Опубликовано: 1600

Праздник непослушания: что говорят монополисты о переплатах и собственных тарифах

Праздник непослушания: что говорят монополисты о переплатах и собственных тарифах

Признаться, за двадцать с лишним лет в журналистике мне не приходилось встречаться с таким молчаливым и нахальным саботажем правительства кем-либо из бизнеса.

В начале недели алматинцы получили квитанции на оплату коммунальных услуг… Нет, кое-какие тарифы снижены, но вот размер снижения, а главное, дополнительные начисления, которые выставили собственникам монополисты...

Больше всех отличились ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”). Откуда ни возьмись, но полуторамиллионный город вдруг стал их крупным должником. Вместо графы, куда бы местные жители могли внести показания своих индивидуальных приборов учета и оплатить услуги горячей воды за февраль, появилась другая.

Для демонстрации размахов коммунальщика приведем данные по квитанции, имеющейся в распоряжении редакции. Так вот, за три дня с 28.12.2018 года по 31.12.2018 года ТОО “АлТС” насчитали собственнику дополнительно аж 1,5 м3 по цене 493 тенге 3 тиына за куб, и за 12 дней января – еще 4,5 м3 уже по 414 тенге 51 тиын за м3. Итого владелец однокомнатной квартиры одномоментно стал должником, должен он 2 609 тенге 35 тиынов (для сравнения: его ежемесячный платеж вполовину меньше), и так весь город.

Понятно, что данная ситуация без нашего пристального внимания не останется, и мы обязательно к ней вернемся в ближайших номерах. Сегодня же мы начинаем публикацию ответов от компаний-монополистов, касающуюся тарифов, сроков возврата денег собственникам по результатам недавней прокурорской проверки и их манеры вести бизнес.

Как мы писали ранее, если вы проживаете в другом регионе страны, то имеете право самостоятельно направить эти вопросы своим монополистам, и те в соответствии с Законом “О естественных монополиях” и Конституции РК (п. 3 ст. 18) обязаны предоставить вам ответ. О чем договорились: что скрывают типовые договоры поставщиков коммунальных услуг

Итак, читайте, наслаждайтесь…

“КАРАВАН”: В конце прошлого года прокуратура г. Алматы опубликовала сведения о результатах проверки вашей организации: “ГКП “Алматы Су” помимо незаконного увеличения затрат покрывало расходы сверхнормативной потери воды за счет потребителей. Требования прокуратуры о перерасчете потребителям 600 миллионов тенге были обжалованы, но суды поддержали позицию надзорного органа”. Когда и каким способом деньги будут возвращены собственникам?

Государственное коммунальное предприятие “Алматы Су”:

– ГКП “Алматы Су” – государственное предприятие, главной целью которого является бесперебойное снабжение потребителей услугами холодного водоснабжения и водоотведения. Тарифы на услуги холодной воды и канализации являются одними из самых низких в стране, на 1 000 литров воды (1 м3) для населения – 50,01 тенге за 1 м3, 1 м3 услуг водоотведения – 25,92 тенге.

В структуре коммунальных платежей оплата за воду и канализацию составляет 5–6 процентов. Для обеспечения надежности и бесперебойности оказания услуг ежегодно реализуется за счет собственных средств инвестиционная программа (в 2018 году 2,7 миллиарда тенге), направляемая на обновление и реконструкцию производственных активов (реконструкция водопроводных и канализационных сетей, замена и обновление различного производственного оборудования, мероприятия, направленные на улучшение качества предоставляемых услуг и создание удобств для потребителей).

Производственный процесс предприятия является энергоемким, соответственно одна из важнейших задач коммунального предприятия – это сокращение затрат электроэнергии на единицу произведенной продукции.

За счет мероприятий по энергосбережению (установка частотных преобразователей, замена погружных и центробежных насосов, трансформаторов и иного электрооборудования на менее энергоемкие и с высоким КПД, выбор оптимального уровня напоров на сетях и т. д.) снижается объем затраченной электроэнергии в процессе добычи воды, водоподготовки, транспортировки воды, отвода и очистки сточных вод, о чем было заявлено. Сэкономлено часть от затрат по электроэнергии, заложенная в смете за 2016 год, сложившаяся в результате мероприятий по энергосбережению, была направлена предприятием на обновление производственных активов, то есть на дальнейшую модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства и иные расходы, связанные с деятельностью предприятия. Соответственно предприятие не считает, что таким образом был нанесен ущерб потребителям.

Вместе с тем, согласно предписания уполномоченного органа, возврат суммы расходов по водоснабжению на общую сумму 325 800 000 тенге (триста двадцать пять миллионов восемьсот тысяч) тенге был произведен в счет квитанции декабря 2018 года, сумма возврата указана в счет-квитанции АО “Алсеко” для населения, и в дополнительных счетах-фактурах за 30.11.2018 г. для прочих потребителей (юридических лиц).

“КАРАВАН”: В соответствии с Законом РК “О естественных монополиях” и условиями публичного договора оплата производится по индивидуальным приборам учета. Почему в таком случае вами включаются в квитанцию графы “холодная вода и канализация”/ “поставщик”?

Государственное коммунальное предприятие “Алматы Су”:

– В счет-квитанцию потребителям включаются графы “холодная вода”, “канализация” в случае отсутствия индивидуального прибора учета. В соответствии с пунктом 11 типового договора (далее типовой договор) на предоставление услуг водоснабжения и/или водоотведения, утвержденного министром национальной экономики РК от 27 марта 2017 г. № 266: “количество потребляемой воды определяется по показаниям индивидуальных приборов учета, при отсутствии индивидуальных приборов учета – по показаниям общедомового прибора учета с распределением данных в соответствии с количеством фактически проживающих людей, а при их отсутствии – расчетным путем по нормам водопотребления, утвержденным для данного населенного пункта”.

Расчет с потребителями, не имеющими прибора учета воды, производится в соответствии с утвержденными размерами плат. Размер плат установлен по степени благоустройства жилища, на одного человека в месяц. Утвержденные соответствующим органом размеры плат для всех категорий жилища указаны во вкладке “Тарифы” на официальном сайте предприятия almatysu.kz.

“КАРАВАН”: Наши читатели жалуются на то, что данные действия вводят их в заблуждение, сведения, указанные в графах “поставщик”, завышены и не соответствуют действительности, создается впечатление, что у них постоянные долги перед вашим предприятием, и они вынуждены переплачивать. Как собственник может исключить данные графы, оставив только графы, заполняемые им самостоятельно по показаниям его ИПУ?

Государственное коммунальное предприятие “Алматы Су”:

– В соответствии с приказом министра национальной экономики РК от 28 февраля 2015 года № 163 “Правила пользования системами водоснабжения и водоотведения населенных пунктов” снятие показаний приборов учета потребителей производится один раз в три месяца. Следовательно, во исполнение подпункта 4 пункта 21 типового договора необходимо вести учет и контроль качества и количества предоставляемых услуг, принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений предоставляемых услуг. Для предоставления платежного документа услугодателю необходимы показания приборов учета. В случае отсутствия приборов учета ежемесячные начисления формируются на основе рассчитанных среднесуточных показаний, учитывая последнее и предыдущее показание прибора учета. При фактическом последующем съеме показаний производится соответствующая корректировка. Согласно пункту 53 “Правил пользования системами водоснабжения и водоотведения населенных пунктов”, утвержденного приказом министра национальной экономики РК от 28 февраля 2015 года № 163, услугодатель не реже одного раза в три месяца контролирует правильность снятия потребителями показаний прибора учета.

“КАРАВАН”: Известна ли вам сумма, переплаченная собственниками в результате возникшей неразберихи?

(Руководством ГКП “Алматы СУ” вопрос оставлен без ответа).

“КАРАВАН”: Каким образом они могут получить переплаченные деньги?

(Руководством ГКП “Алматы СУ” вопрос оставлен без ответа).

“КАРАВАН”: Ранее в СМИ ваше предприятие сетовало на то, что потребители якобы не пускают ваших контролеров для сверки наличия пломб и показаний ИПУ. Однако наши читатели, напротив, говорят о том, что за последние несколько лет они “видели только проверяющих по горячей воде”. Как вы можете объяснить данное несоответствие?

Государственное коммунальное предприятие “Алматы Су”:

– В целях улучшения работы по съему показаний и созданию удобств для потребителей в Алматы съем показаний приборов учета холодной и горячей воды ведется единым сотрудником, и снятые показания передаются как поставщику холодной воды и канализации, так и поставщику горячей воды. Вместе с тем для удобства жителей имеются несколько вариантов самостоятельной отправки показаний счетчиков холодной воды:

– Посредством многоканального контакт-центра по телефону 3 777 444;

– Через мобильное приложение АО “Алсеко”; Какие монополисты больше всего "задолжали" населению за излишне начисленные суммы по комуслугам

– Через “Личный кабинет потребителя” (интернет-сайт almatysu.kz);

– Посредством отправки снимка с последними показаниями прибора учета через программу WhatsApp по номеру +7 747 3 777 444. Снимки, направленные на этот номер, автоматически прикрепляются к лицевым счетам и договорам.

Резюме будет коротким: как вы обратили внимание, ГКП “Алматы Су” отчего-то снизил свой долг перед потребителями по результатам прокурорской проверки с 600 миллионов тенге до 325 миллионов 800 тысяч, будем надеяться, что господа монополисты увидят недостачу и исправятся.

Ну и, конечно, недопустимая и незаконная практика выставления счетов одномоментно с потребителем. В данном случае ничто не мешает вам направить обращение в антимонопольные службы с требованием обязать монополистов изъять данные графы из квитанции и прекратить практику запутывания собственников, делая их своими псевдодолжниками. Помимо антимонопольной службы хорошо такие жалобы направить своим депутатам, в министерство национальной экономики, ну человечество как-то же должно узнать об имеющихся отдельных безобразиях на местах, тогда и порядок быстрее можно будет навести...

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи