Опубликовано: 2600

О чем молчат врачи: как ускорить МРТ

О чем молчат врачи: как ускорить МРТ Фото - Очереди на КТ или МРТ можно ждать и месяц, и полтора. Фото Виктора БАХУРЕВИЧА

По условиям договоров, заключенных между поликлиниками и Фондом медстрахования, пациенты должны получать необходимые диагностические услуги в течение 10 дней. Если ждать приходится больше, медорганизации грозит штраф.

О том, как быстро и бесплатно пройти дорогостоящее обследование в рамках ОСМС, “КАРАВАНУ” рассказала директор департамента мониторинга качества медпомощи Фонда социального медицинского страхования Ляззат ШОМАНОВА.

– Санкции для поликлиник, в которых неделями тянут с обследованием пациентов, прописаны, но ситуация от этого не меняется. Очереди на КТ или МРТ можно ждать и месяц, и полтора. Как действовать заболевшему человеку, чтобы получить медуслугу своевременно?

– Если пациенту назначили МРТ, но сказали, что в ближайшее время возможности провести его нет, он сам может ускорить диагностику. Для этого ему нужно зайти на сайт Фонда медстрахования fms.kz, посмотреть там реестр поставщиков консультативно-диагностических услуг и выбрать медицинскую организацию, которая такое обследование проводит. Советую позвонить туда и уточнить, на какую дату есть запись. Если “окно” есть в ближайшие дни, нужно снова обратиться к лечащему врачу по месту прикрепления и получить у него направление в выбранную клинику. После этого можно записываться и идти на исследование.

– На информационных стендах в поликлиниках такой информации, как правило, нет. Участковые врачи тоже об этом не говорят.

– Да, есть такая проблема. Не знаю, специально они не информируют пациентов или и сами не в курсе, потому что их просто не известили их руководители. Участковые врачи часто не знают и то, какие именно клиники проводят исследования по соисполнению, а их много и список постоянно пополняется. Поэтому пациенту лучше самому выбрать и сообщить лечащему врачу о клинике, в которой он хотел бы получить услугу. Отказ в любом случае неоправдан, потому что Фонд медстрахования затраты поликлиникам возмещает. Да и самим врачам лучше, когда пациенты своевременно обследованы, им выставлен диагноз и можно, не затягивая, назначить лечение.

– А как быть, если не работает оборудование? К примеру, в этом году в Нур-Султане и Алматы долго простаивали аппараты позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), предназначенные для выявления злокачественных образований и корректировки лечения онкологических больных. Пациенты, в том числе прошедшие несколько сеансов химиотерапии, не могли вовремя пройти обследование.

– Бывает и такое. По идее, если у поставщика неисправно какое-то оборудование, руководитель этой организации должен в зоне доступа обеспечить либо его ремонт, либо альтернативу. Но, к сожалению, это не всегда удается. ПЭТ – штучное оборудование, и если оно простаивает, это не всегда вина самой медицинской организации. Комплектующие для этого аппарата могут находиться в другой стране, там может быть совершенно другой поставщик... На решение этих вопросов требуется время.

У нас была такая ситуация, когда Институт ядерной физики не мог обеспечить ПЭТ радиоизотопами. Это не критично и ничего страшного с пациентами не случилось, просто врачу, который намерен отправить людей на ПЭТ, нужно поменять тактику. Он понимает, что аппарат временно не работает, значит, нужно принять другое решение, как вариант направить пациента на МРТ. Дело в том, что ПЭТ – это исследование, аналогичное магнитно-резонансной томографии (МРТ), они взаимозаменяемы. Поэтому, если один вид оборудования в данный момент не работает, оценить динамическое состояние больного органа можно на другом.

– Если нужно исключить метастазы или посмотреть, куда они распространились, мало исследовать 1 орган. ПЭТ сканирует весь организм, а МРТ это не под силу.

– Если назначили ПЭТ, идеально было бы пройти именно его. Но если такой возможности прямо сейчас нет, а наличие метастазов предполагается, к примеру, в брюшной полости, значит, нужно срочно исследовать эту область на МРТ. Это будет временная замена другим исследованием, и очередь больного на ПЭТ после этого сохраняется.

Если врач считает, что больной не может ждать, а когда заработает аппарат, непонятно, мы перенаправляем пациентов. Когда ПЭТ в Алматы поломался, мы тут же организовали рабочую группу, составили список больных, которым это исследование нужно было провести незамедлительно, а другие исследования не могли его заменить. Всех этих пациентов мы включили в очередь для диагностики в Нур-Султане.

– В столице тоже был период, когда ПЭТ не работал.

– Тогда пошла обратная ситуация – мы отправляли пациентов в Алматы.

– А когда аппарат в обоих городах не работал?

– Такой период длился всего неделю-полторы, потом проблему решили. С пациентами, которые ждали очереди, мы напрямую разговаривали. Министерство здравоохранения посписочно отрабатывало каждого больного, направляя из одного города в другой.

– Странная ситуация. Дорогостоящее оборудование закуплено, но простаивает. Из-за этого клиники теряют внушительные суммы, а пациенты – здоровье. Почему вообще такое происходит? Проблема в комплектующих, специалистах по ремонту, тендерах? Что у нас не так?

– Этот вопрос не в нашей компетенции. Есть лицензиары, которые выдают медорганизации лицензию – ее наличие говорит о том, что эта клиника полностью готова к оказанию медицинской помощи. Нам приносят все разрешительные документы, подтверждают наличие врачебного сертификата, и мы заключаем договор. Как клиника получила лицензию и насколько готова проводить исследования – эти вопросы не к нам. Есть много других органов, которые этим занимаются. Но фонд защищает права пациентов, поэтому мы подключаемся к этому процессу и стараемся, чтобы при возникновении проблем в медицинских организациях они быстрее устранялись. Нам звонят на номер 1406, пишут, и мы начинаем работать с руководителем управления здравоохранения, министерством и т. д.

Хотела бы еще раз напомнить: любой плательщик взносов в Фонд социального медицинского страхования имеет право на бесплатное диагностическое исследование по направлению врача. Если в своей поликлинике сейчас пройти исследование нельзя, можно попросить у участкового направление в ту клинику, которую пациент сам выбрал среди поставщиков фонда. Если врач отказывается, обратитесь в службу поддержки пациентов, которая есть в каждой поликлинике. Не помогли там, идите к главврачу. На этом уровне не решили вопрос, звоните по номеру 1406 на “горячую линию” фонда. Есть и другие каналы связи – мобильное приложение Qoldau 24/7, @SaqtandyryBot в Telegram и официальный сайт fms.kz. Отстаивайте свои права!

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи