Опубликовано: 9500

Какие профессии станут самыми востребованными в ближайшее время, а в каких сферах будет большая безработица

Какие профессии станут самыми востребованными в ближайшее время, а в каких сферах будет большая безработица Фото - Тахир САСЫКОВ

Список нужностей на сегодня, завтра и послезавтра

На последнем – сотом месте! – в списке самых востребованных профессий оказались ремесленники, дизайнеры одежды и потребительских товаров. Этот прогноз кадровой потребности до 2025 года министерства труда и соцзащиты Казахстана, по мнению независимых экспертов, можно расценить как попытку предугадать тенденции на рынке занятости. Знаете, кто в будущих чемпионах? Инженеры по компьютерному аппаратному обеспечению и инженеры-электронщики.

Горячая десятка самых востребованных специалистов, по версии минтруда, сегодня выглядит так. Менеджеры по продажам, программисты, инженеры (список по специализациям достаточно длинный), бухгалтеры, маркетологи. Далее – мастера индустрии красоты, преподаватели (иностранные языки, информатика, точные науки, право), водители, повара и врачи (в основном узкие специалисты).

В прошлом номере “КАРАВАНА” (№ 32 от 23 августа “Золотые руки – всему голова” и “Получать” и “зарабатывать” – найдите разницу”) мы попытались разобраться, какие профессии в Казахстане сейчас не самые нужные и почему через несколько лет работодатели от них отвернутся.

На повестке дня – профессионалы, востребованные сегодня. И завтра.

Приходите завтра

– Я в этом прогнозном рейтинге, – социопсихолог Алтай АБЫЛГАЗИН ехидно хмыкает, – увидел не один косяк. Как дизайнеры одежды угодили в нем и на 21-е место, и на последнее? Как повара оказались и в первой десятке, и на 61-м месте? Есть версии? Я знаю ребят, которые работают на минтруда. Или они впопыхах этот список делали, или, возможно, под чей-то заказ.

Костюмы-то себе шьют у хороших портных. И юбилеи отмечают в приличных заведениях, где и повара классные, и кухня.

Сервисные профессии уже не первый год среди самых востребованных. А всё, что связано с компьютерами – от разработок программ и аналитики баз данных до инжиниринга и администрирования, – вообще вне сферы подозрений

– Второй десяток кадровых потребностей в прогнозном списке минтруда открывают производственные инженеры. Там и строители, и химики, и механики, и горняки с металлургами, и нефтяники с газовиками.

– Не удивляюсь. Нормально. А вы не забыли о госпрограмме форсированной индустриализации? Там много чего прописали. Обещали за пять лет создать штук 20–30 новых предприятий минимум на 125–250 рабочих мест каждое. И еще обучить минимум 130–150 тысяч людей народу. Я не упоминаю “прорывные проекты”, где обещали еще больше привлечь людей. Но – простых работяг. Про инженерно-технический персонал там ничего не сказано.

– И поэтому этот рейтинг лукавый?

– Во-первых, потому что “прорывные проекты” не были реализованы. Во-вторых, в наши дни рынок – не резиновый: опытный инженерный состав в возрасте 45–55 лет и старше изо всех сил сопротивляется новой волне специалистов, у которых нет наработанного опыта. Уже сейчас между ними идет война на выживание – кто лучше. У “ветеранов” есть опыт. Они лучше чувствуют “вибрации” руководства. Научились под него подстраиваться. Да, иногда они действуют по шаблону. Да, предпенсионеры не хотят рисковать с новыми решениями. С учетом нынешнего состояния нашей промышленности – за редкими исключениями – наверное, это правильно. Раз нет новых технологий, давайте выдавим хоть какой-то результат из того, что есть. С драной овцы хоть шерсти клок. Умные молодые казахстанцы или уезжают за рубеж, или подаются в мошенники. Остальные "пытаются работать" - бизнесвумен

– Но молодые специалисты могут же предложить новые, неожиданные решения, которые дадут эффект?

– Могут. “Ветераны” их обсудят. И могут не принять. И доказать это цифрами. Я же говорю: война между поколениями специалистов уже в разгаре. А владельцы действующих предприятий не хотят рисковать: им нужна прибыль здесь и сейчас.

– Алтай, но так же не может продолжаться долго?

– Как сказать… Через сколько-то лет, когда эта молодая смена выдавит стариков, она тоже может устроить дедовщину молодым конкурентам. Это рынок, господа! Кстати, все новые инженерные и проектировочные решения воплощать в жизнь руками начнут очень хорошие специалисты со средним специальным техническим образованием. Наберутся опыта, вырастут – начнут очень громко стучать в высокие кабинеты. И эти их амбиции будут оправданы.

– Вот-вот – в рейтинге минтруда с 21-го по 61-е место значатся именно такие трудящиеся.

– Тут прямое попадание. Рукоделы с хорошим образованием – от бетонщиков, маляров, сварщиков и штукатуров до каменщиков, плиточников, трубопроводчиков, слесарей, электриков, сантехников, ремонтников, монтажников, операторов кранов и так далее – не просто будут остро востребованы. У них и зарплаты, не сомневаюсь, начнут расти. Если, конечно, опять какой-нибудь кризис не грянет.

Справка “КАРАВАНА”

C месяц назад сайт finprom.kz назвал самые популярные профессии в стране на сегодняшний день. Сейчас у нас 8,8 миллиона занятых. Из них 6,7 миллиона – наемные работники. В лидерах – образование, где (от дошкольного до высшего) трудятся 1,1 миллиона человек. Далее – бухгалтеры, менеджеры по продажам, водители, охранники, офисные служащие широкого профиля, средний медицинский персонал, неквалифицированные сельхозрабочие.

– А он грянет?

– Европейские эксперты утверждают, что в 2020–2021-м. Это же циклические явления. Ну, как день – ночь, зима – весна.

Лечить, учить, кормить. Профессии, которые никогда не исчезнут

В начале этого века российский экономист и футуролог Олег КАМЕНСКИЙ заявил, что после 2026–2027 года в странах СНГ помимо профессионалов в компьютерных технологиях понадобятся суперпрофи в сфере нано- и биотехнологии, в медицине и образовании. Причем востребованы будут узкие специалисты. “Потому что биотехнологии используют и в молекулярной медицине, и в биофармацевтике, и в других отраслях экономики. Мы живем в мире, в котором любой цивилизованный человек хочет быть сытым и здоровым. Кто-то считает, что агрономы и фермеры скоро не понадобятся. Да, мелкие сельские хозяйства постепенно отмирают. И питание в будущем, согласно прогнозам – увы, уже не натуральная еда, а некая пища с постоянно возрастающей долей добавок, полученных из непривычных для нас источников. Кто сумеет производить натуральные продукты – олигархом станет. И обучать всем этим премудростям станут другие люди – учителя-тренеры, подготовленные по совершенно другим методикам и правилам”, – пишет он.

– Никто не отменял формулу “учить-лечить-кормить”, – Алтай Абылгазин загибает пальцы. – Даже самый крутой инженер и программист каждый день хочет кушать. И очень не хочет болеть. Они двигают прогресс! Фермеры? Производство продуктов питания в мире становится все дороже из-за изменения климата и удорожания технологий. Врачи – им придется лечить людей от последствий употребления продуктов с ГМО. Без них мы в будущем уже точно не обойдемся. Так что в прогнозном рейтинге минтруда я бы поднял специалистов в сельском хозяйстве и медицине гораздо выше. Но что случится через 25–30 лет с человечеством – никто не скажет.

– А “Кайрат” когда-нибудь выиграет Лигу чемпионов? Футбол – тоже ведь работа.

– К сожалению, я не футбольный болельщик. Мы исследуем эффективность деятельности личностей и профессий на рынке труда в Казахстане. Спорт – пока не наша тема. Но спасибо за подсказку. Видимо, есть смысл и этой сферой заняться. Там вращаются очень большие деньги. А это всегда интересно. Незрячий фермер: Я – посмешище для глупых, пример для умных

***

Пару недель назад Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил ускорить реализацию программы “Жас маман” (“Молодой специалист”), направленной на подготовку специалистов по 100 наиболее востребованным профессиям. “Механизмы реализации не отработаны, перечень специальностей не утвержден… Правительству следует принять исчерпывающие меры, определить конкретные сроки, предложить четкий алгоритм действий, чтобы, наконец, запустить этот проект”.

Справка “КАРАВАНА”

Средний трудовой стаж в Казахстане – 34–35 лет. Для сравнения: у американцев – 40, у японцев – 45–46 лет. Средняя рабочая неделя в нашей стране – 42–44 часа. В Индии и Мексике – 48. В Японии – 60. При этом по уровню депрессии из-за проблем на работе в лидерах Япония и Южная Корея (ну да, там же фанатичные трудоголики). А дальше – и это уже невероятно! – вполне себе хладнокровные, размеренные и благополучные граждане Скандинавских стран.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи