Опубликовано: 190

Крепкий орешек

Крепкий орешек Фото - Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА

После смены правительства и громких обещаний прежних министров снизить тарифы особых перемен не наступило, собственники развлекаются тем, что сравнивают цифры из старых квитанций с новыми.

Сравнительный анализ порождает все больше вопросов, и мы пытаемся найти на них ответы.

Сегодня подошла очередь к последнему гиганту коммунальной индустрии – ТОО “Алматинские тепловые сети”. В самом крупном городе страны они отвечают за подачу тепла и горячей воды.

Плохие времена для них в публичном пространстве начались еще 13 сентября прошлого года. Департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей опубликовал пресс-релиз, в котором обвинял монополистов, как бы это помягче сказать, в манипуляциях с тарифами и не-обоснованных начислениях. Но что еще важнее, пожалуй, впервые контролирующий орган предал огласке манеру ведения дел в предприятии. Обо всем этом сегодня вы прочтете в материале, мы цитируем этот документ. Позднее к ним присоединилась местная прокуратура, требования коллег поддержала, а вот возврата незаконно полученных средств собственники так и не увидели. Мы последовательно добиваемся ответа от коммунальщика, когда и каким образом произойдет возврат, и вот что из этого выходит…

“КАРАВАН”: В конце прошлого года прокуратура г. Алматы опубликовала сведения о результатах проверки вашей организации, где указывалось на “необоснованное начисление оплаты в размере 1,1 миллиарда тенге потребителям ТОО “Алматинские тепловые сети”. Когда и каким способом деньги будут возвращены собственникам?

ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”): Этот вопрос уже задавался вашим изданием в письме от 25 октября 2018 года, на которое предприятие предоставило ответ.

Да, то, что вы нам прислали, назвать ответом очень сложно, но мы опубликовали “это” в номере от 23 ноября 2018 года (“Тепловой удар”). Нашим читателям, не сумевшим ознакомиться с материалом, рекомендуем прочесть его на нашем сайте Caravan.kz.

Теперь смотрим, чего мы добиваемся от упрямцев: “В связи с многочисленными обращениями жителей города на необоснованные начисления за горячую воду за прошедший отопительный период (имеется в виду 2017–2018 гг. – Прим. авт.), антимонопольный орган провел проверку деятельности Алматинских тепловых сетей. Выявлены грубые нарушения со стороны сотрудников ТОО “Алматинские тепловые сети” при внесении показаний приборов учета, а именно: утеря архивных данных, внесение неверных показаний, несвое-временное внесение данных
и т. д. Данные действия привели к тому, что потребители, оплачивающие комуслуги по показаниям приборов учета, платили за горячую воду по завышенным тарифам наравне с теми жителями, кто еще не установил ОПУ по общегородским тарифам”. Ну так мы и спрашиваем: где деньги за завышенный тариф на горячую воду и когда вы их вернете алматинцам?

К слову, именно из-за того, что после установки общедомового прибора учета тепла практически невозможно контролировать тарифы и начисления монополиста как за тепло, так и за горячую воду, собственники отказываются их устанавливать. Тем более, как нами уже об этом не раз писалось, ОПУ не решают главного – возможности экономить и самостоятельно регулировать тепло в домах.

“КАРАВАН”: В соответствии с Законом РК “О естественных монополиях” и условиями публичного договора оплата производится по индивидуальным приборам учета. Почему в таком случае вами включается в квитанцию графы “Горячая вода / поставщик”?

ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”): В квитанциях за коммунальные услуги строка “Поставщик” предназначена для информирования потребителя об использованном им объеме тепловой энергии, зафиксированном предприятием (поставщиком), которое необходимо оплатить. А строка “Абонент” – для возможности потребителя самому вносить и контролировать фактические показания своего ИПУ. Поставщик учитывает эти показания и производит на их основании расчет в тех случаях, когда у контролера нет возможности доступа к ИПУ абонента (его нет дома, не открыли дверь контролеру и т. д.). Но если поставщику не поступили показания ИПУ ни от контролера, ни от потребителя, вносимые им в строку “Абонент”, согласно п. 31 ППТЭ, в квитанции выставляется сумма, начисленная по среднесуточным показаниям. Кроме заполнения строки “Абонент”, у потребителя есть возможность передать в предприятие показания своего ИПУ одним из удобных способов:
– заполнив специальную форму на сайте www.alts.kz;
– отправив сообщение с прикрепленной фотографией ИПУ (не более 3 Mb) и указанием номера своего лицевого счета на e-mail pokazania@alts.kz;
– используя интернет-приложение (мессенджер) WhatsApp, послав на мобильный номер +7-701-098-4505 сообщение с указанием своего лицевого счета и прикрепленной фотографией ИПУ.

“КАРАВАН”: Наши читатели жалуются на то, что данные действия вводят их в заблуждение, сведения, указанные в графе “Поставщик”, завышены и не соответствуют действительности, создается впечатление, что у них постоянные долги перед вашим предприятием, и они вынуждены переплачивать. Как собственник может исключить данные графы, оставив только графы, заполняемые им самостоятельно по показаниям его ИПУ?

ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”): Как сказано выше, строка “Абонент” предусмотрена для удобства потребителей и не является обязательной для заполнения. Но строка “Поставщик” не будет исключена, так как предприятие обязано со своей стороны вести контроль расхода теплоэнергии и своевременной платы за ее потребление.

Вот здесь сделаем паузу. Такого конфуза никто из местных монополистов еще не допускал: договориться до того, что строка “Абонент” в квитанции просто для удобства… Знаете, мы даже не ожидали, что кто-то из этих ребят так разоблачится. Понятно, что поминать в такой ситуации Закон “О естественных монополиях” и права потребителей, закрепленные в нем, даже неуместно как-то, у людей совсем иные представления о реальности. А вот о праве контролировать и, главное, о точности показаний, которые указывает ТОО “АлТС” в квитанциях, поговорим. Точнее, просто повторим диагноз антимонопольного департамента: “Выявлены грубые нарушения со стороны сотрудников ТОО “Алматинские тепловые сети” при внесении показаний приборов учета, а именно: утеря архивных данных, внесение неверных показаний, несвое-временное внесение данных и т. д. Данные действия привели к тому, что потребители, оплачивающие комуслуги по показаниям приборов учета, платили за горячую воду по завышенным тарифам …”.

Наверное, сюда еще стоит добавить, что эта организация только последние три года регулярно штрафовалась за незаконное начисление средств… Ну и продолжим знакомить вас с ответом ТОО “АлТС”: “Чтобы исключить недоразумения, потребителю просто необходимо предоставлять контролеру доступ к ИПУ для снятия показаний или самостоятельно отправлять их одним из описанных выше доступных способов. Здесь нужно учесть, что для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии (ОПУ), определен конкретный расчетный период, согласно которому поставщик производит расчет потребленного объема тепла и горячей воды. Этот расчетный период всегда указывается в нижней части квитанции “Алсеко”. Если потребитель самостоятельно отправляет показания, важно предоставлять показания ИПУ до истечения расчетного периода. Например, расчетный период определен с 10.10 по 09.11 – значит показания фиксируются на его конечную дату, то есть на 9 ноября.

“КАРАВАН”: Известна ли вам сумма, переплаченная собственниками в результате возникшей неразберихи?

ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”): Начисления потребителям за используемую тепловую энергию выставляются в квитанциях, получаемых потребителем в месяце, следующем за расчетным, то есть месяцем позже. Другими словами, потребитель получил услуги (отопление/горячая вода) в январе, а платить за них он будет позднее, в середине февраля. Если потребитель, получив квитанцию, не согласен с указанными в ней значениями и начислениями, он вправе обратиться к поставщику за разъяснениями и произвести оплату только после выяснения всех вопросов по расчетам. Если абонент переплатил за потребленные услуги, разница в суммах отразится в соответствующей графе его квитанции и будет засчитана в счет будущих платежей.

“КАРАВАН”: Каким образом они могут получить переплаченные деньги?

ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”): Как уже было отмечено, если имеется переплата, она обязательно отразится в квитанции абонента в соответствующей графе. Согласно п. 24 типового договора на оказание услуг по передаче/распределению тепловой энергии, утвержденному приказом министра национальной экономики РК, № 266 от 27.03.2015 г., – при наличии задолженности за предыдущие периоды в первую очередь оплата направляется на погашение этой задолженности, переплаченная сумма учитывается при расчетах будущих начислений. В случае оплаты потребителем суммы, превышающей фактическую за расчетный период, разница этого превышения автоматически засчитывается в авансовый платеж следующего расчетного периода (либо по согласованию сторон в счет погашения задолженности потребителя по иным обязательствам перед поставщиком, если таковые имеются). Если потребитель отказывается от услуг поставщика на следующий расчетный период, излишне выплаченные суммы возвращаются, за исключением сумм, которые идут на погашение задолженности потребителя по иным обязательствам перед поставщиком (если таковые имеются). О чем договорились: что скрывают типовые договоры поставщиков коммунальных услуг

“КАРАВАН”: В конце прош-лого года правительство проанонсировало снижение тарифов. Почему это не было сделано вашей организацией, например, за отопление с 01.01.2019 г. установлен тариф 144,94 тг/кв.м против 136,95 тг/кв.м. (с 15.10–13.11.2018 г.)?

ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”): Приказ об утверждении тарифа был издан 25 декабря 2018 года с датой введения тарифа с 1 января 2019 года. Этот приказ предприятие исполнило своевременно, и за услуги января 2019 года все потребители получили начисления по новому тарифу, утвержденному уполномоченным органом. Согласно правилам пользования тепловой энергией, расчет начислений делается за фактически оказанные услуги, то есть за их потребление: декабря – в декабре 2018 года, за потребление января – по тарифу января 2019 года. В домах, не оборудованных прибором учета тепловой энергии (ОПУ), плата за январь выставлена в февральских квитанциях. За отопление она составила 233,56 тг/кв.м, в то время как в 2018 году (минувший отопительный сезон 2017–2018 гг.) за тот же месяц она составляла 283,98 тг/кв.м. Уменьшилась стоимость и за горячую воду. Если в январе 2018 года плата за 1 куб.м составляла 517,80 тг, то с января 2019 года стоимость 1 куб.м равна 432,06 тг.

В домах с общедомовым прибором учета потребители не почувствовали существенного снижения тарифа, так как в квитанции, полученной в феврале 2019 года, указано два расчетных периода.

К примеру, если период начисления по дому, оборудованному ОПУ, значится с 10 декабря 2018 года по 9 января 2019 года, то в этой квитанции будет указано начисление за период с 10 декабря до 31 декабря 2018 года по тарифу 2018 года и соответственно за период с 1 до 9 января 2019 года по новому сниженному тарифу 2019 года.

Наш постоянный внимательный читатель заметил, что мы повторили публикацию этого ответа. Сделано это намеренно, во-первых: не все могли прочесть прошлый выпуск “КАРАВАНА”, а информация важная, тем более что февральские квитанции с новыми тарифами вызвали массовое недоумение алматинских собственников. Во-вторых, нам важно показать, как монополист уходит от прямого ответа на прямые вопросы, вроде бы текста много, а вот объяснения, почему размер тарифа за тепло стал выше, нет. Как видим, мы спрашиваем про тепло – нам отвечают про тариф на горячую воду, задаем вопрос про горячую воду – рассказывают про тепловую энергию.

“КАРАВАН”: В публичном договоре предусмотрена ответственность собственника за несвоевременную оплату в виде пени. Почему данный договор не предусматривает равноценную ответственность за незаконно сделанные начисления вашей организацией, учитывая, что проверяющими нарушения фиксируются ежегодно?

ТОО “Алматинские тепловые сети” (ТОО “АлТС”): В своей деятельности предприятие руководствуется типовым договором. Согласно пункту 10 указанного договора, при предоставлении фактических показаний производится перерасчет начислений и соответственно производится перерасчет пени. Публичный договор исходит из типового договора на оказание услуг по снабжению тепловой энергией (приложение 12 и 21 к приказу министра национальной экономики РК), где, согласно пункту 33, предусмотрено начисление пени за несвоевременную оплату полученных услуг.

В завершение несколько слов для наших читателей из других регионов. Аналогичные вопросы вы имеете право самостоятельно задать своим поставщикам-монополистам, подав им письменный запрос,– они обязаны на них ответить.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров