт противодействия таким воздействиям, идем дальше. В народе это называется “набивать шишки”.

– Если ребенок принял решение покончить с собой, это как-то внешне проявляется?

– В любом случае суицидальное поведение – это депрессивно-тревожное состояние. Одно из пограничных психических расстройств. Его видно сразу. Как только в поведении подростка начнутся какие-то резкие изменения, родители должны быстро реагировать.

– Какими могут быть эти изменения?

– Допустим, школьник по утрам стал с трудом просыпаться. Перестал ходить на занятия, бросил тренировки. После учебы возвращается домой очень поздно или вовсе не ночует дома и так далее. Подобные изменения родители должны воспринять как тревожный звон большого колокола. И срочно обратиться либо к школьному психологу, либо к районному врачу-психиатру.

Помните, все подростки достаточно внушаемы. Это связано с эндокринными изменениями в организме и влиянием на психологическую сферу гормонов. В такой момент роль родителей неоценима.

Тем не менее многие папы и мамы говорят: давайте не будем вмешиваться, пусть он (подросток) сам плывет по течению. Нет! Ни в коем случае! Родители должны контролировать поведение своего ребенка и стать для него примером для подражания.

– Но это же напрямую зависит от общения?

– Как показали наши исследования, сегодня родители в среднем общаются со своими детьми не более 20 минут в день. Всего 20 минут! Когда довозят их до школы или ужинают вместе. И всё. Остальное время подросток подвержен влиянию всех, кроме собственных родителей. Войны не надо: в Казахстане происходит по 9 самоубийств в день

Чем грозит поведение потенциальной жертвы?

– Может ли сексуальное насилие со стороны кого-то из взрослых подтолкнуть подростка к самоубийству?

– Конечно. Но это не педофилия. Педофилами признают лишь тех, кто совершает развратные действия с детьми, возраст которых не превышает 12 лет.

– Но ведь встречаются субъекты, подвергающие сексуальному насилию и старших школьников – 13, 15 или 17 лет? Как преступники вычисляют своих жертв?

– К сожалению, у части подростков так называемое виктимное поведение – поведение потенциальной жертвы. Они сами неосознанно провоцируют сексуально озабоченных граждан. Я ни в коем случае не оправдываю насильников, но подросток своим поведением посылает сигнал, и те начинают действовать.

Поведение потенциальной жертвы могут почувствовать и одноклассники. И тогда мальчик или девочка становится объектом для различных издевательств. Если родители видят, что их ребенок периодически возвращается из школы в слезах, избитый или просто расстроенный, то надо срочно поговорить с ним, успокоить. А потом немедленно вести его к психологу и выстраивать личность. Чтобы он перестал быть жертвой.

– Может ли акт сексуального насилия, совершенный в детстве, изменить судьбу человека?

– Сама психотравмирующая ситуация очень сильно влияет на психическое состояние подростка в будущем. У него развивается посттравматическое стрессовое расстройство почти в 100 процентах случаев.

Ведущие ученые-суицидологи говорят о том, что именно травмы и насилие в детстве приводят к самоубийству во взрослом состоянии.

Кстати, в рамках нашей программы мы начали выявлять очень много случаев скрытого насилия в семьях. Как физического, так и сексуального.

Бывает, детей развращают и насилуют собственные отцы или кто-то из родственников, бывает, этим занимаются отчимы.

– Когда подозреваемого привлекают к уголовной ответственности, то следователь всегда назначает судебно-психиатрическую экспертизу?

– Да, но с июля 2016 года судебно-психиатрическая экспертиза передана в министерство юстиции РК.

– Как такие сексуально озабоченные граждане объясняют свое поведение, что говорят?

– Обычно они ничего не говорят, так как находятся в состоянии реактивной депрессии. Ведь другие заключенные их, мягко говоря, недолюбливают. Поэтому они либо молчат, либо от всего отказываются, хотя в материалах дела собраны все доказательства их вины. Как правило, их признают вменяемыми или ограниченно вменяемыми. В последнем случае они получают лечение в местах лишения свободы.

Так что сам факт суицида – это только верхушка айсберга, а проблем гораздо больше.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи