Опубликовано: 2900

Нужен ли Казахстану секс-туризм?

Нужен ли Казахстану секс-туризм? Фото - Тахир САСЫКОВ

У Казахстана нет никаких шансов стать мировым туристическим направлением до тех пор, пока продвижением отрасли на государственном уровне будут заниматься некомпетентные люди, далекие от понимания реальной ситуации.

Таким мнением поделилась с “КАРАВАНОМ” президент Евразийской ассоциации туризма Рысты КАРАБАЕВА.

Сейчас в Казахстане продвижением туризма параллельно занимаются комитет индустрии туризма при министерстве культуры и спорта и национальная компания “Kazakh Tourism”. И вроде бы всё должно быть под контролем: комитет устанавливает правила игры для участников рынка, нацкомпания рекламирует страну за рубежом. Однако, считает Рысты Карабаева, у этих двух нянек дитя оказалось не только без глаза, но и без будущего.

Туристская отрасль в Казахстане – глубокий инвалид, которого вместо оказания квалифицированной помощи все больше загоняют в тупик.

А все потому, что действуют эти ответственные организации несогласованно, дублируя друг друга и словно бы не понимая, что развивать туризм и осваивать деньги – это две принципиально разные вещи.

– Одна из серьезных проблем – отсутствие нормального планирования. К примеру, выделяются бюджетные средства на участие Казахстана в зарубежной туристской выставке, где наши специалисты смогут рассказать о потенциале страны, представить интересные туры, заинтересовать тем самым зарубежных туроператоров.

Перед тем как потратить деньги на презентацию казахстанских возможностей, логично было бы задать вопрос: каков наш стратегический рынок, откуда мы ждем туристов?

Понятно, что в первую очередь это приграничная Россия, Китай, страны Ближнего Востока. А вот Греция, Италия не являются нашим целевым рынком, наоборот, туда наши люди ездят на отдых и шопинг. Но, несмотря на это, в прошлом году уполномоченные органы принимают решение участвовать в выставке, которая проводилась в греческом городе Салоники. Вы много у нас туристов оттуда видели? Это точно были нужные для государства траты? – недоумевает Рысты Карабаева. – Это неэффективные траты! Я не знаю кто и зачем придумал участие в этих выставках. Кому bed tax, а кому и койко-сутки: как Казахстан может стать туристическим раем

Или неосвоенные бюджетные деньги срочно осваивали, или решили погулять за государственный счет?

Тематические мероприятия внутри страны – еще один любопытный момент в деятельности туристского начальства. Желая заявить о потенциале, оно даже не всегда может подобрать такое место, чтобы не краснеть перед гостями.

– 9 ноября 2018 года в Петропавловске состоялся XV Форум межрегионального сотрудничества РК и РФ с участием глав государств на тему “Новые подходы и тенденции развития туризма Казахстана и России”, на организацию которого было потрачено более 2 миллиардов тенге. Несмотря на высокий статус мероприятия и его специальную тематику, в Петропавловске не было ни одного отеля международного уровня, который бы одним своим названием вызывал доверие у гостей региона, – говорит президент Евразийской ассоциации туризма.

Хорошие гостиницы в достаточном количестве – больное место казахстанского туризма.

По официальным данным, в 2017 году в стране функционировало 2 987 мест размещения, среди которых 22 – это пятизвездочные отели, 87 были присвоены четыре звезды, 132 – трехзвездочные, 18 гостиниц c двумя звездами, 14 – с одной, 1 578 работали вообще без категорий. 1 136 относились к прочим – турбазы, хостелы и т. д. То есть более 90 процентов мест размещения в Казахстане были не готовы к обслуживанию, – подчеркивает Рысты Карабаева. И добавляет: – Отсутствие нормальной инфраструктуры не поспособствует привлечению туристов, а только оттолкнет их от посещения Казахстана.

А не хватает в стране, особенно в регионах, не только добротных отелей, дорог и туалетов, но даже комфортного транспорта.

По информации Карабаевой, 40 процентов из всех автобусов в Казахстане имеют возраст более 20 лет. Данных о количестве туристских автобусов и их качестве нет вовсе, так как контроль за ними не ведется, соответствующего реестра нет.

– Всё это свидетельствует о том, что бизнес на путешественниках в Казахстане находится на начальном этапе своего развития и способен покрыть только 10 процентов от планируемой в государственной программе численности туристов, – констатирует эксперт.

К слову, согласно этой программе, к 2025 году в стране планируется обслужить 9 миллионов туристов, из которых 3 миллиона будут из-за рубежа.

– Классически 30 процентов из них будут составлять организованные группы, и по ориентировочным расчетам для их обслуживания необходимо порядка 500–600 тур­операторов, 5 000 квалифицированных гидов, 8–10 тысяч единиц современного туристского транспорта, а также дополнительные места размещения. Но на сегодняшний день в сфере внутреннего и въездного туризма работает не более 80 туроператоров, что составляет всего 10 процентов от их общего числа в стране. Остальные 90 процентов работают в сфере выездного, что свидетельствует о том, что Казахстан сейчас – совсем не принимающая гостей сторона, а скорее туристический донор для Узбекистана, Кыргызстана, России, Грузии, Турции, Таиланда и других пользующихся спросом стран, – констатирует Карабаева.

Чтобы изменить ситуацию, нужно наконец направить силы не на проведение мероприятий, часто бесполезных для отрасли, а на улучшение инфраструктуры, обучение специалистов, задействованных в приеме гостей, тем самым улучшить сервис, уверена Рысты Карабаева. Для начала было бы полезно установить единые правила игры для участников рынка, чтобы было понятно, куда и как двигаться.

Важно наконец наладить коммуникации между комитетом индустрии туризма и НК “Kazakh Tourism”. Пока же, похоже, правая рука не знает, что делает левая.

– Выставки проводят и Казахтуризм, и министерство. Но единой политики нет. Наши приезжают отдельными регионами, а не единой командой, представляющей страну. Может отдельно стоять столица, отдельно Алматы, словно не одно государство у нас, – не перестает удивляться Карабаева. – При этом выставки больше посещают государственные служащие, которые не могут продавать туры, а просто представляют какой-то регион. Секс-туризм процветает: иностранцы откровенно рассказали, как надо кадрить девушек в Алматы

Они чаще всего едут даже без знания языка. А было время, что ездили с женами, и бухгалтеров отправляли за рубеж в качестве поощрения. Представляете, какая от этого польза стране?

Сейчас такого уже нет, но целевые рынки наши чиновники не знают по-прежнему. Если бы на центральном уровне все это регулировалось, планировалось заранее, управлялось, как положено, разве топтался бы наш туризм столько лет на месте?

Очень важно также определить, кто станет потенциальным туристом.

Будут ли это люди, готовые оценить прелести местной природы и особенности казахской культуры, или мы готовы принимать и группы секс-туристов, как уже было с гостями из Индии, а потом отмывать свой имидж новыми порциями бюджетных средств.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи