Опубликовано: 1500

Рот не разевай, когда дотации идут

Рот не разевай, когда дотации идут Фото - Архив "Каравана"

В любой стране мира есть развитые регионы и не очень. Это не означает, что в одних работают лучше, а в других живут одни бездельники. Так было и будет всегда. И ничего с этим не поделаешь. Тем более в такой большой стране, как Казахстан, с его огромными территориями, небольшим населением и сырьевой экономикой.

Чтобы хоть немного сравнять условия жизни людей в разных концах страны, государство использует механизм перераспределения доходов: забирает деньги у более богатых областей и передает их в другие, где живут победнее. Такое размазывание денег по стране называется бюджетным выравниванием. Этот механизм жестко прописан в Бюджетном кодексе. И каждый год его повторяют в законе о бюджете на очередной год.

Обычные трансферты выравнивают обеспеченность местных бюджетов. Это позволяет акиматам предоставлять стандартный уровень государственных услуг.

Целевые – более жесткие по использованию. Их центральный бюджет может выдавать на конкретные работы по государственным программам. Или по ходатайству акимов на непредвиденные расходы. Эти деньги могут быть получены из резерва правительства или вышестоящего акимата. Самый консервативный бюджет: почему в 2018-м доходы сократятся на триллион тенге

Четыре донора в трех группах

Из 14 областей и двух городов республиканского подчинения только четыре донора отдают в бюджет больше, чем получают из него. Это Алматы, Атырауская и Мангистауская области. С прошлого года в их число вошла и Астана. Она дает немного по сравнению с первой тройкой, но тем не менее.

В нашем случае все регионы-доноры можно разделить на три группы по принципу, кто как зарабатывает:

– это те, кому повезло с полезными ископаемыми, – Атырауская и Мангистауская области;

– особо работящий Алматы – центр развития бизнеса, в том числе малого и среднего, производства и торговли;

– и столица – здесь расположены офисы всех национальных компаний, они подкачивают экономику города.

По сравнению с 2017 годом в следующем сумма изъятий увеличится почти на 16 миллиардов тенге. Но по сравнению с изъятиями прошлого года Алматы и Мангистауская область стали платить в бюджет больше, чем Астана и Атырауская область. Если налоговый пресс для вторых увеличился на 5 процентов, то для первых – сразу на 8 процентов. Это кажется небольшой разницей.

Но вспомним – бюджет страны в этом году корректировали три раза. И каждый раз изъятия из бюджета Алматы росли. Значит, по сравнению с первоначальным планом разница еще больше.

Бывшая столица дает пятую часть всех налоговых поступлений. Следовательно, расходы государства все больше зависят от доходов от ненефтяной деятельности. Если же посмотреть еще глубже, в структуру налоговых поступлений, то можно увидеть: почти половину всех налогов города дают торговля и услуги. А это та сфера, где позиции чисто казахстанских компаний непрочны. Не умеем мы пока торговать. Не научились. Такое “развитие” – уже угроза для экономики.

Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ
Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

Потратит больше, чем заработал

Среди получателей денег все регионы, на первый взгляд, тоже примерно равны: в будущем году дотации для всех акиматов вырастут достаточно ровно – в районе 5–6 процентов. Что примерно равно инфляции. Это и печалит: кроме Астаны, никто из регионов не переходит из дотационных в доноры. С ростом экономики уровень жизни в областях страны растет за счет не собственного развития, но манны астанинской. Главный стимул для областных акиматов – это не работа с экономикой, а трансферты. Эти деньги и получать легче, и при распределении статус акима повышается.

Конечно же, крупным получателем помощи всегда была (и наверняка еще долго будет) Южно-Казахстанская область. По прогнозу в новом году она получит 392 миллиарда тенге субвенций. Это больше, чем два следующих региона-реципиента, вместе взятые, – ВКО и Жамбылская область.

Если пересчитать помощь на число жителей, то ЮКО вдруг оказывается не такой уж дорогой для страны. Больше всех помощи получат Кызылординская (175,8 тысячи тенге на одного человека) и Северо-Казахстанская (171,1 тысяча тенге на человека) области. Это почти в 3 раза больше, чем получит каждый (условно) житель относительно благополучной Павлодарской области (62 тысячи тенге), и в 2 раза больше, чем житель депрессивной Алматинской. ЮКО оказалась в середине списка с 134,6 тысячи тенге.

Такое распределение как-то не совсем соответствует данным комитета по статистике. По его цифрам, самые бедные казахстанцы проживают в ЮКО (номинальный доход на человека – 45,5 тысячи тенге в месяц) и Жамбылской области (доход – 52,7 тысячи тенге). Миннацэкономики расправилось с бедными казахстанцами

Скромнее надо быть

Закон о бюджете показывает, что дотационные области совсем не самостоятельны финансово. Например, та же ЮКО по итогам этого года может получить всех налогов на 318 миллиардов тенге. Получит же из центра на 74 миллиарда больше, чем заработала. Зависимость Жамбылской области еще больше – заработает больше 80 миллиардов, а получит 158 миллиардов тенге. Кызылординская и Северо-Казахстанская области тоже получат дотаций больше, чем налогов. Остальные регионы получат дотаций меньше, чем налогов.

Всего на дотации в области будет выделено более 1,5 триллиона тенге. Это шестая часть всей расходной части республиканского бюджета.

Тут сразу вспоминаются слова Президента страны о том, что надо бы быть скромнее в праздниках. Особенно в областях, которые получают помощь из центра. Так как деньги эти на местах проходят через одни руки, то и впечатление создается, что на эти собранные по копейке средства торжества и проводятся. Будьте экономны, а то кризис найдет те средства, которые не смогут найти даже аудиторы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи