Опубликовано: 6000

Казахстан имеет свой интерес в исламском мире

Казахстан имеет свой интерес в исламском мире

В Астане прошел первый саммит Организации Исламского сотрудничества, посвященный науке и технологиям. Казахстан не только впервые принимал подобный представительный форум, но и стал полноправным партнером ведущих стран ОИС.

О том, как проходил саммит и какие цели имеет наша страна в этой организации, – разговор с чрезвычайным и полномочным послом РК в Исламской Республике Иран, спецпосланником Казахстана в странах ОИС в различные годы Багдадом АМРЕЕВЫМ.

Превентивно реагировать на меняющуюся ситуацию

– Багдад Култаевич, в чем заключается главный интерес участия нашей страны в деятельности ОИС?

– Участие любой страны в той или иной международной организации объясняется не только ее политико-географическим месторасположением, но и диктуется интересами внешней политики государства.

Исламский мир представляет огромный и жизненно важный интерес для России, Китая и других ведущих стран мира вследствие исключительной важности для мировой политики, которая в последние годы обрела особый смысл также и с точки зрения международной безопасности.

Разумеется, Казахстан также имеет интересы, причем жизненно важные интересы в странах, объединенных понятием “исламский мир”, и вполне обоснованным является членство Казахстана в политической структуре этого мира – Организации Исламского сотрудничества, являющейся второй после ООН крупной международной организацией.

Такому государству, как Казахстан, находящемуся в регионе традиционного распространения ислама и имеющему 70 процентов мусульманского населения, как говорится, сам Бог велел быть активным фактором в этом ареале.

Во-вторых, большинство стран – членов ОИС являются нашими соседями и имеют непреходящее экономическое значение.

В-третьих, события, происходящие южнее Казахстана, имеют важное геополитическое значение для страны и сегодня во многом несут в себе и угрозу, затрагивающую национальные интересы. Что не только требует соответствующего реагирования, но и активного вмешательства там, где это может затронуть наши интересы, чтобы минимизировать ущерб или угрозу. Надо сказать, что Казахстан успешно осуществляет такую политику. На эти же цели были направлены нынешние сирийские переговоры в Астане, эти же мотивы подвигли Казахстан на активное участие в достижении ядерного мирного соглашения между Ираном и мировыми державами.

В этом контексте я бы привел еще одну инициативу Президента Назарбаева, принятую на последнем саммите в 2016 году в Стамбуле – декларацию об исламском примирении. Она в основном была направлена на смягчение разногласий между мусульманскими странами, в первую очередь двумя ведущими членами ОИС – Саудовской Аравией и Ираном.

Важно отметить, что эту жизненно важную для исламского мира инициативу предложил именно Президент РК – глава самого светского государства в исламском мире. Кстати, активное участие таких светских стран, как Казахстан, в делах этой организации должно служить целям либерализации политики мусульманских стран в рамках деятельности ОИС, укреплению светской составляющей этой организации, обеспечивая тем самым определенный баланс интересов различных стран, представленных в ней.

Подчеркну, что Казахстан не может, будучи исторически, географически и геополитически частью исламского мира, проводить “страусиную” политику и подвергать угрозе свои национальные интересы из-за вызовов, происходящих в этом огромном ареале. Этим и продиктована политика превентивного реагирования Казахстана на события, происходящие в исламском мире.

– Прошедший саммит ОИС не только первый в Казахстане, но и первый, на котором обсуждались вопросы науки и технологий. Что этот форум принес для исламского мира и для нашей страны, в частности?

– Совершенно верно. Это первый саммит ОИС, проводимый в Казахстане, и первый саммит, посвященный науке и технологиям. Данный факт подтверждает верность Казахстана выбранной стратегии – придать деятельности этой организации модернистский характер. Мы видим развитие науки и технологий важнейшей частью модернизации исламского мира. Впервые саммит ОИС был посвящен не политическим вопросам, не войнам и конфликтам, хотя это тоже жизненно важно, а вопросам научного и технологического развития мусульманских стран. Без решения вопросов научного, технического и экономического развития невозможно устранить экономическое и социально-культурное отставание исламского мира от развитых стран мира. В свою очередь, без решения этих вопросов невозможно победить идеологический радикализм, экстремистские политические течения и террористические угрозы. Видите, как все взаимосвязано в нашем неспокойном мире.

– И все же, каких результатов достигли на саммите?

– Что касается непосредственных достижений этого форума, безусловно, он был успешным. В самом деле впервые лидеры собрались для того, чтобы запустить этот процесс, от успеха которого зависит благополучие, я бы сказал даже, выживание исламского мира. Они были единодушны в том, что необходимо принять безотлагательные меры для выполнения этой миссии.

Были приняты важные документы, определяющие основные задачи и приоритеты: Астанинская декларация и Программа ОИС по развитию науки, технологий и инноваций до 2026 года.

Разумеется, они стали результатом многолетней работы экспертов стран – членов ОИС. Были заинтересованные дискуссии по многим важным темам, включая роль науки и технологий в обеспечении устойчивого развития, конкуренцию и инновации в современной экономике. И все участники понимали, что эти вопросы относятся к разряду жизненно важных, и от их успешной реализации зависит, без преувеличения, будущее мусульманских стран.

Другими словами, за этими на первый взгляд несколько отвлеченными для исламской повестки дня понятиями науки и технологии стоит великая цель коренного преобразования, модернизации, либерализации исламского мира и его адаптации к современным реалиям. Чем вам не глобальная историческая миссия?

Все участники высоко оценили эту очередную историческую инициативу главы нашего государства Нурсултана Назарбаева и его масштабное видение глобальных проблем и умение мобилизовать международные усилия для их решений. Уверен, что эта работа была сделана не зря, и последующие поколения по достоинству оценят ее ценность.

Активизация ирано‑казахстанского сотрудничества

– С февраля 2011 года вы являетесь послом Казахстана в Иране. Как вы охарактеризуете отношения наших стран?

– Несмотря на разные международные конъюнктуры, Иран неизменно оставался одним из важных международных партнеров Казахстана. В одном из своих интервью я назвал это партнерство безальтернативным. Я тогда имел в виду безальтернативный характер сотрудничества в таких сферах, как обеспечение кратчайшего транспортного выхода Казахстана к мировым рынкам. И поэтому были вложены огромные средства для того, чтобы соединить трансказахстанскую железнодорожную магистраль, идущую из Китая в Европу, дополнительной южной веткой с выходом на Персидский залив. Строительство данного проекта было завершено в декабре 2014 года.

Другим аргументом безальтернативности партнерства между двумя странами служит поставка таких основных казахстанских экспортных номенклатур, как металлы и зерновые, на иранский рынок. В разные годы до 60–70 процентов экспорта указанной продукции Казахстана потреблялось Ираном.

Важнейшей и безальтернативной сферой сотрудничества является Каспийское море, определение правового статуса которого является основной темой многолетних переговоров между пятью прикаспийскими странами.

Помимо этого, Иран является крупной региональной державой, по-разному влияющей на мировую политику. Политика этой страны неоднозначно воспринимается в мире и вызывает разные реакции. Однако Иран – сосед Казахстана, важный игрок в региональных делах. Казахстан не хочет войн, не хочет возрастания конфликтогенных факторов и не желает роста проблем для развития нормальных торгово-экономических отношений в регионе.

Исходя именно из этих приоритетов Президент Назарбаев приложил максимум усилий для успешного завершения ядерных переговоров между Ираном и международной “шестеркой”. Два раунда алматинских переговоров, проходивших под патронажем главы Казахстана, стали переломными во всем переговорном процессе и прелюдией к заключению Женевского соглашения, а потом и Венской сделки, известной под названием СВПД.

Данная миссия Казахстана признана как наиболее успешная миротворческая миссия нашей страны в ее истории.

– В последнее время заметна существенная активизация отношений между Казахстаном и Ираном.

– Вы правы, в последние годы наметилась существенная активизация двусторонних политических, торгово-экономических и культурных связей, чему, безусловно, способствовали визиты на высшем уровне. Так, за последние четыре года Президент Казахстана Н. Назарбаев посетил Иран три раза, иранский Президент Х. Рухани посетил вчера нашу страну уже в четвертый раз. Также на регулярной основе проходят визиты различных министров обеих стран, представителей парламентов, научных и культурных деятелей, которые призваны расширить сотрудничество практически во всех сферах. Кроме того, между двумя странами активно развивается инвестиционное сотрудничество. Так, в ходе визита Президента РК в Иран в 2016 году было подписано более 50 торговых и инвестиционных соглашений на общую сумму более 1 миллиарда долларов.

В настоящее время, несмотря на продолжающиеся проблемы с транзакциями и новыми изменениями в Земельном кодексе нашей страны, более половины указанных сделок находится на стадии реализации.

Наше досье

Багдад Култаевич Амреев, карьерный дипломат, востоковед, владеет 5 языками. Женат, имеет троих детей и двух внуков. Автор книг “Аравийские монархии”, “Казахстан и Саудовская Аравия”, “Восток и Запад: вызовы глобализации”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи