Опубликовано: 5400

Кровные узы. Для чего нужно знать свою группу крови

Кровные узы. Для чего нужно знать свою группу крови Фото - Нэля САДЫКОВА

Зачем нам определять группу крови, как ее тестируют и что бывает при несовпадении групп в родительских парах? – рассказывает заведующая лабораторией Республиканского центра крови в Алматы Шамшия АМАНКУЛОВА.

– В отделении тестирования крови в нашем центре мы проводим иммуногематологические исследования, – говорит Шамшия Каракуловна. – Определяем группу крови, резус-принадлежность и для доноров – ее фенотип. Это необходимо для обеспечения иммуногематологической безопасности реципиента, человека, получающего кровь от донора путем ее переливания (гемотрансфузия).

Кроме того, мы проверяем здесь сыворотку крови на наличие антител (белковые соединения плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов). Например, если донор – женщина, то в процессе жизни у нее в организме при беременности может происходить естественная иммунизация (образование антител). Эти антитела сохраняются в сыворотке ее крови длительное время после беременности и родов. А в донорской крови антител быть не должно. Иначе при переливании такая кровь, взаимодействуя с кровью реципиента, может дать осложнения. Например, гемолитическую реакцию – разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина в плазму. Поэтому если обнаруживаются антитела, то такую кровь в лечебные учреждения не выдают. Как выглядит ваша кровь?

В нашу лабораторию также поступают образцы крови из медицинских организаций. Например, из родильных домов. Существует такое заболевание, как гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН). В простонародье ее называют желтушкой. Но это не инфекция и не гепатит, она тоже связана с разрушением эритроцитов. В жизни нередко встречаются такие родительские пары: к примеру, у матери резус-фактор крови отрицательный, а у отца ребенка – положительный. Если ребенок унаследует положительный резус от отца, то для организма матери это как бы не свое и ее иммунная система начинает вырабатывать антитела к нему. Так вот, пробы крови младенцев, родившихся у таких женщин, доставляют в наш центр, и мы проводим ее диагностику.

Резус-конфликт мамы и папы

– А что бывает с ребенком при несовпадении резуса родителей?

– Когда такой ребенок появляется на свет, при родах происходит небольшой обмен, порция крови ребенка через пуповину попадает в русло кровотока матери, а ее кровь – в кровоток ребенка. И когда антитела встречаются с противоположными им антигенами, например, резус-положительные эритроциты – с антителами крови матери, происходит гемолиз (разрушение эритроцитов крови с выходом гемоглобина в плазму). Вот почему у новорожденного образуется желтушность. Это растет билирубин (желчный пигмент, продукт распада эритроцитов). Тогда страдает весь организм ребенка, неонатологи проводят определенные виды терапии, а мы помогаем им в диагностике.

Еще иммунизация (выработка антител) может происходить, если когда-то при особых обстоятельствах человеку перелили несовместимую кровь. Эти антитела могут сохраняться длительное время. Человек абсолютно не страдает до тех пор, пока к нему в организм не попадут эритроциты с антигеном к этим антителам при повторном переливании крови. Вообще иммунизация у любого человека возникает только на тот антиген, которого у него нет. А если он у него есть, то ничего не будет.

Индивидуальный подбор

– В лаборатории тестирования крови наши специалисты производят, кроме того, индивидуальный подбор компонентов крови для тяжелых гематологических больных, – продолжает Шамшия Аманкулова. – Это реципиенты, которым невозможно переливать любую кровь. То есть эти больные иммунизированны. И когда в медорганизации выявляют такого пациента, то отправляют его кровь к нам на индивидуальный подбор по фенотипу. Чтобы потом при гемотрансфузии не было нежелательной реакции и выработки антител.

И мы делаем также пробы на совместимость. Чтобы в условиях лаборатории in vitro (в пробирке) проверить, что осложнений не будет при фактическом переливании, то есть in vivo (в живом организме).

– При каких болезнях требуется такой тщательный подбор крови донора?

– Таких диагнозов много. Например, при различных видах лейкозов – апластической или гемолитической анемии, остром лимфобластном лейкозе и других серьезных заболеваниях, когда идет подбор компонентов крови для пары донор-реципиент по клинически значимым антигенам (фенотипу).

В настоящее время мы стараемся при переливании сделать так, чтобы кровь донора и реципиента совпадала по группе и по резус-фактору. Но есть еще и универсальная группа крови, к которой относится первая отрицательная (O-) кровь. Она используется в очень сложных случаях, когда при экстренных ситуациях в клинике не могут определить группу крови. Или когда в лечебное учреждение поступает много пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций (ДТП, стихийные бедствия и т. д.).

– Но кроме соответствия по группам крови есть еще и другие факторы, по которым человек не может быть донором?

– Да, к донации не допускается человек, у которого выявлены несоответствия по результатам клинических (ОАК) и биохимических (АЛТ) анализов. АЛТ характеризует работу печени. Этот показатель повышается при гепатите А, который передается энтеральным путем. В преджелтушный период человек может не знать об этом и решит сдать кровь. Но он уже инфицирован. И тут по результатам биохимии обнаруживается, что АЛТ у него завышена. Значит, кровь такого донора не годится для переливаний. Следует особо отметить, что для обеспечения инфекционной безопасности гемотрансфузий проводится скрининг донорской крови на трансфузионные инфекции: гепатиты В и С, ВИЧ, сифилис.

– То есть стать донором еще надо заслужить?

– Стать донором имеет право каждый, но не все образцы крови проходят лабораторное тестирование.

– А сколько процентов из тех, кто намерен стать донором, отсеивается?

– По наличию антител к антигенам эритроцитов немного, всего 0,4 процента.

– А после проверки крови на наличие инфекций?

– По результату скрининга на инфекции отсеивается больше. Около трех процентов.

– Это же немного?

– Ну, представьте, если из 20 тысяч выполненных донаций взять три процента, – это 600. Но эти затраты обоснованны. Благодаря чему гемотрансфузии у нас безопасны. Есть еще в нашей службе такая информационная программа, в которую закладываются все сведения о крови, начиная от приема донора до выпуска компонентов крови. И если что-то при тестировании пошло не так, компоненты крови в медицинские организации не выдаются и это тоже является дополнительной мерой для обеспечения успешных гемотрансфузий.

У каждой нации своя кровь

– Мы провели исследование среди почти 36 тысяч доноров в городе Алматы, – рассказывает Шамшия Каракуловна, – которые обслуживались в нашем Центре крови. И у нас группы крови распределились так: О (первая) группа – 33 процента, А (вторая) – 32, В (третья) группа – 26, АВ (четвертая) – 9 процентов. По резус-принадлежности положительных оказалось 92 процента людей, отрицательных – 8. Примерно такое же распределение резус-принадлежности и в каждой из групп крови. Хотя если вспомнить статистику в период обучения в мединституте, то нам говорили, что, согласно европейским данным, третья (В) группа крови очень редкая, всего 15 процентов. По нашим же данным, людей с этой группой крови в составе нашего населения гораздо больше – 26 процентов.

– О чем это говорит?

– О том, что группа крови, как и ее антигенный состав, различается в зависимости от географических зон проживания людей. Известно, что у азиатов редко встречается отрицательный резус крови. Например, в Японии и Китае он составляет всего 1–3 процента (из разных источников). То есть отрицательная кровь там редкость. Но и резус-отрицательный и резус-положительный факторы крови – это нормальная физиология.

Особого внимания и ухода требуют лишь резус-отрицательные беременные женщины. Ведь шансов встретить более подходящего ей резус-отрицательного мужчину она имеет значительно меньше, чем резус-положительного. Их же мало. Вот влюбится в резус-положительного – и все… Надо решать проблемы при беременности и родах. Но я могу утешить таких женщин тем, что иммунизация наступает не у всех резус-отрицательных. Примерно у 8—10 процентов. То есть каждая десятая только может иммунизироваться. Вот так природа распорядилась. Поэтому с профилактической целью все резус-отрицательные женщины в течение беременности более тщательно проверяются на наличие антител.

– И что тогда?

– Если есть антитела, за ними наблюдают в течение беременности. По их уровню в крови беременной женщины врач может сделать выводы о предполагаемом резус-факторе ребенка и определить начало резус-конфликта. Он предпринимает профилактические меры, назначает антирезусный иммуноглобулин, чтобы эти антитела поступили и нейтрализовали эритроциты, которые проникли в русло кровотока матери от плода.

– Какими методами вы пользуетесь для более точной диагностики?

– В нашем отделении тестирование крови производится автоматизированными устройствами, технологией микроколоночной агглютинации, установлено два иммуногематологических анализатора от разных производителей. Принцип работы одинаковый. Но реагенты у каждого свои. И это очень удобно и правильно, потому что в сложнодиагностируемых случаях определения группы крови или резус-принадлежности, продублировав исследование реагентами от другого производителя, достигаешь качества выполнения анализа. Группа крови определяется перекрестным методом, когда кроме стандартных реагентов с известными групповыми антителами еще используются стандартные эритроциты с известным антигенным профилем, что также исключает ошибки при выполнении тестирования крови.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи