Опубликовано: 2200

Какие новые испытания ждет фармацевтический рынок Казахстана

Какие новые испытания ждет фармацевтический рынок Казахстана

Фармацевтический рынок Казахстана ждет новое испытание – введение системы маркировки и отслеживания продукции. Дополнительные расходы лягут тяжким бременем на производителей, а в конечном итоге – на нас с вами. Цены на лекарства могут вырасти.

Маркировка таблеток, ампул и капсул двухмерным матричным штрихкодом DataMatrix – дело в мире обычное. Она обеспечивает абсолютный контроль в сфере лекарственного бизнеса. Введение этой процедуры в Казахстане тоже даст много плюсов.

Потребитель сможет проверить легальность препарата, государство – проследить, чтобы в оборот не попадали некачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарства.

Под контролем окажутся медикаменты, закупаемые в рамках ГОБМП и ОСМС за счет бюджета, а значит, больницы не смогут их списывать и незаконно отправлять на продажу в аптеки. Платой за это станет подорожание лекарственных средств.

– Концептуально мы поддерживаем механизм маркировки. Но давайте посчитаем наши предстоящие затраты. Для начала нужно приобрести оборудование для нанесения кода.

Закуп одной установки обойдется в 120–150 тысяч евро. На завод средней мощности их нужно три, то есть затраты конкретного производителя увеличатся на 360–450 тысяч евро.

Крупным заводам придется купить восемь таких установок, а это уже 1–1,2 миллиона евро, – сыплет цифрами президент Ассоциации “Фарммединдустрия” Руслан СУЛТАНОВ. – Кроме того, производителям необходимо приобрести программное обеспечение. И это только первые расходы, связанные с маркировкой. При этом заводы уже влезли в кредиты, чтобы провести сложное перевооружение и внедрить международные стандарты GMP.

Рассчитывая предстоящие расходы, производители ориентируются на опыт других стран и сейчас анализируют происходящее в России. По словам Руслана Султанова, там запустили пилот по маркировке лекарств, и сначала все шло нормально.

– Но потом у кого-то включилась фантазия, и родилась уже новая система – к международной маркировке добавили так называемый “криптохвост”, то есть механизм криптозащиты. Теперь код для каждой пачки лекарственных средств должен генерировать не производитель, а специальное программное обеспечение, и здесь начинаются новые, непредвиденные расходы, – поясняет президент Ассоциации “Фарммединдустрия”.

По предварительным данным, производители будут платить примерно по 3 тенге за каждый код на упаковку. Вроде немного, но в итоге затраты предприятий по выпуску медикаментов будут исчисляться десятками миллионов.

К примеру, завод, производящий 20 миллионов упаковок лекарств в год, будет платить 60 миллионов тенге.

– По данным IQVIA, в 2017 году объем казахстанского фармацевтического рынка в натуральном выражении составил около 682 миллионов упаковок, из них местного производства – 192,5 миллиона упаковок. Отсюда вытекают такие цифры: минимум 1,9 миллиарда тенге ежегодно будет тратиться на получение кода, из которых от 500 до 600 миллионов тенге придется на долю казахстанских производителей, – подсчитывает будущие расходы Руслан Султанов. – Добавлю: казахстанским производителям придется дооснастить под “криптохвост” свои установки российским оборудованием, которое будет генерировать данный код. Как “Национальный центр экспертизы лекарственных средств” делает жизнь больных дороже

Поставлять его и генерировать код будет конкретная компания. Все это в совокупности приведет к повышению цен на 8–9 процентов.

Эти проблемы производители лекарств обсуждали и с заинтересованными госорганами, и с депутатами. И были услышаны. Министерство финансов пообещало помочь с кредитными ресурсами по низким ставкам и лизинговыми схемами для приобретения оборудования.

– А вообще мы обязаны принимать дополнительные российские коды?

– В ходе обсуждения мы предлагали пойти на европейскую схему маркировки, а не на ту, что предложена в Евразийском экономическом союзе. Переговоры еще будут, но пока Россия очень жестко настаивает на своем “криптохвосте”, – говорит Руслан Султанов. – Если мы введем у себя европейскую систему, а Россия “закроется” в рамках своей, это будет осложнением для наших производителей, которые экспортируют продукцию в Россию. Они все равно будут обязаны наносить требуемую маркировку.

– А когда европейские фармзаводы отправляют в Россию свои препараты, они проставляют российские коды?

– Должны будут, если хотят работать на российском рынке.

– Таким образом Россия, по сути, ставит барьер в поставке лекарств на свою территорию...

– Да, и это касается не только Казахстана. Они всем странам закрывают таким образом шлагбаум. Зато хорошо будет компании, которая генерирует код. Разве не шикарно только с Казахстана ежегодно “снимать” 2 миллиарда тенге?

– Генерировать этот код будет частная лавочка или это окологосударственная структура?

– Наш официальный оператор еще неизвестен, а в России это конкретная компания – “Центр развития прогрессивных технологий”. Пилот по системе маркировки там начали внедрять в ноябре, и российские производители в большинстве своем сильно сопротивляются этому и критикуют.

Мало того что они попадают в кодовую монополию, из-за которой должны будут ежегодно платить, они еще несут дополнительные убытки, связанные с браком.

Дело в том, что при нанесении “криптохвоста” идет большое количество брака, и от 20 до 50 процентов упаковок приходится менять, потому что код не наносится. Мы проводили консультации с европейскими компаниями, и они подтвердили, что при нанесении кода оборудование выдает сбой, отчего до половины упаковок выбраковывается. А кто несет убытки? Производитель, который наносит этот код.

– Хотите сказать, что Россия и своих производителей в эти рамки загнала, и иностранных?

– Именно! Как врачей лишат “левого” заработка

– А не получится, что часть европейских компаний откажется от “крипто-хвоста” и перестанет поставлять лекарства в Россию?

– Некоторые компании однозначно придержат свою продукцию, многие будут просто наблюдать. Дефицита, может, и не создастся, но препараты подорожают неизбежно. Предполагаю, что и в Казахстане может такое произойти.

– Впереди безнадега?

– Переговоры еще не завершены. Повторюсь: сама идея хорошая. Введение маркировки приведет к тому, что рынок организуется, упорядочится, а количество игроков на нем существенно сократится. Но цифровизация должна помочь нам повысить эффективность, а не навредить. И я все же надеюсь, что ответственные лица нас услышат и примут решение, которое убережет страну от новых неприятностей, тем более что их можно избежать.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи