Опубликовано: 720

Как инвалидам пережить коронавирус?

Как инвалидам пережить коронавирус?

Министерство здравоохранения отчиталось о том, что ситуация с коронавирусом стабилизирована, перегруза в больницах больше нет, многие провизорные стационары закрывают. Это означает, что чиновникам можно, наконец, вспомнить о людях с ограниченными возможностями и создать условия и для их лечения.

Галия ТОБАТАЕВА, член Координационного совета при правительстве РК по защите прав инвалидов, будучи инвалидом II группы, не понаслышке знает о проблемах этой категории пациентов. К примеру, о том, что в казахстанских больницах зачастую нет никаких условий: ни специально оборудованных туалетов для колясочников, ни помощников для тех больных, которые не могут обслуживать себя сами. Во время коронавируса эта проблема проявилась особенно остро.

– Когда у инвалида нет руки – условия при госпитализации для них обычные, как для всех. Но как быть лежачим или, к примеру, инсультникам, которые не в состоянии передвигаться без посторонней помощи? Социальных работников в больницах для них не предусмотрено, – обрисовала ситуацию Галия Тобатаева. – Я многократно писала об этой проблеме и в министерство, и в наше управление, предлагала в каждом стационаре оборудовать для инвалидов хотя бы одну-две палаты. Пока безрезультатно.

Между тем уход за маломобильными пациентами должен быть особый: им нужно поменять вовремя памперсы, обработать пролежни, некоторых накормить из ложки. И если до эпидемии помочь этим людям могли родственники, то теперь доступ в стационары для посторонних закрыт.

Близкие госпитализированных сейчас не могут даже справиться об их состоянии: на телефонные звонки медики не отвечают, а при личной встрече просят подтвердить родство.

– А как вы сможете доказать родственную связь с больным, если, допустим, у вас с ним разные фамилии? Врачи говорят: “По закону мы не можем разглашать информацию о пациенте”, – и просят показать от него доверенность. А как такой документ получить во время карантина? Нотариуса же в больницу не пустят. Да и как, к примеру, полностью парализованный больной должен подписывать доверенность? Что в таком случае делать? Я не знаю. Для решения этих проблем у нас есть целый минздрав, он должен создать какие-то нормативно-правовые акты, где будут четко прописаны такие моменты, – полагает Галия Тобатаева.

Беспокоит ее и внебольничная реабилитация инвалидов во время эпидемии. Пока в поликлиниках закрыты кабинеты массажа, физио и ЛФК, многие процедуры им приходится делать дома.

– Человеку прописан массаж. Он рассказывает: “Раз я не могу получить доступ в поликлинику, мне пришлось купить массажер за 15 тысяч”. То есть люди, живущие на скудное пособие по инвалидности, вынуждены сейчас за свой счет покупать средства реабилитации, – констатирует общественница. – Так, может, имеет смысл перенаправить бюджетные деньги с выпуска роликов и буклетов с рекламой ЗОЖ на финансовую поддержку людей с инвалидностью, в том числе на приобретение для них лекарств, памперсов, компрессионного белья, катетеров и других медицинских изделий и медикаментов, которые либо не входят в ГОБМП, либо не выдаются в нужном объеме? Главрач ГБСНП Алматы откровенно признался, с какими трудностями приходится сталкиваться при лечении тяжелобольных коронавирусом

Много вопросов у Галии Тобатаевой и к авторам Программы управления заболеваниями (ПУЗ), которая предполагает ни много ни мало “вовлечение пациентов в управление своим заболеванием” и “повышение ответственности за свое здоровье”. В список вовлекаемых попали и инвалиды.

– Пациенты должны вести журнал наблюдений, записывать информацию о своем состоянии, а коммуницировать с врачом они должны дистанционно, допустим, через приложение WhatsApp. Но у многих инвалидов такой возможности нет, у них обычные кнопочные телефоны. Как в таком случае человек должен передавать свои данные? А если у него еще и Интернета нет? – недоумевает Галия Тобатаева.

Участников ПУЗ призывают также к здоровому образу жизни и здоровому питанию. Но суметь правильно питаться на пособие по инвалидности – это редкий талант.

– Я у диабетиков спрашивала: “Как вы можете есть лапшу быстрого приготовления, там же крахмал?". Они отвечают: “А на другое у нас денег нет”. При этом вся ответственность с врачей снимается, а пациент априори становится виноватым. Потому что здоровую диету не соблюдал, – отмечает спикер. – Получается, что люди с инвалидностью у нас всегда остаются за бортом. Им тяжело нести этот груз и финансово, и физически, и морально. Даже психологической поддержки для них нет.

Галия Тобатаева напоминает: Казахстан уже давно ратифицировал Международную конвенцию о правах инвалидов. Пора бы исполнить взятые на себя обязательства.

– Мы на высоком уровне обязались предоставить этой категории людей нормальные условия. Свои рекомендации нам дала ВОЗ. Почему же до сих пор Казахстан не принимает меры? Потому что это всё выпало из зоны внимания государства. Мы подписали так много документов, но, по сути, ничего не выполняем, нет общей координации. Во время эпидемии происходящий хаос стал слишком явным, – сокрушается она.

И в очередной раз призывает чиновников направить свои усилия на решение проблем людей с инвалидностью. Для начала предлагает создать при правительстве межведомственную комиссию из представителей минздрава, министерства соцзащиты, акиматов и неправительственных организаций. Последние могли бы во всех подробностях объяснить чиновникам, как тяжело выживать в коронавирусные времена людям с ограниченными возможностями. Может, хотя бы тогда, полагает общественница, дело сдвинется с мертвой точки.

Ажар КАРАТАЕВА, НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи