Опубликовано: 3000

Ни одного чиновника в Казахстане не привлекли к ответственности за телефонное право - Пакирдинов

Ни одного чиновника в Казахстане не привлекли к ответственности за телефонное право - Пакирдинов

Что такое телефонное право, откуда оно взялось и почему некоторые высокопоставленные казахстанские госслужащие пользуются им так же часто, как мылом или зубной щеткой?

Впрочем, спрашивать об этом у действующего чиновника – дело явно неблагодарное, поэтому я решил поговорить с бывшим госслужащим, известным юристом, государственным советником юстиции 3-го класса, судьей в отставке Мухамеджаном Пакирдиновым.

– Что подразумевается под телефонным правом?

– Законы и прежде всего Конституция Республики Казахстан запрещают государственному служащему использовать служебное положение для решения личных вопросов либо проблем других лиц или организаций. Определения “телефонное право” в законодательстве нет, а то, что народ так называет, является злоупотреблением служебным положением или превышением власти.

– Вы более 40 лет проработали на государственной службе, были прокурором трех областей Казахстана, председателем областного суда двух крупнейших регионов республики. Скажите, существует ли телефонное право сейчас?

– Телефонное право появилось, когда еще и самого телефона-то не было. Ведь не успеет возникнуть какая-то проблема, как мы сразу начинаем искать того, кто может помочь с ней справиться. А госслужащий может пытаться “решить вопрос” как по телефону, так и при помощи письменной переписки или при личном контакте. Беда в том, что все мы мало задумываемся о том, насколько законна наша просьба, хотя в большинстве случаев знаем, что она незаконна.

– Ну а что же госслужащий?

– Его поведение напрямую зависит от личности того, кто обращается с просьбой. Если это вышестоящий руководитель, то просьба превращается в указание или поручение. При этом обращение маскируют, говорят: “посмотри по закону и реши по справедливости”. Очень часто госслужащему приходится выслушивать просьбы от родственников, друзей или знакомых.

– Но ведь закон запрещает госслужащему контактировать с теми, кто пытается повлиять на его решения?

– Да, но на практике эти контакты носят скрытый характер. Запретить госслужащему общаться с сослуживцами, родственниками, друзьями, знакомыми или с начальством невозможно. Главная опасность таких нарушений в том, что они совершаются из корысти и фактически телефонное право – это механизм для совершения коррупционных преступлений.

– Скажите, на вашей памяти за телефонное право кого-то посадили?

– Нет, ни одно должностное лицо органов власти за это к уголовной ответственности не привлекалось. И хотя закон обязывает госслужащих сообщать о попытках склонить их к совершению коррупционного правонарушения, такие сигналы от них поступают крайне редко.

– На вас самого влияло телефонное право сверху и пользовались ли вы им в отношении подчиненных работников?

– Работая в системе госслужбы, я, безусловно, являлся частью этой системы. Соответственно приходилось выполнять различные приказы и поручения руководства. В свою очередь, телефонное право применялось мною в отношении нижестоящих по службе работников. Одним словом, подобное было и есть в государственной службе. Все сказанное, конечно, имеет место и в сфере бизнеса, с той лишь разницей, что там практически отсутствует ответственность, поскольку все списывается на предпринимательские взаимоотношения. При этом хочу отметить, что большинство госслужащих честно выполняют свой долг.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи