Опубликовано: 4600

Пожарные прикрыли собой полицейских от разъяренной толпы

Пожарные прикрыли собой полицейских от разъяренной толпы Фото - Начальник ДЧС Алматинской области Аскар Тойчубеков. Фото Ларисы ШТОППЕЛЬ

Когда в Талдыкоргане начались беспорядки, на передовой в противостоянии с бандитами оказались не только полицейские, но и пожарные. Вооруженные лишь рукавами (шлангами) для тушения огня, они выполняли свой профессиональный долг, а еще помогали стражам порядка и мирному населению.

Во всей Алматинской области от рук экстремистов не пострадал ни один сотрудник спасательного ведомства, не выведено из строя ни одной единицы техники. Во многом это заслуга руководителя ДЧС региона Аскара ТОЙЧУБЕКОВА, а еще есть предположение, что у боевиков не было прямой команды уничтожать красные машины.

Чтобы начать рассказ о том, как пожарные отстояли административные здания от полного уничтожения огнем, нужно вернуться к событиям 5 января. В тот день мирные митинги незаметно для самих участников быстро переросли в массовые беспорядки. Хорошо организованные группы провокаторов смешивались с толпой, подстрекали к противоправным действиям и медленно, но уверенно готовили штурм здания областного акимата. На него пришелся первый удар экстремистов.

Первый поджог облакимата произошел в 18.20, а 3 часами ранее вырубились все городские телефоны, в том числе 101, 112 и даже 103.

– Еще в дневное время, когда угроза только витала в воздухе, я принял решение все машины, которые базировались на территории ДЧС, разместить в разных частях города. На случай, если будет попытка штурма нашего здания. Как показало время, это был верный стратегический ход, хотя нападения как такового не было. Весь личный состав департамента я распустил по домам, остались только замы и начальники управлений, – поведал начальник ДЧС Алматинской области Аскар Тойчубеков. – Командно-штабную машину разметил в лесной зоне за базой оперативно-спасательного отряда. Это был наш резервный пункт связи, в том числе с МЧС.

Здание областного акимата поджигали 5 раз, и 5 раз пожарные выезжали на его тушение. Несколько раз протестанты не пускали красные машины выполнить свою работу.

– Первый поджог облакимата был локальным, горело на втором этаже, образовалось сильное задымление. Внизу кто-то сказал, что в здании остались люди. Пока одни боролись с возгоранием, другие проверяли кабинеты. Вокруг сплошной хаос, шум, крик, стрельба, кромешная тьма. Одна дверь оказалась закрыта, пришлось ее выбить. Там находились 3 человека в полицейской форме. Они надышались дыма, еще чуть-чуть – и задохнулись бы. Ребята взяли их в кольцо, прикрыв собой, и вывели из здания, чтобы их не растерзала разъяренная толпа на улице. Были моменты, когда бесчинствующие группы раскачивали наши машины, подъехавшие для ликвидации пожара, не выпускали оттуда пожарных, забрасывали камнями. Несколько раз подходили люди с оружием, спрашивали, кто вы такие, не понимая, что перед ними пожарная машина, и требовали уехать. Иначе будут стрелять. Я тоже предупредил начальников караулов, чтобы не покидали технику в случае опасности для жизни, пережидали накал страстей. Что они могут противопоставить вооруженным бандитам? Хотя мы и военные, но оружия у службы пожаротушения никогда не было, – сообщил Аскар Тойчубеков.

Когда бандиты и мародеры закончили крушить областной акимат, они подожгли его в пятый раз.

Полыхнуло мощно, сразу на 6 этажах в центральной части здания. Справляться с разбушевавшейся огненной стихией было не только сложно, но и чрезвычайно опасно. Зеркальные стеклопакеты, установленные на фасаде, от воздействия сначала огня, а потом воды, трескались и падали вниз. Температура горения была настолько высокой, что при проливке водой внутри здания под ногами стали трещать бетонные перекрытия. Но пожарные не отступили.

Тем временем поджоги возникали в разных частях города. Пострадали здания городской и областной полиции, офисы партии "Nur Otan", торговые дома. А связи так и не было. Горожане вынуждены были самостоятельно приезжать к зданию ДЧС, чтобы сообщить о проблемах.

– В тот момент невозможно было понять, приехали мирные граждане или провокаторы. Мы поднимались на крышу департамента и пытались рассмотреть, где виден дым или огонь. Тогда по рации я сообщал направление вызова, и туда отправлялась спецтехника. К счастью, наши рации работали исправно. Несколько раций мы отвезли на станцию скорой помощи, и пару – в ТК РЭС. Сами знаете, город у нас небольшой, многие друг друга знают либо знают того, кто знаком с кем-то из наших сотрудников. Поэтому были звонки на сотовые телефоны, что по такому-то адресу рожает женщина, у кого-то сердечный приступ, инсульт. Мы сразу по рации передавали эту информацию в скорую. А они уже отправляли свои бригады по нужному адресу, – продолжил полковник Тойчубеков.

Надо отдать должное начальнику ДЧС, как он действовал в этой сложной ситуации, грамотно просчитав риски.

Офицерам, кто выезжал на тушение пожаров, заранее был отдан приказ переодеться в гражданскую одежду, чтобы военной формой и погонами не провоцировать агрессию у экстремистов.

Сам же он, тоже в "гражданке", на служебной "Ниве" передвигался по городу, появляясь в разных местах, где работали его боевые расчеты. Как он сам сказал: "Личный состав должен видеть, что капитан на палубе, даже если корабль попал в шторм".

Принимать звонки на мобильники и переадресовывать их по рации пришлось порядка 12 часов. Номера 112 и 101 заработали лишь в 3.30 ночи 6 января. И на тот момент это были единственные номера, которые приняли на себя шквал звонков от мирных горожан, перепуганных беспорядками, стрельбой и бесчинствами. Ожесточенные бои в Алматы: как это было

– Пришлось увеличить число операторов. На нас также перевели и вызов полиции 102. В первый день было принято более 4 тысяч звонков. К тому времени экстремисты повредили телефонные базы связи в городской и областной полиции, разгромили ЦОУ. Сначала мы даже не знали, куда и кому их переадресовывать, а когда заработал оперативный штаб, адресовали туда. Простые жители, обеспокоенные обстановкой в городе, сообщали, что видят вооруженных людей, мародеров, подозрительных личностей. Туда отправляли военные или полицейские наряды. Были случаи, когда за вооруженных бандитов принимали народных дружинников. Потом добавили 2 городских номера. За трое суток (6, 7, 8 января) мы обработали свыше 14 тысяч звонков. Такое даже в страшном сне трудно было представить, но мы справились, – рассказал начальник управления в кризисных ситуациях Павел САЧКОВ.

Руководящий состав ДЧС Алматинской области четверо суток не покидал рабочее место. Только на пятые сутки по очереди они стали отлучаться на час–два домой, чтобы переодеться, принять душ и побриться.

– Меня многие спрашивают: а как семья перенесла мое столь долгое отсутствие дома? Что сказать, беспокоились, конечно, но они уже привыкли к такому ритму жизни. Моя жена – майор противопожарной службы, и этим многое сказано. Сын, ему 22 года, отслужил в армии и устроился работать по контракту в полк гражданской обороны в Узунагаше. Можно сказать, продолжил дело родителей. А вот дочки всегда беспокоятся за папу. Хотя старшей Гулим уже 18 лет, а младшей Айым 16 лет, они буквально виснут на мне, когда я прихожу домой после дежурства или командировок. Одним словом, девочки! Ласковые и заботливые.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи