Опубликовано: 2500

Изучение английского как медицина: к каждому “пациенту” нужен индивидуальный подход

Изучение английского как медицина: к каждому “пациенту” нужен индивидуальный подход

Почему молодежь щелкает английский и другие иностранные языки как семечки, а поколение постарше зачастую имеет нулевой уровень? Какие преимущества Казахстану дала обновленная программа обучения? Что необходимо предпринять, чтобы язык международного общения свободно вошел в каждый дом? На эти и другие вопросы “КАРАВАНУ” ответила директор образовательного центра “Edu Stream” Наталья МУХАМЕДЖАНОВА.

Минимальный уровень знаний подростков – А2

– Наталья, в рейтинге Индекса EPI по уровню владения английским языком Казахстан входит в десятку самых слабых государств, заняв 92-е место среди 100 стран мира. Нас обогнали Мьянма, Эквадор, Ирак, Алжир, Саудовская Аравия, Таджикистан. Как считаете, почему у нас такие низкие показатели? Как на самом деле с английским?

– В рейтинге English Proficiency Index речь идет в основном о людях за 30, они участвовали в анкетировании. К казахстанской молодежи это не имеет отношения, у них другие возможности и потребности. Место в рейтинге – результат советского образования, когда английский изучался по старой методике с 5-го класса. Index – один из рейтингов определения уровня владения иностранными языками на уровне его применения, когда все 4 навыка речевой деятельности одинаково используются не носителем языка.

Наша компания “Edu Stream” имеет языковые школы в ключевых городах потребления английского – Алматы, Нур-Султане, и могу точно сказать, что к 14–15 годам минимальный уровень, с которым к нам приходят казахстанские ребята, – А2. Но это города, где без английского никак, сейчас подтягиваются другие. В тот же поселок Саты, что рядом с Кольсайскими озерами, идет поток туристов, там острая потребность в английском, все понимают: не знаешь язык международного общения – потеряешь в деньгах.

– Несколько лет назад в Казахстане введена обновленная программа образования, по которой изменены методы преподавания языка. Дает ли это результаты?

– Эта программа в корне отличается от предыдущей, когда изучали английский, отталкиваясь от темы. Тогда нам давали книжный топик, например, “Я и моя семья”, “Географическое положение Великобритании” и так далее. “London is the capital of Great Britain” в итоге это всё, что мы могли сказать. Заученная, не живая, книжная фраза. А вот владеть навыками речевой деятельности на любую тему не умели. Новая программа как раз подразумевает развитие таких навыков, которыми люди должны уметь пользоваться, обсуждать любую тему, общаться в жизни.

Сегодня тема “Географическое положение Великобритании” изучается в рамках темы “Туризм”. Мы говорим не только о Великобритании, а рассматриваем разные темы – страна, национальность, кухня, через разные навыки, они интегрированы друг с другом. Более того, в эту тему вкраплены другие предметы – география, история, литература. Есть подтемы, в которых мы достигаем цели, например, правильно использовать, применять и понимать предлоги местоположения in, at, on.

Таким образом, программа нацелена на развитие навыков живой речевой деятельности и отталкивается от цели обучения языку для жизни, а не “со словарем”, как было раньше.

Вопросов, критики стало меньше

– В прошлом номере “КАРАВАНА” мы затронули тему критики отечественных учебников. Вы подробно рассказали, как проводится их экспертиза. А как воспринимают учебники учителя и дети? Какие отзывы к вам поступают?

– Напомню, наш образовательный центр “Edu Stream” является официальным представителем международного издательства “Express Publishing”, вместе мы создаем и адаптируем базовые учебники по английскому языку для казахстанских школ. Начали сотрудничество как раз, когда в 2016 году программа обновленного содержания только появилась, вошла в апробацию вместе с учебниками. Это был шок для учителей, детей, родителей и для нас, создателей. На тот момент программа была не до конца отработана, апробирована, а учителя недостаточно обучены и подготовлены. Особенно это коснулось начальной школы. Программа менялась несколько раз до 2018 года. Общими силами нашей компании, министерства образования, подведомственных организаций (издательства, институты повышения квалификации) проделана огромная работа по обучению учителей. Поэтому сегодня они владеют методикой обучения английскому намного лучше, даже преподают предметы на английском, опять же, по обновленной программе, причем на очень хорошем уровне.

Ежегодно мы проводим республиканские конференции и конкурсы и видим, как учителя из аулов показывают такой же результат, что и те, кто работает в VIP-школах столицы.

Мы и сами постоянно работаем над своей методикой, многое переделываем, улучшаем, если сравнить наш учебник, который мы перевыпустили для 1-го класса, он сильно отличается от образца 2016 года, потому что программа менялась. В нем новый иллюстративный ряд, подходы. Изменения внесены на основании замечаний и пожеланий, которые мы получали от учителей, ведь им приходится работать по нашему комплексу. В 2016 году критики, вопросов, недоразумений было намного больше, чем сегодня. Напротив, учителя благодарят нас за современную и результативную методику, особенно они оценили наш комплекс в период удаленки, поскольку он был готов к работе онлайн загодя.

– А сколько всего учебников выпускает ваша компания?

– Английский язык с 0-го по 11-й классы, в 10-м классе по два учебника – для общегуманитарных школ и с естественно-математическим направлением. С 8-го по 11-й классы разработаны учебники на английском по физике, химии, биологии и информатике. В этом году мы вошли на рынок как базовый учебник по французскому и русскому языкам.

Библиотеки бесплатно открыли Оксфорд, Кембридж…

– Часто в соцсетях вижу комментарии, которые, честно говоря, удивляют, например: “Зачем учить английский, если мой сын (внук) не собирается никуда уезжать из страны?”. Или: “Мне язык не пригодился, а ему он тоже не нужен”. Какие плюсы и преимущества вы видите у тех, кто свободно владеет английским?

– В 2019 году мы обучили 1 700 детей в рамках благотворительного проекта “Open mind”. Это были ребята из малообеспеченных и многодетных семей, у них не было возможности изучать английский язык. Так вот, когда им задавали вопрос: “Кем ты хочешь быть и зачем тебе нужен язык?” – дети отвечали, например: “Я хочу быть ветеринаром и брать лучший опыт от стран, которые в скотоводстве занимают лидирующие позиции в мире”. Кто-то из детей мечтал стать летчиком, кто-то ученым, не переводчиком, они понимали изначально, что без английского карьеру даже в животноводстве не построить. После нашего проекта они продолжили обучение, лучших мы свозили в Англию, взяли на бесплатные курсы. То есть английский нужен, и это уже не надо обсуждать.

Вся основная информация сегодня на английском языке, это язык мировых коммуникаций. В период пандемии беспрецедентно открыли свои библиотеки в бесплатное пользование лучшие мировые университеты – Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, можно совершать экскурсии по мировым музеям, об этом когда-то только мечтали, а теперь – читай, слушай, смотри, только знай язык… Все международные олимпиады, гранты, конференции, которые позволяют добиться успеха и сделать глобальную карьеру, например, по химии, биологии, математике, – на английском языке. Английский открывает границы, дает дополнительные возможности позиционировать себя на уровне международного пространства. Не надо говорить за молодое поколение, что им не нужен английский, они – другие и понимают, как важно быть конкурентным.

В странах-лидерах учат язык с 3 лет

– Как вы относитесь к такой идее, которую сегодня высказывают, что английский надо учить детям не с начальной школы, а после ее окончания, как это было в советское время?

– Я много читала, смотрела, изучала, с какого возраста эффективнее учить любой иностранный язык, сама педагог с большим стажем, часто принимала участие в международных конференциях, семинарах и много езжу по мировым учреждениям образования. Если рассматривать страны, лидирующие в сфере образования, у них английский, как другой иностранный, изучается с 3 лет.

Казахстанские дети уникально билингвальные, они с рождения знают 2 языка. И это говорит о том, что нам нужно изучать английский раньше, мы готовы к этому генетически.

Программа нашего образовательного центра “Edu Stream”, учебники и методические комплексы выстроены так, что урок проходит в виде игры, он рассчитан на раннее обучение, естественное и результативное. Я сама – выпускница советской школы, начинала работать по советской методике обучения. Язык мы учили тогда после начальной школы только потому, что были закрытой страной, не имели возможности путешествовать, читать, слушать на английском… В Алма-Ате работало всего несколько специализированных школ, где английский изучался со 2-го класса. Но сейчас другая ситуация, чуть ли не с рождения дети сталкиваются с английским, все понимают, что кто владеет языками, имеет большие преимущества при трудоустройстве.

Все дети имеют одинаковые права

– Компания “Edu Stream” является победителем Республиканского конкурса “Караван доброты”, который проводится под эгидой Фонда Первого Президента РК. Расскажите, какие социальные проекты планируете?

– Вернусь к проекту “Open mind”. Он проходил в Алматы и Нур-Султане. Почему мы это делали? Мы много работаем с учителями, учениками по получению обратной связи, видели, что не у всех ребят есть возможность учить язык на том уровне, как им хотелось бы. Елбасы часто говорил, что нужно сокращать разрыв между теми, кто может позволить себе образование, и теми, кто не может. Мы запустили проект, который бы поддержал талантливых детей, это наша гражданская позиция. Мы обучили около 100 учителей, платили им зарплату, организовали с их помощью интенсивные 4-месячные курсы, обеспечили детей новейшими учебниками, учителей – комплексами. Шестеро лучших учеников отправились в Англию, а учителя поехали на повышение квалификации в региональный офис нашей компании в Афинах.

В рамках этого проекта с ребятами встречались ведущие журналисты, блогеры, кинорежиссеры, писатели, дипломатические работники, которые рассказывали о том, как английский им помог в жизни. Таким образом, мы расширяли мировоззрение детей.

После провели казахстанский экологический проект – конкурс детского рисунка “Моя зеленая планета”. Дети рисовали свое отношение к природе, сохранности окружающей среды, защите животных, старшие делали презентацию на английском, казахском, русском. Ждем окончания пандемии, чтобы лучшие работы отправить на выставку в Вену.

Планируем запустить проект “Мир без границ”, в котором будем бороться с социальными барьерами по формированию инклюзивного гуманного общества в Казахстане. Сделаем это через программу “Инклюзивный английский”, по которой хотим доказать, что все ребята имеют равные права учить английский.

Больше возможностей селам

– Как пандемия сказалась на обучении иностранным языкам? Часто слышу от родителей, что дети целыми днями сидят за компьютерами, с телефонами…

– В их оправдание хочу сказать, что это поколение Digital Natives, это не изменить, с этим надо жить. Мы стали разрабатывать цифровые ресурсы, чтобы использовать увлечение наших детей правильно и направить его на развитие, в нашем случае – на изучение английского. Наша программа задолго до пандемии была адаптирована для учебы онлайн, мы готовили ее параллельно, как того требовало время, и поэтому учителя английского в отличие от других не растерялись, у них были платформы, диски, программы, мы выдавали электронные учебники всем бесплатно с 2016 года, и большая часть учителей была обучена. Дома дети могли выполнять задание в электронном учебнике, читать, слушать. Так что мы можем гордиться – учителя английского более безболезненно перешли на формат онлайн-обучения, потому что наши учебники когда-то опередили время.

– И все-таки вернусь к теме владения языком. На ваш взгляд, что нужно предпринять, чтобы Казахстан вышел в топ-стран со средним уровнем знания? Может, на занятия отводится слишком мало времени? Или всё дело – в преподавателях? Слышала, часто страдает сельская местность…

– Думаю, проблема в том, что в районах нет таких бюджетов, как в городах, это что касается закупа литературы, дисков, программ. Про самих учителей и ребят я не могу сказать, что они намного слабее городских. Да, в городах есть свои звезды образования, которые могут позволить себе ездить за границу, участвовать в мероприятиях, но сейчас мир открыт и онлайн можно всему обучиться. На мой взгляд, нужно выделять достаточно средств для обеспечения сельских учителей, школ, учеников, доносить до них информацию так же быстро, как она доходит до городов.

Надо учитывать разные психотипы людей

– Как преподаватель с большим стажем, дайте советы по более эффективному изучению английского языка. Бытует мнение – чтобы заговорить и понимать язык, нужно непременно попасть в англоязычную среду. Но сейчас с этим сложно…

– Методика не меняется глобально, но новый век ставит нас перед усиленным развитием 4 навыков receptive и product – это аудирование, чтение, общение и письмо. Причем сначала надо развивать первые естественные навыки – слушание и говорение, мы делаем это в виде игры, с помощью любимых гаджетов, анимации, видео, музыки, кино. Потом – чтение и письмо.

Конечно, надо учитывать и разные психотипы людей: визуалы воспринимают информацию через картинку, аудиалы – через звук, другие – от ощущений, одни медленно, с повторением, другие быстрее. На мой взгляд, при изучении языка нужно индивидуально отталкиваться от возможностей, способностей и психотипов каждого ученика. Я бы сравнила этот процесс с медициной, где для выздоровления к каждому “пациенту” нужен индивидуальный подход.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи