Опубликовано: 2100

Революционная ситуация в ВКО: “верхи” не могут выполнить требование Экологического кодекса, а “низы” не хотят платить за вывоз мусора

Революционная ситуация в ВКО: “верхи” не могут выполнить требование Экологического кодекса, а “низы” не хотят платить за вывоз мусора Фото - Виктор ВОЛОГОДСКИЙ

В Восточном Казахстане ситуацию с ТБО можно выразить известной формулой: “верхи” не могут выполнить требование Экологического кодекса и наладить сортировку мусора, а “низы” не хотят платить за вывоз бытовых отходов. Вместе с долгами населения перед коммунальщиками растут несанкционированные свалки.

На днях областной ЦЭБ (центр экологической безопасности) назвал сумму долга жителей Усть-Каменогорска за вывоз ТБО – 66 миллионов тенге. При этом в перечне экологических проб-лем горожане указали мусор как одну из наиболее острых.

– Количество контейнеров зависит от числа жильцов, а у нас нет достоверных сведений, – пожаловалась замдиректора отдела ТОО “Өскемен СпецКоммунТранс” Жупар КУЖАХМЕТОВА. – В различных органах говорят, что данные по прописке являются персональными и не подлежат разглашению. В результате контейнеры переполнены, растут несанкционированные свалки.

Почти у трети горожан вообще нет договоров на услуги коммунальных предприятий, хотя, по словам экологов, на каждого устькаменогорца ежедневно образуется не меньше килограмма мусора.

Подать в суд на должников и хитрецов невозможно опять-таки из-за отсутствия персональных данных. Кроме того, закон разрешает юридическим и физическим лицам утилизировать отходы самостоятельно.

Чтобы хоть немного притормозить рост свалок, в ЦЭБе предложили сделать обязательным документ, что жилец вывез мусор на легальный полигон.

Телега впереди лошади

Всего за 60 лет существования полигона ТБО в Усть-Каменогорске накоплено 7,7 миллиона тонн мусора, и гора подрастает еще на 90–100 тысяч тонн ежегодно. По словам экологов, это мина замедленного действия. Мусор занимает больше 22 гектаров земли, загрязняет воздух, почву, грунтовые воды, но все попытки власти наладить мусоропереработку потерпели фиаско. Около 20 компаний, проявивших вроде интерес к идее завода-утилизатора, затем от нее отказались. Нерентабельно.

Между тем, по Экологическому кодексу, уже полтора года, как на полигоны запрещено вывозить 12 видов отходов. Через год под запретом будет еще 5 видов.

– Уже нельзя размещать бумагу, пластик, стекло и другие отходы, которые подлежат вторичной переработке, – пояснили в департаменте экологии Восточного Казахстана. – С января 2019 года останутся всего две-три позиции для размещения на полигоне – только то, что невозможно переработать, например камни.

По обязательствам, взятым страной в Концепции по переходу к “зеленой экономике”, к 2030 году перерабатываться должно 40 процентов ТБО, к 2050 году – 50 процентов. В Восточном Казахстане, по данным экологов, эта цифра не дотягивает до 2 процентов.

– Статья 301 Экологического кодекса, запрещающая вывозить на свалки бытовые отходы, принята поспешно, – высказал мнение Геннадий КОРЕШКОВ, председатель экспертной группы по экологии областного общественного совета, директор регионального ЦЭБа. – Статья есть, а оргмероприятий для ее реализации не предусмотрено. В прошлом году в Восточном Казахстане приняли “Дорожную карту” до 2020 года. Но она “слепая”. Ни источников финансирования, ни ответственных, а главное, программа заведомо невыполнима. Вот указана цель: обеспечить раздельный сбор. А как? Мы проанализировали: около 20 предприятий пробовали наладить переработку шин, стекла, ПЭТ-бутылок, макулатуры. Ни одно сегодня не работает! Главная причина – нет объема сырья. В Аягозе встал небольшой завод, который выпускал туалетную бумагу. Ему в месяц надо как минимум 25 тонн макулатуры, а он 10 собрать не может. Мусорные войны. Генерал финполиции не может победить мафиозных воротил

Казалось бы, только в Усть-Каменогорске на полигоне почти 8 миллионов тонн ТБО. Ставь сортировочную линию, забирай. Однако любой эксперт знает: отходы, побывавшие в мусоровозе, для переработки не годны, слишком много затрат. Наглядный пример: заводы в Алматы и Астане – вставшие, едва иссякли дотации из бюджета. Единственный правильный способ сортировки, по мнению специалистов, у источника, то есть по контейнерам в жилом секторе или в пунктах приема вторсырья. Как показал пример западных стран, переработка таких раздельных отходов дешевле и сокращает объем ТБО в 25 раз. Правда, нужно помнить: в Германии культуру раздельного сбора прививали 20 лет, в Бельгии – 40.

– В Усть-Каменогорске в 30 многоэтажках действуют мусоропроводы, в остальных дворах установлены общие контейнеры, это почти 500 площадок, – отметил руководитель центра экобезопасности. – А мы хотим, чтобы появились отдельные емкости под сбор пластика, бумаги, стекла, ртути… То есть минимум по 6–7 контейнеров на площадке. Где найти столько земли? И как за год-два изменить менталитет населения?

Цена вопроса

Сейчас эксперты ЦЭБа проанализировали, сколько на предприятиях и в организациях Усть-Каменогорска уходит в отходы бумаги, пластика и стекла. Расписали, что с этим делать. Например, тонны документов, которые накапливаются в акиматах, судах, разных управлениях, департаментах, нельзя просто сдать как макулатуру – в них информация для служебного пользования. Их сжигают. Экологи предложили “зеленый” вариант: измельчать бумагу в шредерах и отправлять эти лоскуты на вторичную переработку. Для сбора бутылок, ПЭТ тары и той же макулатуры установить на главных городских рынках модули по приему вторсырья. Следующим этапом может стать появление специализированных контейнеров сначала возле КСК, затем во дворах. 25 “пилотных” ящиков под макулатуру, установленных в разных дворах города, показали достаточно сознательное отношение людей к необходимости сортировать бумагу.

– Появится эффективный селективный сбор – откликнется бизнес, заработает переработка, – высказали убеждение экологи. – Для областного центра цена вопроса 500 миллионов тенге – это изготовление модулей, специализированных контейнеров, организация логистики. Операция “Утилизация”. Как в Казахстане решить проблему отходов

Не так давно проблема ТБО оказалась в центре внимания областного надзорного органа. Как констатировали прокуроры, только 8 процентов свалок имеют разрешительные документы. Больше 250 являются несанкционированными.

– В Восточном Казахстане всего 13 узаконенных полигонов, то есть тех, которые имеют разрешение на эмиссии, – подтвердил главный эколог региона Дмитрий КАВРИГИН. – Мы чуть ли не ежемесячно напоминаем акимам городов и районов, что необходимо выполнить требования законодательства – оформить земельные участки, разработать проектную документацию, пройти согласование, выделить средства для строительства полигонов. Акимов, которые откровенно бездействуют, привлекли к административной ответственности. Но вопрос не сдвинулся ни на йоту, причина – хроническое недофинансирование.

Ни один новый проект, по словам Дмитрия Юрьевича, сегодня не получает “добро”, если в нем не предусмотрены сортировка, площадки для временного хранения бумаги, пластика, стекла. Разумеется, дополнительные траты нравятся не всем бизнесменам, многие не готовы изменить менталитет. Но другого пути нет.

На Западе во “вторичку” уходит около 90 процентов ТБО, в Новой Зеландии и Австралии вообще действует концепция “нулевых отходов”. Предприятие, изготовившее, например, мебель, обязано отправить ее после завершения использования не на свалку, а на переработку. Чтобы сделать что-то новое.

– Мусоропереработка – непростой процесс, требует от людей привычки сортировать отходы по пакетам, – заметили эксперты центра экобезопасности. – Но по идее это хорошие деньги. Один раз вложился, и можно получать бумагу, текстиль, металл, топливо.

В календаре международных дат есть Всемирный день вторичной переработки. Главная цель – привлечь внимание властей, бизнеса, общественности к теме. Вторичная переработка сглаживает проблему ограниченности ресурсов, снижает стоимость товаров, борется с загрязнением окружающей среды. Более того, во всем мире сбор и переработка мусора – это прибыльный и уважаемый бизнес. Будем надеяться, он приживется в нашей стране.

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи