Опубликовано: 2600

Народная газета против Народного банка

Народная газета против Народного банка Фото - Тахир САСЫКОВ

История о том, как пенсионер Виктор Кашин спустя год мучений, перенесенных инфарктов и перепалок с юристами прорвался к Умут Шаяхметовой и потребовал от председателя Народного банка вернуть его деньги.

Эта история похожа на классический триллер. В нем есть всё – вопиющая несправедливость, угроза смерти, противостояние, красивая женщина, и, конечно же, деньги и интрига. Сюжет мог длиться бесконечно, как детективы Марининой: суды, письма, перепалки. Но все решилось благодаря старому доброму совету классика, если хотите докопаться до истины: шерше ля фам – ищите женщину. Главному герою истории пенсионеру Кашину пришлось пойти на хитрость, чтобы пробиться лично к председателю правления Народного банка Умут Шаяхметовой. Этот отчаянный поступок пощекотал нервы всем. Возможно, что после этого “по шапке” получат секьюрити и все те, кто должен стоять на подступах к особой персоне, но иначе Кашин так и сидел бы без своих пенсионных денег, которые обесценились уже на треть из-за девальваций. Но все по порядку.

“Из-за сотрудников банка я стал инвалидом”

Как и сотни тысяч других казахстанцев, Виктор Кашин получал пенсию в Народном банке – так уж повелось, что эта социальная группа была в свое время отдана этому БВУ. Почему? Вопрос. Но долгие годы преданные пенсионеры были готовы стоять в очередях, терпеть некоторые неудобства, ведь банк не какой-нибудь, а “народный”. Но однажды Кашин, оплачивая счет за коммуналку, столкнулся с ноу-хау – терминалом. И эта “умная машина” решила за пенсионера, что часть денег отдаст за канализацию, которой у Кашина никогда не было. Тем самым подарив коммунальщикам шанс начать требовать с пенсионера долги за все прошлые годы, что он якобы не платил. Сколько пришлось пенсионеру потратить сил и нервов, чтобы доказать правду. В своей статье “Народный банк против пенсионера. Умут Болатхановна, зачем вы спустили мою пенсию в канализацию” (“КАРАВАН”,№ 34 от 11 сентября 2015 года) мы подробно описывали этот случай.

После такого печального опыта пенсионер зарекся не подходить больше к терминалам. Но банк решил ввести новые “удобства для клиентов”, выпустив карточки для получения пенсии. Кашин наотрез отказался получать пенсию таким способом, за что получил ультиматум от молодой сотрудницы-кассира.

– “Либо на карточке получайте, либо вообще не получайте пенсию”, заявила она мне, – говорит Кашин, – “и бросила удостоверение”. Пока пенсионер спорил и доказывал свое право на заработанную годами пенсию, ему стало плохо. В результате дедушку увезли на “скорой помощи”. Но это никого не смутило. Наверное, это обычная рядовая история?

Пока больше года Кашин боролся с банковской системой, он дважды перенес инфаркт, возникла реальная угроза жизни, пожилому человеку экстренно потребовалась операция на сердце, врачи не хотели браться: а вдруг умрет на столе. Но потом все-таки рискнули. Он выжил, но стал инвалидом. После того как пенсионер пришел в себя, он продолжил отстаивать свою правоту. Дело дошло до суда. Но юристы банка оказались настолько “принципиальны”, что деду снова потребовалась помощь врачей.

– После суда юрист забрал у меня газету с вашей статьей и стал уходить. Я пытался остановить его, встал на пути авто. Снял рубашку и показал шрам на сердце: вот до чего вы меня довели. Но реакция молодого человека была такой: он стал фотографировать меня, отпихивал и грозился сдать в полицию, – рассказывает Виктор Кашин.

Из-за проблем со здоровьем пенсионеру пришлось отложить судебную тяжбу, да и доказать что-либо казалось уже просто невозможным. Глухая, непробиваемая стена.

– Единственный шанс был – лично встретиться с председателем правления банка Умут Шаяхметовой, чтобы она услышала, что действия ее сотрудников довели меня до инвалидности, – рассказывает Кашин.

“Ты плохой журналист”

Когда пенсионер Кашин в очередной раз рассказал мне о своих мучениях, я решила помочь ему пройти лично к Умут Шаяхметовой.

Сделать это, казалось, невозможно. Пенсионера “футболили” в отделениях банка уже давно. Поэтому я решила провести его в обход системы, прямиком на пресс-конференцию Народного банка по отчету за полугодие, которая должна была состояться 23 августа. Многие могут мне тыкать в нос журналистской этикой. И после этой истории парочка коллег назвала меня “плохим журналистом”, а еще сопроводила комментариями: “Нормальные журналисты так не поступают, это закрытая пресс-конференция для журналистов, а ты устроила шоу. Сразу видно – желтая газета”. Мне все равно. Порой хочется быть просто нормальным человеком... У вас такого желания не возникает?

На подобные мероприятия существует аккредитация. Но это не помешало мне провести Кашина в зал и усадить его прямо напротив председателя правления. Пресс-конференция должна была вот-вот начаться. Но некоторые коллеги, увидев чужака, предупредили сотрудников банка, что, похоже, намечается сюрприз. Спикеры задерживались. Неужели не выйдут? Вышли. Умут Шаяхметова, как всегда, красивая, уверенная, спокойная. Зато нервничали все вокруг, похоже, начиналась тихая паника. Ко мне стали подходить сотрудники и спрашивать: что будет, а может, не стоит этого делать… Реакция вполне нормальная. Я понимаю.

Запущенный в 2008 году башмак в Джорджа Буша прямо во время пресс-конференции стал самым обсуждаемым скандалом. Но наш пенсионер вовсе не намеревался компрометировать даму. Он просто пришел на встречу, чтобы наконец-таки решить свой вопрос.

“Мне не надо миллионов. Просто извинения”

В конце концов, сотрудники банка попросили не поднимать скандала в присутствии журналистов других изданий и пообещали, что Шаяхметова лично примет пенсионера и поговорит с ним. Мы, конечно же, пошли навстречу. У нас не было цели устроить скандал, мы хотели решить проблему.

Пресс-конференция длилась целый час. Спикеры с гордостью сообщили, что, несмотря на непростую ситуацию, банк заработал прибыль в 57,1 миллиарда тенге за полгода. Пенсионер мрачнел. Мучения, инфаркты, операция – и все из-за каких-то 100 тысяч тенге, которые банк не выдал ему в тот день в кассе, когда он пришел за пенсией.

После пресс-конференции председатель правления и зампред прошли с нами в отдельный зал, и мы сели за стол переговоров. Описывать все, о чем там говорилось, я не буду, и даже не могу этого сделать. Это, оказывается, клиентская тайна. И несмотря на то что я “плохой журналист”, вести подковерную диктофонную запись я не стала. Но результатом достаточно долгой дискуссии стало решение вопроса.

Похоже, сотрудники банка, да и сама председатель правления, были немного удивлены, когда пенсионер выдвинул свои требования. Вместо миллионов за моральный ущерб, потерю здоровья он попросил выдать ему его пенсию и провести индексацию, “как обещал Президент в своем выступлении”. Также банк должен оплатить госпошлину за издержки в суде и, главное, найти того юриста, который довел его до больничной койки, чтобы он принес извинения на страницах нашей газеты.

Требования пенсионера были приняты. Умут Шаяхметова пожелала ему здоровья и долгих лет жизни.

P. S. Не удивлюсь, что десятки пенсионеров по стране, прочитав эту статью, попытаются выйти с нами на связь, ведь добиться справедливости без “плохих журналистов”, к сожалению, у нас порой вообще невозможно. Всегда рады помочь. Ваша желтая газета “КАРАВАН”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи