Опубликовано: 5800

Медстрахование: готовность номер один

Медстрахование: готовность номер один

О готовности системы здравоохранения страны к запуску социального медицинского страхования (ОСМС) с 1 января 2020 года и важности контроля отчислений со стороны работников рассказывает председатель правления Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Айбатыр ЖУМАГУЛОВ.

– До запуска ОСМС осталось чуть больше месяца. Как вы рекомендуете подготовиться к этому нашим гражданам?

– В первую очередь не откладывать все свои вопросы на потом. Если человек является наемным сотрудником, посмотреть, регулярно ли производит отчисления на медстрахование его работодатель. Сейчас взносы в фонд поступают от работодателей. Но проведенный нами анализ показал, что не все делают их регулярно. Соответственно, сотрудники таких организаций в будущем могут выпасть из системы ОСМС. Поэтому мы советуем периодически проверять свой статус застрахованности.

– Как казахстанцы смогут контролировать свои отчисления в ОСМС?

– Эта информация доступна на портале электронного правительства – egov.kz. Работник при наличии электронной цифровой подписи может проверить в “Личном кабинете” информацию о последней дате внесения платежа. Кроме того, я считаю, надо наладить контакты внутри организации: можно спросить у кадровиков и бухгалтеров, перечисляют ли они деньги. Ведь это так важно для каждого из нас.

Также хочу напомнить, что наша система относится к социальным, то есть за 15 категорий населения отчисления производит государство. В эти 15 категорий граждан сегодня входит около 11 миллионов человек, порядка 60 процентов населения нашей страны.

Среди них дети, студенты, инвалиды, безработные, мамы в декрете и так далее. По сути уже сейчас они условно застрахованы. Но и здесь я хотел бы заострить внимание на необходимости проверить правильность своих документов. Информация в фонд поступает из министерства труда и социальной защиты. И важно, чтобы каждый льготник был отражен в его базе данных. Допустим, если он студент, а система его не видит как студента, нужно, чтобы вуз предоставил о нем полную информацию. Если гражданин имеет инвалидность, но не успел ее оформить, он тоже должен привести документы в порядок, чтобы подтвердить свой статус в системе. Если же он определился как застрахованный, то может с будущего года получать медицинскую помощь бесплатно, и не только гарантированную государством, но и в рамках страхового пакета.

Фото Нэли САДЫКОВОЙ

 

– Как это уточнить?

– Мы разработали несколько сервисов, чтобы казахстанцы могли легко проверить свой статус застрахованности. Это можно сделать в Telegram-канале “saqtandyryBot” или зайти на наш сайт https://fms.kz, там есть плагин, выплывающее окно, куда требуется внести свой ИИН и узнать, застрахованы ли вы. Также вы можете позвонить на бесплатный номер колл-центра фонда 1406, где предоставят нужную информацию и проконсультируют. Если человек, допустим, безработный, а в системе выходит, что он не застрахован, надо выяснить, в чем дело. Обратиться на биржу труда по месту жительства, встать на учет как безработный, и тогда он автоматически будет отображаться в нашей системе как застрахованный.

– Как вы оцениваете готовность системы к полноценному переходу к страховой медицине? Достаточно ли для этого средств в фонде?

– Да. Планируется увеличить финансирование системы здравоохранения в полтора раза в сравнении с 2019 годом. Средства в бюджете заложены и прогноз по поступлениям тоже рассчитан. В этом году на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи идет почти триллион тенге, точнее, 967,7 миллиарда тенге. Это средства, на которые уже оказываются экстренные и другие гарантированные медицинские услуги всем жителям Казахстана. Этот объем сохранится. И со следующего года, когда начинается финансирование медстрахования, мы планируем в рамках ОСМС вливание дополнительно порядка 570 миллиардов тенге. Получается, что в 2020 году ОСМС плюс ГОБМП в сумме дадут 1,5 триллиона тенге. Это значительное увеличение финансирования здравоохранения Казахстана, что позволит улучшить доступ казахстанцев к медицинским услугам, расширить их спектр. И то, что раньше было только платно, например, диагностика и реабилитация, войдет в пакет ОСМС. Когда стартует ОСМС и что это такое

Готовность системы – это не только финансирование, но и механизмы учета услуг и взаимодействия с медицинскими организациями, заключение с ними договоров. На уровне министерства финансов мы уже презентовали проект – электронную платформу для проведения закупок и заключения договоров с медицинскими организациями в электронном формате. Технически мы готовы, сейчас решаем вопросы интеграции нашей информационной системы с системами отдельных медорганизаций, чтобы мы автоматически видели, какая медицинская услуга какой категории населения оказана.

– А сколько у нас уже застрахованных людей, помимо льготников?

– На сегодняшний день мы видим, что около 94 процентов всех граждан условно застрахованы.

– Это с учетом самозанятых?

– Отдельная часть категории самозанятых как раз таки и имеет риск быть незастрахованными. Но прорабатываются механизмы для их вовлечения в систему ОСМС. Кстати, отмечу, что с 1 января по 31 марта 2020 года все люди, живущие в Казахстане, будут считаться застрахованными и получать все медицинские услуги, предусмотренные обоими пакетами – гарантированного объема медпомощи и страхового пакета.

– Но потом же им все равно придется восполнить взносы за эти три месяца, чтобы остаться в системе?

– Конечно. И, начиная с апреля, если гражданин пришел в медорганизацию и оказался незастрахованным, мы разрабатываем механизм, чтобы он, к примеру, как самостоятельный плательщик, мог там же уплатить взнос 5 процентов от минимальной заработной платы (МЗП) – это 2 125 тенге в месяц. И тут же на месте он получит статус застрахованного и будет пользоваться медицинскими услугами в рамках страхового пакета. Такое практиковать будем первые два года. В дальнейшем же намечаем стимулировать оплату на постоянной основе.

– Как это будет выглядеть на практике?

– Этот механизм с банками второго уровня мы уже отработали. Они такие платежи уже передают нам. Сейчас отрабатываем вопрос с терминалами в самих медорганизациях. Заходит, например, гражданин в электронную регистратуру или обращается в окно администрации, узнает там свой статус. И если он не застрахован, рядом в терминале может внести нужную сумму. Вот есть же обычные терминалы для внесения платы, скажем, за мобильную связь. Туда же будет внесена и услуга оплаты медстрахования.

А в целом граждане должны понимать, что вместе нам платить за медицинские услуги и быть здоровыми намного выгоднее, чем поодиночке.

В этом вся суть солидарной ответственности системы медицинского страхования.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров