Опубликовано: 2200

Как одна страна помогла богатым, но навредила бедным

Как одна страна помогла богатым, но навредила бедным

Главная социальная цель правительства Индонезии – покой и справедливость. При населении 270 млн человек, 14 процентов которых проживают ниже черты бедности, внутренний мир и порядок – лучший подарок для любого политика. Поэтому, когда год назад в мире начали расти цены на продукты питания, чиновники в Джакарте стали понемногу затягивать гайки для предпринимателей, которые поставляют продовольствие. А эксперты забили в колокола,

требуя шире открыть границы для импорта.

Министерство торговли напомнило, что в стране есть список базовых продуктов питания и на них установлены предельные цены. В него входят: рис, кукуруза, кассава, саго, пальмовое масло, чеснок, яйцо, мясо курицы и рыба. Но ничего не получилось. Продукты, которые выращивают и добывают местные фермеры и рыбаки, в принципе, не подорожали. Это рис, саго, рыба. А вот те, которые или прямо импортируются, или зависят от импорта, начали расти в цене.

Сначала подорожало яйцо. Затем мясо курицы. Для их производства используют зерновые, которые Индонезия закупает извне. После, во время Рамадана, выросла в цене говядина из США.

Парламент начал разбирательство. “Комиссия IV палаты представителей напоминает, что правительство должно обеспечить доступность продовольствия во всех регионах, предвидеть колебания цен, особенно в связи с крупным национальным религиозным днем”, – сказал глава парламентской комиссии г-н СУДИН.

Правительство начало включать отработанные схемы. Во всех провинциях заработали фермерские рынки. Цель – исключить из цепочки поставок посредников. Но предпринятые меры ситуацию не исправили.

Минсельхоз Индонезии напомнил, что повышаются цены на ГСМ и удобрения, поэтому рост цен на продукты питания неизбежен. Но министерство торговли было неумолимо: цены надо держать!

Терпение народа закончилось, когда начали расти цены на пальмовое масло. Индонезия – крупнейший производитель, и в прошлом году страна выдавила 45 млн тонн товарного масла, почти половину мирового потребления. Для страны это главный экспортный товар и источник валюты. А главные покупатели – Индия, Китай и Евросоюз. Последний, кстати, берет масло как биодизель. Для многих бедных районов это производство – сильнейший драйвер развития.

Пальмовое масло – ходовой товар и в самой Индонезии. Здесь его потребляют больше всего (кроме Малайзии) – 20 литров на человека в год. Россия и Казахстан съедают по 3 килограмма масла на душу населения.

Цены на масло пошли вверх. Во всем мире. В основном после массированной накачки экономик США, Европы и Японии пустыми деньгами. Цены выросли на всё продовольствие. Но для Индонезии с ее культурными особенностями более важным оказался рост цен на жиры.

Как социально ориентированное, правительство в Джакарте ограничило цены на масло в 14 тысяч рупий. Но с нового года они выросли на 50 процентов и достигли 26,5 тысячи (1,84 доллара США) за литр. Люди начали роптать. Это явный маркер обнищания народа. Индонезийцы вспомнили, что, вообще-то, это их страна производит треть всех растительных жиров в мире и половину пальмового масла. И негоже наживаться на своих. А экспорт надо на время прикрыть.

В марте и апреле в городах островной страны прошли демонстрации и беспорядки. Правительство пообещало цены сдержать. Но не получалось: на внешних рынках котировки уверенно росли – на 3 процента каждый день.

Сначала к регулированию социально значимого товара присоединилась прокуратура: правоведы начали расследование по подозрению в незаконной выдаче лицензий на экспорт пальмового масла в январе – марте 2022 года в отношении главы департамента внешней торговли минторга страны и руководителей 3 предприятий.

28 апреля Индонезия ограничила экспорт пальмового масла и сырья для его производства. Как сказал президент страны Джоко ВИДОДО, решение связано с “необходимостью регулирования цен на внутреннем рынке, которые должны стать более доступными”. За 3 недели запрета пограничная стража задержала сразу 6 танкеров, которые пытались вывезти масло из страны.

По задумке правительства, цены должны упасть в 2 раза, после чего экспорт разрешат. Но пока запасы не накоплены.

Учитывая долю Индонезии, на рынках начался идеальный шторм. Стали быстро расти цены на все жиры. Здесь вспомним ситуацию в Украине, 4-м по масштабу мировом производителе. До войны она производила 15 процентов всех растительных жиров. Сейчас ее грузы стоят в портах на Черном море – что давит на рынки продовольствия и раздувает ценовой пожар.

Привычные методы контроля и ограничения цен в такой ситуации не работают. Что в Индонезии, что в Казахстане, потому что нарушены цепочки поставок. Любое ограничение приведет к еще большему росту цен, так как рынок воспринимает это как новое нарушение в логистике. Тут есть два пути: для богатых и для бедных. Богатые страны – Европа, США и Япония – пойдут на еще больший рост цен. Они могут себе это позволить. Но для своих социально уязвимых жителей они увеличат размеры целевых пособий. Это спровоцирует новый виток цен и переток товаров к развитым странам.

Бедные страны, назовем их развивающимися, столкнутся с дефицитом продуктов, так как не смогут конкурировать за товары по цене. Они могут пустить ситуацию на самотек – населению не привыкать, или создать карточную систему, которая будет лимитировать потребление дефицитных продуктов питания. Вопрос в том, кого будет охватывать эта система: всех или самых бедных?

Алматы
adil.urmanov@yandex.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи