Опубликовано: 2200

Коронавирус и клещевой энцефалит: в чем сходство и различие

Коронавирус и клещевой энцефалит: в чем сходство и различие

И чем последний грозит казахстанцам?

На вопросы “КАРАВАНА” отвечают: главный специалист отдела профилактики паразитарных заболеваний филиала НПЦ санэпидэкспертизы и мониторинга, кандидат биологических наук Жанна ШАПИЕВА и доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных и тропических болезней КазНМУ им. Асфендиярова Равиля ЕГЕМБЕРДИЕВА.

Пик активности клещей в Казахстане обычно приходится на май – июнь, – рассказывает Жанна Шапиева. – По территории республики они распространены повсеместно. Клещи могут быть переносчиками целого ряда опасных инфекций: клещевого энцефалита, конго-крымской геморрагической лихорадки, клещевого боррелиоза, клещевого риккетсиоза. Но поскольку я занимаюсь только клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом, мы отслеживаем те территории, где они распространены. Это Алматы и его окрестности, Алматинская и Восточно-Казахстанская области. И в последнее время к ним присоединились еще несколько районов Акмолинской и Северо-Казахстанской областей.

На прошлой неделе на этих территориях за помощью к врачам обратилось около 2 тысяч человек. Половина из них – дети до 14 лет.

– То есть они бегают по горам, долинам и собирают на себя клещей?

– Не только. Сейчас в условиях карантина пока сложно выйти куда-то в горы. Но в последние годы, например, в Алматы, клещи нападают на людей и в городских парках, садах, и на огородах вблизи жилья.

– И даже в центре города?

– Конечно! Обращения идут с апреля по сентябрь. В октябре уже бывают лишь единичные случаи. По Казахстану в последние годы с укусами клеща к медикам в среднем обращалось до 11 и более тысяч человек за сезон. По Алматы – более 3–3,5 тысячи. Заболевших клещевым энцефалитом по республике в 2018 году было 45 человек, в 2019 году – 35.

– Получается, за сезон такое количество людей приходит в травмпунк­ты казахстанских больниц?

Жанна ШАПИЕВА

Жанна ШАПИЕВА

– Да. Например, в Алматы существуют пункты серопрофилактики на базе приемных отделений при пяти клиниках: Центральной городской клинической больнице, БСНП, 4-й, 7-й больницах и Детской городской клинической больнице № 1 на Манаса. Сейчас Центральная и БСНП закрыты на карантин по коронавирусу. Обследование и лечение таких диагнозов проводят только три клиники. В этом сезоне случаев клещевого энцефалита и клещевого боррелиоза пока зарегистрировано не было. А в прош­лом году в это же время был зафиксирован 1 случай заболевания клещевым энцефалитом в сельской местности Алматинской области, и этот человек выздоровел.

Симптомы – как при CОVID-19?

– Обычно болезнь начинается остро, – продолжает Жанна Шапиева. – Резко, до 38–39 градусов повышается температура, возникает сильная головная и мышечная боль, могжет быть тошнота, рвота и озноб. Инкубационный период длится от 1 до 30 дней, а в среднем – 10–14 дней. Если подобные симптомы появляются, тем более, когда человек знает, что у него был укус клеща, надо незамедлительно вызывать скорую помощь и обязательно указать, что был укус именно этого членистоногого. Тогда врачам легче будет определить тактику лечения.

– Получается, начальные симптомы, как при коронавирусе, только там плюс еще затрудненное дыхание, а здесь?

– При клещевом энцефалите поражается головной мозг, но не сразу. Зависит от концентрации вируса и клинической формы течения болезни. В Казахстане чаще встречается лихорадочная форма, когда еще нет поражения центральной нервной системы. Но при худшем раскладе у человека может случиться менингоэнцефалит (поражение головного мозга с высоким процентом летальных исходов).

Главное – правильно извлечь

Меры профилактики – это введение противоклещевого иммуноглобулина в первые три дня после укуса. Если позже, хорошего эффекта может и не быть. Если нет возможности срочно обратиться за медицинской помощью, можно самому снять клеща с соблюдением всех мер безопасности, не нарушая его целостности, не отрывая головку и, самое главное – хоботок. Ведь вирус локализуется именно в хоботке.

– Можно ли снять клеща при помощи масла?

– Раньше рекомендовали капнуть на кровососа масла. Тогда он начинает как будто задыхаться и пытается выйти наружу. Но в последние годы это уже не рекомендуют. Считается, что при этом клещи, наоборот, пытаются внедриться в кожу еще глубже. Еще их вынимают специальными щипцами, пинцетом или ниткой, которую закрепляют узелком между головкой и телом клеща и вытаскивают выкручивающими маятникообразными движениями.

– Но это же целое искусство! Сможет ли проделать такое неспециалист?

Тут в наш разговор вступает профессор-инфекционист Равиля Егембердиева.

Равиля ЕГЕМБЕРДИЕВА
Равиля ЕГЕМБЕРДИЕВА

– На самом деле легкого способа вынуть из кожи присосавшегося клеща нет! – поясняет Равиля Айтмагамбетовна. – И самому все же не рекомендуется его извлекать. Нужно идти в медучреждение. Потому что, если в ткани останется его головка или хоботок, человек сделает себе только хуже. Помню, однажды по телефону ко мне обратилась пациентка с просьбой рассказать, как извлечь присосавшегося клеща. Я объяснила ей. Но сколько она ни заливала его маслом, потом несколько часов пыталась извлечь при помощи нитки, в итоге пришлось-таки ехать в травмпункт, где всё сделали быстро и профессионально.

– Да, но в сельской местности, где, например, чабаны пасут скот вдали от населенных пунктов, вряд ли поблизости найдется травмпункт?

– Да, вы правы. Но в аулах все же существуют медпунк­ты. А порекомендовать что-то другое я не могу, потому что самим извлекать – большой риск. И главное тут – не только профессионально извлечь клеща, но и вовремя сделать экстренную профилактику против клещевого энцефалита, введение гамма-глобулина.

И ни в коем случае не выкидывать членистоногое животное, а обязательно доставить его на лабораторное исследование в учреждение санэпидслужбы. Там его должны изучить на предмет инфицированности.

Это важно, потому что если клещ не инфицирован, то пострадавшему не нужно будет делать и иммунопрофилактику. Тогда, во-первых, не придется тратить лишние средства на иммуноглобулин. А во-вторых, если человеку сделают иммуноглобулин, есть риск возникновения аллергической реакции. Поэтому гораздо легче изучить самого клеща.

Успеем ли спасти?

– Как практикующий инфекционист, расскажите, с какими случаями вам приходилось встречаться?

– Большей частью, конечно, заболевание у нас проходит в более легкой лихорадочной форме. То есть у пострадавшего может подняться температура. Порой люди даже не обращаются к врачам и переносят заболевание на ногах. Но все же, если у человека держится высокая температура, нужно обязательно обратиться в медучреждение. Потому что лихорадочная форма может перейти в менингиальную, а в дальнейшем – в менингоэнцефалит.

Конечно, вероятность помочь больным, которые поступают поздно, намного ниже, чем тем, кто обратился к врачам на ранних этапах. Поэтому не надо заниматься самолечением и ждать – а может, само пройдет?

За своим здоровьем пациенты должны следить сами, а не думать: “Что бы со мной ни случилось, врачи меня вытянут”.

В том-то и дело, что врачи могут и не успеть. Бывает, человек пьет, пьет парацетамол, сбивает температуру, а потом, когда уже встать не может, скорая привозит его к нам. А заболевание может быстро переходить из одной фазы в другую, более тяжелую, и ты просто не успеваешь спасти человека.

– Учитывать надо и тот момент, что клещи кусают безболезненно, – продолжает доктор Егембердиева. – Они выделяют особое обезболивающее вещество, и пострадавший, как правило, не чувствует укуса. Человек, выходя на природу в теплое время года, должен знать, что, если спустя какое-то время после похода у него поднялась температура, возможно, это связано с укусом клеща, который остался незамеченным. Он может утверждать, что ничего такого не было. Но сам факт, что в эндемичной зоне наступила весна, в разгаре эпидемиологический сезон, потеплело, и клещи вышли из укрытий, должен расцениваться врачами в пользу подозрения на клещевой энцефалит. Человек был на природе – значит была возможность инфицироваться этим вирусом.

И таких случаев бывает много, когда пациент всё отрицает или говорит, что вообще никуда не выходил, даже в парк, просто прошелся по улице. Или говорит: “Да, я ходил в парк, но укуса клеща или его присасывания не заметил”. Или видел на одежде и стряхнул. Всё это в пользу эпиданамнеза заболевания. Как не привезти из отпуска червей в глазах и венерические заболевания - врачи

Поэтому мы в Алматы и в Алматинской области приняли такой алгоритм диагностики: если у кого-то из наших пациентов лихорадка, даже если он отрицает, что выходил на природу, но, поскольку живет в эндемичном регионе, пусть и в черте города, у него есть вероятность быть инфицированным клещом. И мы приходим к выводу: надо обследовать на клещевой энцефалит. Делаем забор крови и отправляем ее в лабораторию. Там проводят исследование на наличие антител к вирусу клещевого энцефалита. Если результат положительный, то начинаем специфическое лечение, вводим гамма-глобулин.

– У меня был случай, когда клещ присосался ко лбу моей овчарки, я была встревожена. Но никакого заболевания не случилось.

– Животные клещевым энцефалитом не болеют. А человек, приходя с улицы или с прогулки на природе, обязательно должен осмотреть свою одежду. Вдруг обнаружит клеща. Тогда надо стряхнуть его, чтобы не занести в дом. Затем, захватив пинцетом, положить в баночку, плотно закрыть и отнести на исследование в учреждение санэпидслужбы. И ни в коем случае не брать кровососа руками и не раздавливать!

– Встречались ли в вашей практике тяжелые случаи энцефалита?

– Да, и много. Честно говоря, очень переживали, когда не могли помочь, и был летальный исход. Но если человек долго оставался дома один на один со своей проблемой, а к нам его привезли уже в тяжелом состоянии, когда он даже на наши вопросы отвечать не мог, то мы и предположили, что причина – клещевой энцефалит. В таком случае сразу назначаем ИФА (иммуноферментный анализ), который определяет антитела к вирусу.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи