Опубликовано: 870

Мухамеджан Пакирдинов: Новые законы в Казахстане принимают без проведения антикоррупционной экспертизы

Мухамеджан Пакирдинов: Новые законы в Казахстане принимают без проведения антикоррупционной экспертизы

Почему в Казахстане нет антикоррупционной экспертизы законов? Корреспондент “КАРАВАНА” встретился с заместителем председателя РОО “Жанару”, вице-президентом криминологической ассоциации, кандидатом юридических наук Мухамеджаном ПАКИРДИНОВЫМ и выяснил его мнение по этому вопросу.

По инициативе РОО “Жанару” в алматинской Национальной библиотеке на днях состоялся “круглый стол” на тему возрождения антикоррупционной экспертизы законодательства. Там мы и задали свои вопросы Мухамеджану Пакирдинову.

– Почему обсуждалась именно эта тема?

– Общество хочет, чтобы законы были объективными и совершенными. Но иногда, скажем так, некачественность законодательства становится одной из причин коррупции. О пробелах недавно говорил и председатель сената Касымжомарт Токаев. Он отметил, что некоторые законы страдают как внутренними противоречиями, так и отсутствием сбалансированности между собой. Это, естественно, порождает критическое отношение общества к деятельности парламента и правительства. Например, глава Союза независимого автобизнеса республики Тимур Жаркенов на страницах СМИ открыто говорил о том, что существующие законы не позволяют предпринимателям ввозить запчасти из стран ЕС.

– У нас что, новые законы принимают без проведения антикоррупционной экспертизы?

– Да. Отмечу, ранее она проводилась, но четыре года назад без каких-либо внятных объяснений была отменена. И тут произошел правовой нонсенс: курс на борьбу с коррупционными правонарушениями остается неизменным. Он регламентирован основными правовыми документами, такими как “Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года”, “Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015–2025 годы”, “Программа противодействия коррупции на 2015–2025 годы” партии “Нур Отан”. Но антикоррупционной экспертизы нет!

Между тем правовая статистика показывает, что этот вид преступлений в нашей стране имеет тенденцию к росту. А так как коррупцией страдают практически все государственные органы, то это порождает у населения недоверие ко многим инициативам власти в деле борьбы с ней.

Государство это видит и пытается воздействовать на менталитет граждан. Например, в общественных местах часто можно встретить антикоррупционные плакаты типа “Стоп – коррупции!”, “Нет коррупции!” и т. п. Но этого явно недостаточно! На мой взгляд, одна из причин слабой эффективности борьбы с коррупцией состоит в том, что нет должной прозрачности в решениях власти. В том числе и в работе по принятию законов.

– А как обстоит дело с антикоррупционной экспертизой в других странах?

– В РФ федеральный закон от 17 июля 2009 года обязывает все государственные органы проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов. Цель – недопущение для правоприменителя условий проявления коррупции. Эта экспертиза возложена на органы прокуратуры и юстиции.

Так, прокурорами в 2015 году выявлено более 10 тысяч (!) нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих коррупционные факторы.

В ходе антикоррупционной экспертизы принимаются меры безопасности, учитывающие такой фактор, как продажность чиновников. Исследования, проведенные в РФ, не скрывают того, что и депутаты, которые участвуют в процессе правотворчества, могут подвергаться различному влиянию.

Например, в 2002 году было доказано, что 80 членов совета Федерации из 179 лоббировали чьи-то интересы или сами являлись предпринимателями. Обращает на себя внимание то, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, а также их проектов характеризуется профилактической направленностью. Мухамеджан ПАКИРДИНОВ: Судьи в отставке имеют право трудиться и получать зарплату в коммерческих и общественных организациях

Скажу, что для РОО “Жанару” определенный интерес представляет статья 5 федерального закона РФ. Она дает право институтам гражданского общества и гражданам проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

– А в других странах?..

– В ведущих европейских странах и государствах Юго-Восточной Азии борьба с коррупцией основывается на международно-правовых актах, таких, например, как Конвенция ООН против коррупции 2003 года. Однако, в частности, в Великобритании, Германии, Франции, скандинавских государствах положение части 3 статьи 5 Конвенции ООН от 2003 года об оценке нормативных актов воспринимается скорее как призыв к более глубокому проведению обычной правовой экспертизы.

Вместе с тем экспертиза проектов нормативных актов на предмет выявления в них норм, способствующих созданию условий для коррупции, проводится практически в каждом государстве – члене ЕС.

Во всяком случае она так или иначе осуществляется хотя бы в ходе юридической экспертизы. Ее проводят в парламентах перед обсуждением законопроектов на пленарных заседаниях. Однако формы регламентации такого рода анализа и экспертизы в разных странах неодинаковы. Больше того, в названных странах есть весьма квалифицированные эксперты. Но они чаще дают свои заключения на законопроекты против коррупции не у себя дома, а за границей – в тех же странах Азии и Африки.

– Получается, антикоррупционная экспертиза законов и других правовых актов является основным инструментом в борьбе с коррупцией?

– Нет конечно! Антикоррупционная экспертиза в основном распространяется на правовую сторону нормативно-правовых актов. А для достижения цели важно создать общесоциальную систему противодействия коррупции, реальный механизм, гарантирующий неотвратимость наказания для всех без исключения лиц, которые посягают на интересы граждан, общества и государства! Также надо создать условия для общественного контроля, а также процедурных механизмов защиты прав человека.

Основанием проведения антикоррупционной экспертизы также должен стать антикоррупционный мониторинг.

Он уже доказал свою научную состоятельность и необходимость во многих странах. Только на основе мониторинга можно проанализировать социальные причины и выработать действенные рекомендации для антикоррупционной практики.

Хочется особо подчеркнуть, что присутствовавшие на “круглом столе” глава офиса программ ОБСЕ в Казахстане Дьердь Сабо, председатель управляющего комитета Регионального хаба в сфере госслужбы Алихан Байменов, председатель Алматинского горсуда Нургазы Абдиканов и другие поддержали инициативу РОО “Жанару” о возрождении антикоррупционной экспертизы.

– Каково ваше личное мнение, надо возрождать антикоррупционную экспертизу или можно обойтись и без нее?

– Полагаю, что обязательное проведение антикоррупционной экспертизы законов и нормативных правовых актов, а также их проектов является одним из главных условий административной реформы в нашей стране. Ведь проведение научных антикоррупционных экспертиз в Казахстане помогло бы создавать объективные законы и дало бы возможность учитывать все последствия.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи