Опубликовано: 580

Как “не мужское дело” превратить в доходный бизнес

Как “не мужское дело” превратить в доходный бизнес

Кайролла АБИШЕВ начинал закройщиком в селе на севере страны, сегодня он – едва ли не самый востребованный дизайнер столицы. Притом что Абишев – самоучка, практически ни одно мероприятие за рубежом с участием казахстанцев теперь не обходится без сотрудничества с его ателье.

Недавно наши паралимпийцы-знаменосцы выходили в его костюмах на Олимпиаде в Токио, а в эти дни фольклорный ансамбль “Астана сазы” появится на сентябрьском саммите ШОС в нарядах от дизайнера. В прошлом году кутюрье пришлось частично переориентировать производство – на пошив масок, однако отрасль потихоньку восстанавливается – снова идут постановки, мюзиклы, концерты, в создании которых он так хорош.

Куклы для сестры

Дело всей своей жизни, эксклюзивный пошив одежды, Кайролла Абишев нашел, еще будучи пацаном. Оказалось, что достигнуть высот и авторитета в этой сфере могут не только женщины.

– Я всегда говорю, что, может, родился уже с ножницами и иголкой в руках (смеется). На самом деле в моей жизни был момент, когда родной младшей сестренке брали кровь из вены и повредили правую руку – она онемела. Сестренка не могла ей двигать. Как и все маленькие девочки, она играла в куклы и хотела шить для них наряды. Я помню ее слезы, как она говорила, что не может удержать иголку, мне тогда было лет 6–7, я вызвался ей помочь, это было втайне от всех. С тех пор я умею шить.

Был у нас такой клондайк – наш чердак, куда относили все немодные, старые вещи, я туда забирался, брал их и распарывал.

Уже тогда у меня было понимание, куда и что нужно пришить, например, что рукав – к пройме и т. д. Это и еще, наверное, полет фантазии, что старое можно переродить во что-то другое, новое, послужили основой. Для меня это была отличная практика. Специально дизайну одежды я нигде не обучался. Отец замечал, что его вещи почему-то выглядят по-другому. Он, кстати, не очень желал, чтобы я занимался дизайном, папа был добытчиком для нашей большой многодетной семьи. Помню, как утром просыпаюсь – его уже нет. Вечером засыпаю – его еще нет. Отец работал директором школы, но при этом был разносторонне творческим человеком: музыкант, поэт, чеканщик, художник, сценарист, это всё о нем. Я кое-что из его таланта ухватил – это дизайн одежды, а моя дочь переняла художественный дар. Она учится в Бельгии на художника в Королевской академии изящных искусств.

Нас было семеро детей, из тех, кто дошел до совершеннолетия, а фактически – мама родила девятерых. Я был ее верным телохранителем и фанатом, сопровождал в магазины. Мы с ней много беседовали, она объясняла, что вот зарплата отца поступит, старшей сестре надо купить пальто, брату – рубашку и т. д., всё было распланировано.

Денег, конечно, не хватало, но мама всегда говорила, что “мы – хорошая, счастливая семья”. Я увидел время, когда ценности были другие, главное – семья.

Да и к деньгам было другое отношение. Мы тогда были рады, если нам чья-то вещь перепадала. Вещи были настолько качественными, что переходили из поколения в поколение. Мне достался темно-зеленый пуловер, который носил отец, когда мне уже было 18 лет.

“К нам шли за – культурой”

Кайролла Абишев начинал свой жизненный и творческий путь в совхозе Донской (ныне – ауыл Куланотпес) Нуринского района Карагандинской области. Желание влиять на модную индустрию и быть ее частью зародилось именно там. Там же он начал отшивать свои первые модели для подиума.

– В ауыле тогда проживали более 2 000 жителей, это не самый маленький и не самый крупный поселок Казахстана. Честно сказать, испытываю большую благодарность к директору совхоза Даулеткельды Сыздыковичу СЫЗДЫКОВУ. Однажды, я тогда только вернулся из армии, служил на Дальнем Востоке, мне было 22 года, пришел к нему с предложением создать… Театр моды. Он даже не удивился, спросил лишь, что это даст народу? Я сказал, что этим мы прославим наш колхоз на весь Казахстан! Потому что в селах нет ни одного Театра моды! Это даст мотивацию для нашей молодежи, для детей – я смогу каждого приобщить к культуре и приучить к красоте, умению одеваться и вести себя на сцене. По сути, в театре готовили молодежь к будущей жизни. В то время не было психологов, социального образования, Интернета, в поселке был один клуб, где демонстрировались фильмы, дискотека и… наш театр! Я собрал вокруг себя талантливых ребят ауыла и занимался с ними. В театре постоянно проходили репетиции, народ всегда ждал, что нового мы им покажем. Я был и как руководитель, и как закройщик, сам воплощал свои идеи. Вы не представляете, с каким рвением ребята шли на репетиции каждый день, это ведь отвлекает от хулиганства, бандитизма и пр. Всех удивляло, как в совхозе мог существовать Театр моды, а к нам шли – за культурой! Потом грянули 90-е. Все кинулись за заработками, за новой жизнью. Я переехал в Акмолу, еще до того как она стала новой столицей, из-за здоровья родителей, потом понял, что надо двигаться дальше, хотя в ауыле еще тогда развал не начался.

Звездные клиенты

Сегодня столичный бренд одежды “Zeken moda”, названный в честь отца Кайроллы Абишева, – это порядка 11 различных профессионалов (Берик Турганов, Бакытты Алпысбаева, Гульжиян Кадыр, Светлана Литвиненко, Гульнур Бексеитова, Кунсулу Мукушева, Ильмира Бектурганова, Александра Хосейн, Артур Ким, Нуркизат Нурмайыл, а также Сергей Садыков).

Заказывают у Абишева все, кто хочет выглядеть с изюминкой, при этом подчеркнуть свою принадлежность к Казахстану.

В его стиле всегда читается обращение к национальной истории. Также дизайнер любит “похулиганить” с классическими казахскими костюмами. Он шил и для мюзиклов, и для конкурсанток “Мисс Астана”, его наряды носили знаменитый фигурист Денис Тен, юный исполнитель Ержан Максим, участник “Мистер мира-2019” Адильбек Нуракаев, дуэт домбристов Темирлан Олжабай и Ернат Наурыз, выигравшие недавно как лучший инструментальный дуэт премию телеканала Bridge TV. “Я, как тот рыбак, с удачной удочкой. Ко мне идут люди, которые хотят участвовать и побеждать в конкурсах. И что интересно, – побеждают!” – комментирует кутюрье.

Недавно Кайролла Абишев работал над созданием парадной формы для наших паралимпийцев.

– Было предложение поработать и над олимпийской формой, но просто знаю, что у нас много диванных критиков, и, честно сказать, поэтому не согласился. Однако когда ко мне уже обратились паралимпийцы, решил поддержать таких сильных духом людей. Я не один решал этот вопрос, мы с дизайнером и художником Анжелой Шагировой из Нур-Султана обсудили, чем должна отличаться казахстанская команда от всех. Сделали акцент на плечи – широко раскрытые, и на этих плечах они несут наш основной узор – “Ұлы ана”. Который буквально означает прогресс, развитие и продолжение рода. Такая была задумка.

Буквально в эти дни наш Президент будет участвовать в саммите глав государств – членов ШОС (16–17 сентября в Душанбе. – Прим. авт.), и мне доверили одеть фольклорный ансамбль “Астана сазы”. Сказали, представь – это лицо культуры Казахстана, ансамбль, который сопровождает Президента, выше уже не прыгнуть. Корни “Астана сазы” идут буквально от “Казахконцерта”, очень мощный коллектив, но фактически у них не было костюмов, чтобы выезжать за границу. Я говорю, ну как можно узбеков и таджиков удивить, если в Европе законодатели моды Италия и Франция, то лидеры по ручной вышивке – они. В общем, загрузил себя такой задачей, несколько дней назад сдал этот заказ и выдохнул. Мы пошили 17 нарядов – на 9 парней и 8 девушек.

Что касается таких крупных мероприятий, бывает, что некоторые не попадают в яблочко, но я заметил, даже если работа сделана на 100 процентов, всегда найдутся критики – они обсуждают всё подряд. Сами не знают, что могли бы предложить, но считают, что можно обсудить и оплевать любого человека. Был момент, когда меня это задевало, когда мы шили Димашу пару костюмов – звучали такие оценки, но сейчас мне стало все равно.

Костюмы для мировой звезды родом из Казахстана – Димаша Кудайбергена – это отдельная история.

Кстати, несколько лет назад вышла коллекция “Димаш”, которая была представлена на зарубежных и отечественных подиумах. Самое интересное, что певец и дизайнер познакомились задолго до громкой славы “казахского соловья”.

– Мы начали работать, когда Димаш еще был студентом, до его участия в казахстанских конкурсах, до популярности. Айман МУСАХОДЖАЕВА, она же профессионал, увидела в нем потенциал, в тот момент сказала, что у нее есть очень талантливый парень, попросила помочь c костюмами для него. Мы тогда одели его в обычную европейскую одежду – смокинг, но подход был дизайнерский. А потом, уже во время его участия в конкурсе “I am Singer”, был звонок ночью, сказали, что за полтора дня нужно буквально его одеть с ног до головы и отправить костюм отъезжающему человеку в Китай. Это был жемчужно-белый костюм, содержащий много шифровок в дизайне (после этого конкурса, к слову, Димаша прозвали “казахский принц”. – Прим. авт.). Второй образ, созданный нами, – золотой, почему – потому что надо было показать Димаша уже окрепшим исполнителем. Мы вспомнили об одном из символов страны – Золотом человеке.

Наверное, зная, кто среди клиентов Абишева, многие думают о нем как о недоступном дизайнере, но он говорит, что это не так.

– Индивидуальным пошивом мы тоже занимаемся, просто из-за нехватки времени такие заказы у нас сокращены где-то на 60 процентов. Есть ателье, которые профессионально шьют медицинскую или другую спецодежду. У меня так в жизни сложилось, что я больше занимаюсь сценической. Шью наряды для оперы, балета, для спектаклей – всегда использую исторический подход, для этого много читаю и фактически вхожу душой в образ того времени. Например, если спектакль про АЛЖИР, я должен себя прочувствовать именно той женщиной, которая прибыла из Прибалтики и попала в лагерь в Казахстане.

Я должен смотреть не только глазами зрителей, чтобы поверили, но и глазами того актера. Поэтому когда прихожу снимать мерки, сижу обычно как зритель в зале.

Конечно, в любом случае столичные расценки дороже на порядок. Но мы всегда готовы идти навстречу заказчику. Например, если мне позвонила Костанайская филармония, они хотят заказать качественную одежду, что мы делаем? Какие-то детали не убираем, но удешевляем, фактически этот заказ выглядит так, как должен, то есть дорого, но тут уместно применение более дешевых материалов.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи