Опубликовано: 410

Остановить рост цен

Остановить рост цен Фото - Фото Тахира Сасыкова

Почти каждое заседание правительства – день сурка.

Премьер-министр Алихан СМАИЛОВ не устает повторять, что надо сдерживать рост цен на социально значимые продукты: картошка, морковка, сахар, лук. Далее – по списку. И не допускать превышение 15-процентной надбавки на них в торговых сетях.

25 июня Алихан Асханович опять завел эти мантры для членов кабинета. А надо было внимательно выслушать в апреле отчет министра торговли Бахыта СУЛТАНОВА. Он прямо сказал, откуда у цен на еду ноги растут.

Тогда Бахыт Турлыханович сказал, что главная причина – в нехватке складов для долгосрочного хранения продуктов. Их дефицит в стране составляет 71 процент. Причем в основном на юге и западе республики. Из-за чего производители продуктов питания ежегодно несут убытки – 250 миллиардов тенге (откуда взял такие цифры, умолчал). Тогда же г-н Султанов заявил, что только создание Национальной товаропроводящей системы из оптово-распределительных центров (ОРЦ) на основе государственно-частного партнерства позволит укротить рост цен. И это он не в первый раз сказал.

Идея здравая. Во-первых, обеспечивает фермеров, особенно мелких и средних, устойчивым рынком сбыта. Во-вторых, гарантирует сохранность продукции. В-третьих, гарантирует торговые издержки. В Европе эта структура успешно работает уже 2 десятка лет. Потому что она режет всю цепочку посредников от производителя до потребителя. Почему у нас такая схема не пошла сразу?

Экономист Казбек БЕЙСБЕКОВ еще в 2018 году сказал мне, что программа создания ОРЦ затянется на 3–4 года. Потому что “этот проект разрушит криминальные схемы на рынке продуктов питания. Это не миллионы тенге. Это миллионы долларов”.

– Казбек Ахметович, вы сегодня можете подтвердить эти цифры?

– Вы видите, что происходит на рынке питания в мире? Цены растут. В Казахстане – уже почти на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. И сколько ОРЦ работает сейчас?

– Если верить министерству торговли, то уже 4.

– А оно еще в прошлом году обещало ввести в эксплуатацию 7. Значит, на их отсутствии до сих пор кто-то наживается?..

Ты их спрашиваешь – они не отвечают

“КАРАВАН” направил запрос в министерство торговли и интеграции. Мы интересовались: сколько ОРЦ в стране уже построено? Где? Сколько из них функционирует? Если нет, то по каким причинам? Во сколько обходится строительство центров? На какой стадии находится подписание договоров с поставщиками продукции и торговыми сетями? Ответ предельно скудный.

“На первом этапе (до 2022 года) планировалась модернизация 2 существующих ОРЦ распределения и строительство 5 ОРЦ хранения. В связи с чем подписан договор государственно-частного партнерства на строительство/модернизацию, передачу и эксплуатацию интегрированной сети 7 ОРЦ… В декабре 2021 года завершена модернизация 2 существующих ОРЦ в Нур-Султане и Шымкенте, которые переданы в государственную собственность. Оба объекта предоставляют соответствующие услуги”.

Тут надо сделать оговорку: оба объекта – торговые центры, где продукты продают по якобы вменяемым ценам. Но главная же идея создания Национальной товаропроводящей системы – строительство современных складов, где продукцию фермеров можно хранить достаточно долго и раскидывать ее по торговым сетям. На каком-то этапе конструкция, видимо, дала сбой?

Похоже, реализацию этого проекта тормозят лоббисты, которые активно противодействуют ликвидации сети многочисленных посредников. По разным источникам, доля теневого рынка в торговле РК составляет сегодня от 45 до 60 процентов. Неслучайно же в ответе минторговли “КАРАВАНУ” сказано, что “в результате проведенного анализа объемов производства и потребления продукции, а также сложившихся систем перераспределения и сбыта продукции в оптовой и розничной торговле, есть целесообразность пересмотра подходов к реализации проекта. В связи с чем министерством проводится работа по оптимизации и пересмотру модели создания Национальной товаропроводящей сети”.

Справка “КАРАВАНА”

Согласно проекту, в ОРЦ планируется хранить и реализовывать до 20 тысяч наименований продукции – более 2 миллионов тонн (в самом оптимистичном варианте – до 5). Это позволит снизить потери сельхозпродукции с 50 до 25–30 процентов.

“КАРАВАН” задал такие же вопросы министру сельского хозяйства Ерболу КАРАШУКЕЕВУ. Он ведь тоже отвечает за то, чтобы цены на еду в стране снизились. И чтобы фермеры продавали свою продукцию по нормальным ценам. И чтобы потребители не опустошали свой кошелек. Ответа так и не получили. А прошло 2 с лишним месяца. За это время крольчихи 2 потомства принесли бы. Курица несет яйца стабильно раз в 2 дня. Овца за год может дать 2 потомства. Сколько же еще ждать ответа от Ербола Шыракпаевича? У слонихи, мне тут сосед по кабинету подсказал, беременность – 22 месяца!

Сколько-сколько?

28 июня Бахыт Султанов попросил у правительства 54 миллиарда тенге на выполнение обязательств в рамках ГЧП по проектам 24 ОРЦ. В качестве целей указал обеспечение доступа сельхозпроизводителей, “особенно мелких и средних фермеров к инфраструктуре долгосрочного хранения продукции и первичной ее обработки/доработки для сбыта… Снижения логистических и торговых издержек за счет прямой связи резидентов и клиентов ОРЦ”.

Включаем таблицу умножения. Если строить склады по таким ценам, еда в них в ближайшие 5–7 лет у нас не станет дешевле. А других расценок нет? Нашел, сколько стоят хранилища-распределители еды в ФРГ, Венгрии, Новой Зеландии, Польше – в полтора раза дешевле. Там государство три шкуры с частников сдерет за неисполнение своих обязательств. У нас это возможно?

А вообще, на создание 15 ОРЦ в 2021 году хотели влупить 147,5 миллиарда тенге. Чья это была идея – до сих пор тайна. Между тем цены на еду растут. И кто стоит за ними – да ОРЦ его знает!

Когда-когда?

Прошлой осенью председатель правления ОЮЛ “Союз ОРЦ Казахстана” Ербулат ШАРАФИЕВ в интервью отметил, что идея создания оптово-распределительных центров возникла, когда у фермеров начались проблемы с прямым выходом на торговые сети и нехваткой хранилищ. Кроме того, “не все могли выполнить требования сетей по объемам регулярных поставок, калибровке, упаковке продукции, документации”.
По словам г-на Шарафиева, годовая мощность приемки, хранения и перевалки товара может составить 2,2 миллиона тонн – от плодоовощной продукции до мяса, рыбы, бакалеи и прочих продуктов. Главная цель проекта, сказал тогда Ербулат Сертаевич, – “обеспечение продовольственной безопасности страны, снижение цен и насыщение рынка продуктами питания”. Но при этом сделал существенную оговорку:

 

“Проблемы невозможно решить исключительно постройкой современных складов. Необходимо проводить институциональные, законодательные реформы, устранять административные барьеры. Необходимы эффективные механизмы. Они помогут снизить давление сезонного спроса на предложение и контролировать окончательную стоимость продукции”.

 

Не это ли имели в виду авторы ответа “КАРАВАНУ” из минторга, когда написали нам о “целесообразности пересмотра подходов к реализации проекта”? Так что вопросы о строительстве ОРЦ и снижении цен на еду пока остаются открытыми.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи