Опубликовано: 4200

Почем в Казахстане продают прибыльную госсобственность

Почем в Казахстане продают прибыльную госсобственность Фото - Новому владельцу аэропорта придется вложить немалые деньги в его реконструкцию

Актюбинский аэропорт хотят продать за небольшие деньги. Депутаты парламента возмутились, но это ни к чему не привело.

Дьявол кроется в деталях

В начале осени стало известно, что Актюбинский аэропорт, с недавних пор носящий имя Алии Молдагуловой, вскоре должен уплыть в частные руки. Актюбинцев, в первую очередь, насторожила вероятность того, что стратегический объект перестанет быть государственным и окажется бриллиантом в коллекции какого-нибудь нувориша. Подспудно на это наводило и другое – цена. Акимат, а именно он с недавних пор является собственником воздушной гавани, был готов “избавиться” от нее всего за 7,3 миллиарда тенге.

Зачем отказываться от курицы, несущей золотые яйца?

Скандал из разряда незабвенного Жоржа Милославского (“Ты чего казенные земли разбазариваешь?!”) со скоростью самолета добрался до столицы. На пленарном заседании мажилиса фракция партии “Ак жол” инициировала проверку обоснованности стоимости имущественного комплекса АО “Международный аэропорт города Актобе”. Депутаты обратились с соответствующим запросом к заместителю премьер-министра Алихану СМАИЛОВУ с предложением внести ясность в процесс продажи аэропорта.

– Оценку провело ТОО “Независимая экспертная оценка”, взявшееся за выполнение колоссального объема работ за 130 тысяч тенге, – сообщил депутат Андрей ЛИННИК, зачитывающий запрос, и поинтересовался: – Почему судьбу такого огромного предприятия, где прибыль постоянно растет, решает мелкое ТОО с непонятной репутацией, а не серьезная аудиторская компания? Обычно процедура по оценке занимает значительное время и обходится в приличную сумму, а ТОО “Независимая экспертная оценка” провернуло такую работу всего за месяц.

С тем, что аэропорт вышел в плюс, согласен и аким области Ондасын УРАЗАЛИН.

– Когда мы принимали аэропорт у “Самрук-Қазына”, от действий прежнего менеджмента были убытки в размере 200 000 000 тенге, – сообщил он на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций. – Но с прошлого года аэропорт достаточно прибыльный, по грузообороту он сейчас занимает 2-е место по стране – после Алматы, по пассажирообороту мы вышли на 4-е место.

Государство – плохой менеджер

После поднятого шума конкурсные процедуры по продаже Актюбинского аэропорта были приостановлены.

А вскоре подоспел и ответ вице-премьера.

Как оказалось, прибыльный и важный стратегический объект передается в конкурентную среду во исполнение поручения главы государства по дальнейшему сокращению участия государства в экономике страны.

А экспертиза отчета ТОО “Независимая экспертная оценка” была проведена экспертным советом палаты оценщиков и получила положительное заключение. ТОО в оценщики не напрашивалось, а было самостоятельно привлечено местной властью. Тем не менее аэропорт привлек к оценке другую организацию и провел повторную оценку своих активов.

“Оценочной фирмой ТОО “Центр оценки Астана” рыночная стоимость 100 процентов акций аэропорта была определена в сумме 6,8 миллиарда тенге, – говорится в ответе Алихана Смаилова. – Аффилированности между юридическими лицами, проводившими оценку аэропорта, и лицами, ответственными за процесс его приватизации, не имеется”.

Аэропорт оценили по фотографиям

Некоторую ясность в происходящее с аэропортом внес первый заместитель акима Актюбинской области Руслан ХАМБАРОВ. По его признанию, представители ТОО “Независимая экспертная оценка” не приезжали в город для оценки объекта. Стоимость стратегического объекта оценили… по фотографиям. Международный как бы аэропорт: зачем сильненьким мира сего своя воздушная гавань?

– Сотрудники ТОО “Независимая экспертная оценка” не приезжали из Алматы в Актобе, но тут есть их представитель, – признал чиновник. – Он ездил, фотографировал все объекты и произвел оценку. Это не противоречит Закону “Об оценочной деятельности в РК”.

Как отметил Руслан Хамбаров, администрация самого аэропорта тоже наняла другого оценщика – ТОО “Центр оценки Астана”. Для подстраховки.

Если первому оценщику за его работу (может, “работу”?) заплатили 132 тысячи тенге, то второй запросил миллион. Что позволяет предположить, что оценка проводилась не только по фото, но, возможно, и по видео тоже. По выводам второго, аэропорт стоит на 500 миллионов тенге дешевле, чем у первого оценщика.

Хамбаров также заявил, что речи о продаже аэропорта пока не идет – его передадут в доверительное управление на 3 года с правом дальнейшего выкупа. И 7,3 миллиарда тенге – это стартовая цена.

– Одно из главных требований передачи в доверительное управление – провести капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, – сообщил первый замакима. – Мы все прекрасно понимаем, что это большие деньги. Но государство сейчас не может выделить такие суммы на ремонт. В связи с этим мы полагаем, что найти инвестора будет наиболее эффективным вариантом.

Руслан Хамбаров признал, что подобных условий в требованиях к потенциальному доверительному управляющему более 20. И, похоже, выполнение их потребует от инвестора вложения в аэропорт немалых денег, по сравнению с которыми 7,3 миллиарда тенге покажутся ему сущими копейками.

– Если инвестор в течение 3 лет полностью выполнит данные условия, то только после этого аэропорт передадут ему во владение, – разъяснил Руслан Хамбаров. – Если же в период доверительного управления инвестор допустит неэффективное управление или не выполнит обязательные условия, то с ним могут разорвать договор, а аэропорт вернут в коммунальную собственность.

Инвестор был и сплыл

В 2019 году российская газета “КоммерсантЪ” сообщала о том, что группа “АЕОН” рассматривает участие в модернизации аэропорта Актобе. Группа на то время управляла 16 аэропортами в России.

Проект предусматривал модернизацию взлетно-посадочной полосы и строительство нового терминала.

– Мы можем предположить, что аэропорт с такой инфраструктурой потребует около 50 миллионов долларов, – сказал в интервью газете владелец группы “АЕОН” Роман ТРОЦЕНКО. – Скорее всего, это будет выкуп с делением титула, когда инвестор занимается развитием и строительством нового терминала, а наземная инфраструктура остается за акиматом.

По данным газеты, Троценко даже подписал меморандум с национальным инвестиционным оператором “Kazakh invest” на привлечение 50 миллионов долларов для модернизации аэропорта. Но в итоге, по неизвестным пока причинам, в проект так и не зашел.

АКТОБЕ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи