Опубликовано: 4600

Нерешаемые проблемы Жамбылской области

Нерешаемые проблемы Жамбылской области

Извечные вопросы южного региона: быть или не быть? Что делать и кто виноват?

Наверное, в каждой области страны существует клубок проблем, решение которых не находится долгое время. Жамбылская – не исключение. Дотационный регион до сих пор не может найти финансирование ни на местном, ни на республиканском уровне для реализации многих проектов, инициированных еще лет 20 назад! Между тем пора уже ставить вопрос ребром: быть или не быть?

Хромает химия

К примеру, уже неоднократно говорилось о том, что в Жамбылской области идет реализация ряда крупных проектов в химической промышленности. Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. К примеру, уже пятый год в Шуском районе ведется строительство свободной экономической зоны (СЭЗ) “Химпарк “Тараз”.

Сначала заявлялось о том, что тут будет располагаться 20 производств. Потом их число снизилось до 13, а сейчас – до пяти. Однако и из этих оставшихся проектов не введено в строй ни одного.

А ведь строительство инфраструктуры и организация деятельности крупного химического проекта начались еще в 2014 году. В 2015-м ожидался запуск первых производств. Однако на дворе уже 2018 год. Всё, что удалось сделать, – это подвести инфраструктуру, которая включает в себя подъездные автомобильную и железную дороги, линии электропередачи, подстанцию, водо- и газопровод. Недавно были представлены проекты по производству технического глифосата, каустической соды и хлора. Увы, сроки ввода постоянно передвигаются…

Где же туристы?

Поднять туризм в регионе тоже никак не удается. Взять, например, объекты придорожного сервиса, которые должны были появиться вдоль международной трассы Западная Европа – Западный Китай. Из восьми запланированных появился пока только один. Да и в целом заявленный туристический кластер пока не ожил. Число иностранных гостей ничтожно мало, в основном граждане Кыргызстана, Узбекистана и реже – России… которых туристами можно назвать с большой натяжкой. А сколько средств вложено в отрасль.

Сотни миллионов тенге были потрачены на перенос рынков, проведение археологических раскопок, открытие туристического информационного центра и разного рода форумы и мероприятия.

Только вот упрямые путешественники что-то упорно предпочитают соседние страны – Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан с Иссык-Кулем. Куда же двигаться Жамбылской области?

– В том-то и проблема, что сегодня в регионе отсутствуют сколь-нибудь интересные с туристической точки зрения объекты, – считает менеджер местного турагентства Наталья ЧЕКАЛИНА. – На раскопках, откровенно говоря, показывать нечего, за исключением пыли времен.

Мавзолеи и курганы все равно не смогут конкурировать с туркестанскими, а Акыртас, как его ни пиарили, не вызвал большого интереса у мировой общественности.

Добавим к этому, что в Таразе, не говоря о других населенных пунктах области, все еще нет развлекательного центра типа “Меги”. И немногочисленным пришедшим туристам и пойти-то некуда…

В рамках развития экономического пояса “Шелковый путь” планировалась реализация пяти проектов, но ни один из них воплотить в жизнь пока не удалось.

Однообразный бизнес

Стихийно развивается и бизнес-сфера. В одном Таразе более трехсот ресторанов и кафе, причем на любой вкус – в европейском, восточном, даже африканском стиле. Но вот проблема – большинство из них работает кое-как, и только лишь 10 процентов бывают забиты заказами и клиентами. То же самое касается всевозможных торговых центров, магазинов, супермаркетов.

– Мы наблюдаем засилье коммерческих объектов, половина из которых сейчас продается на сайтах недвижимости, – подчеркивает глава агентства “Карина” Павел ЛУЗГИН. – Конкуренция настолько высока, что мелкие магазины попросту закрываются, превращаясь в обычные квартиры… Блеск и нищета провинциальных заведений. 20 признаков таразского общепита

В то же время в регионе острая нехватка производственных объектов. Нет крупных заводов, если не считать ТОО “Казфосфат”. Последствия – вытекающие. Так, на 1 марта этого года по сравнению с предыдущим периодом 2017 года количество действующих субъектов предпринимательства уменьшилось на 0,67 процента, составив 59,5 тысячи. Значит, какие-то моменты препятствуют развитию бизнеса.

Субсидии для избранных?

Вот странное дело – миллиарды тенге вложены в сельское хозяйство региона в последние пять лет посредством различных программ. А цены на сельхозпродукцию все растут и растут. Говядина сегодня на рынке торгуется в пределах 1 600–2 000 тенге, что сопоставимо с уровнем других регионов страны – Алматы и Астаны, где доходы граждан значительно выше.

– Считаю, что при нынешней системе выдачи субсидий невозможно поднять отрасль, – говорит фермер Сакен МЫЛТЫКБАЙ. – Одни и те же крупные хозяйства ежегодно забирают многомиллионные субсидии, фактически мы обогащаем и без того богатых бизнесменов. А основная часть фермеров по-прежнему перебивается кое-как…

Живем в мусоре

В Жамбылской области до сих пор нет ни одного мусороперерабатывающего завода. Попытки построить его предпринимались не раз, но воз и ныне там. Пока мусор скапливается на свалках или сжигается населением. Экологическая ситуация ухудшается. А если учесть, что до сих пор так и не решена проблема отсутствия станции биологической очистки сточных вод, то и вовсе становится не по себе. Канализационные отходы уже давно забили поля фильтрации, народ дышит нечистотами… Бедность и преступность: какой регион достался акиму Аскару Мырзахметову

Что делать и кто виноват? Извечные вопросы как никогда актуальны в Жамбылской области. Но найти ответы на них пока никто не может… А раз так, то долго еще придется региону быть в числе субсидируемых.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи