Опубликовано: 1400

Наш ответ международному коллапсу

Наш ответ международному коллапсу Фото - Денис ПЕРЕХОД

Не смогли договориться как-то Саудовская Аравия и Россия о том, сколько нефти выкачивать, пока в мире бушует коронавирус и многие производства закрыты.

А казахи теперь думают о том, от каких государственных тоев отказаться. Или всё гораздо серьезнее и нам действительно надо затягивать пояса?

Всю неделю министры экономического блока думают о том, как жить в условиях цены на нефть менее 40 долларов? Об этом больше часа говорилось на заседании кабмина.

Обычно министры совещаются на казахском языке, но эту мысль первый вице-премьер – министр финансов РК Алихан СМАИЛОВ продублировал и на русском:

– Будет обеспечено полное исполнение обязательств! Будет принята индексация пенсий, пособий, АСП с учетом пересмотра коридора инфляции. Также потребует индексации ряд расходов, связанных с курсом тенге. Это обслуживание правительственного долга, лекарственное обеспечение населения в рамках ГОБМП, лечение граждан за рубежом, обучение в рамках программы “Болашак” и другие.

Также по поручению Президента будут разработаны новые программы занятости. Будут и курсы переквалификации, и новые гранты для микробизнеса, и субсидированные рабочие места. Как сообщил министр труда и соцзащиты населения Биржан НУРЫМБЕТОВ, трудоустроены в этом году будут 735 тысяч казахстанцев.

Самый большой вопрос: где на это брать деньги? Сейчас, когда наш основной экспортный товар – нефть – стоит менее 40 долларов за баррель, ждать поступлений от нефтедобывающих компаний не приходится.

Поэтому в любом случае придется экономить. На оперативном совещании в Акорде 9 марта Касым-Жомарт ТОКАЕВ дал поручение не только исполнить все взятые на себя социальные обязательства, но и по максимуму – за счет сокращения расходов правительства и местных бюджетов, а не за счет Нацфонда. Уже известно, что с меньшим размахом пройдут празднования юбилея Абая, Победы и Независимости. Под вопросом – проведение целого ряда форумов, конференций, запуск нескольких инвестиционных программ. Это позволит сэкономить около 300 миллиардов тенге в год.

Также Нацбанк запретил всем квазигосударственным компаниям покупать валюту, если это не нужно для уплаты валютных долгов или покупки чего-либо в долларах. При этом всю имеющуюся “зелень” нацкомпаниям надлежит в кратчайшие сроки перевести в тенге, чтобы поддержать отечественную валюту.

Но, скорее всего, деньги все же придется брать из Нацфонда.

– В наших сценариях при крайнем случае такая вероятность предусмотрена. В случае необходимости мы обратимся в совет по управлению Нацфондом, где будет рассмотрен вопрос небольшого дополнительного выделения средств. Эти вопросы будут рассмотрены и публично показаны. Благо в Национальном фонде сегодня накоплено 27 триллионов тенге. Если даже взять по 2,7 триллиона тенге ежегодно, это очень большая сумма, – в свойственной ему оптимистичной манере рассуждает о будущем страны на пресс-конференции после заседания правительства министр национальной экономики РК Руслан ДАЛЕНОВ.

Как объяснил Даленов, базовых сценариев развития казахстанской экономики больше, чем три. И есть среди них те, которые предполагают цену на нефть менее 30 долларов за баррель. И Казахстан уже даже существовал одно время при таких нефтяных ценах. Выжил. Прорвемся и сейчас. Глядя на его улыбку, в серьезность кризиса и впрямь слабо верится.

Нефть, коронавирус и новый финансовый кризис

Между тем всю неделю курс доллара держится преимущественно за счет валютных интервенций Нацбанка. Если в понедельник, когда казахстанская фондовая биржа не работала, “зеленый” в обменниках практически пробил психологический потолок в 400 тенге за штуку, то во вторник на бирже было куплено валюты почти на 500 миллионов тенге. Это позволило откатить курс на 394,5 тенге за доллар. И, как отмечает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте доктор экономических наук Вячеслав ДОДОНОВ, пока о стабилизации говорить рано. Чтобы делать хоть какие-то выводы о том, сколько времени продержится нынешний курс при цене нефти менее чем в 40 долларов за баррель и как дорого это обойдется нашим золотовалютным резервам, надо подождать хотя бы месяц. "Если повода нет, то он создается": мог ли коронавирус быть распространен искусственно ради подъема экономики Китая

– А, может, ждать месяц не придется? На следующей неделе новая встреча ОПЕК+, может быть, экспортеры нефти договорятся, и черное золото вновь подорожает? – с надеждой спрашиваю эксперта.

– Я не думаю, что нефть подорожает. И дело не только в том, договорятся ли Россия и Саудовская Аравия. Это ведь не чисто нефтяная история! У нее более широкий контекст в виде мирового финансового кризиса. Возможно, его пока не признали таковым на уровне ведущих международных финансовых институтов, но нельзя отрицать того, что с февраля переживают обвал фондовые рынки во всех странах. Например, американский фондовый рынок просел на 20 процентов. И цена на нефть – это реакция на происходящие процессы.

Можно сказать, что спровоцировал обвал коронавирус, из-за которого сократились объемы реального сектора экономики, но все же, считаю, что коронавирус – это триггер, фондовые рынки были перегреты еще до него.

И в этой ситуации нефть вряд ли быстро подорожает. Кроме финансовых предпосылок существует ведь стагнация реальной экономики по всему миру из-за коронавируса: остановлен ряд производств в Китае, Европе и Америке. Так что это надолго.

– К чему тогда готовиться казахстанцам?

– Думаю, что будет примерно такая же ситуация, как в 2015 – 2016 годах. Тогда тоже упала цена на нефть, правительство создало ряд программ развития экономики, деньги на которые шли из Нацфонда.

Если говорить о людях, то нас ждет снижение реальных доходов населения, потому что никто не может отрицать, что по многим товарным позициям мы зависим от курса доллара, а его держать непросто. Чтобы эти потери компенсировать, будет повышение зарплат бюджетникам, пенсий и пособий. Об этом, кстати, уже было сказано.

– Люди боятся, что произойдет откат в 90-е, когда не было ничего: ни денег, ни продуктов…

– Если вспоминать кризис 1999 года, то надо понимать, что у нас тогда не было Нацфонда. Сейчас он есть. И денег в нем достаточно для того, чтобы страна продержалась как минимум несколько лет. Это хорошая новость. Плохая в том, что если сравнивать даже с 2008–2009 гг., то у нас существенно ухудшилась ситуация с государственными финансами: увеличился госдолг и выплаты по нему.

8 Марта все покупали цветы, а надо было – доллары

Как отмечает Вячеслав Додонов, из-за роста курса доллара неминуемо подорожают продукты, техника, лекарства и всё, что так или иначе завязано на импортных комплектующих.

Правительство, конечно, уже заявило, что будет следить за товарными рынками и необоснованного роста цен не допустит. Но все же прекрасно понимают, что было бы на что поднимать цены, а обосновать удорожание всегда найдется чем.

Чтобы затормозить инфляцию, Нацбанк во вторник заявил о том, что повышает базовую ставку с 9,25 до 12 процентов.

Это значит, с одной стороны, должны автоматически вырасти ставки по тенговым депозитам, с другой – также автоматически – по кредитам. Первыми на заявление Нацбанка откликнулись последние. В среду стало известно, что с 11 до 13,75 процента годовых подорожает для новых заемщиков ипотека “Баспана Хит”.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи