Исполнение гособоронзаказа по производству средств индивидуальной бронезащиты оказалось под угрозой срыва - Караван
  • $ 492.17
  • 522.39
-5 °C
Алматы
2024 Год
14 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Исполнение гособоронзаказа по производству средств индивидуальной бронезащиты оказалось под угрозой срыва

Исполнение гособоронзаказа по производству средств индивидуальной бронезащиты оказалось под угрозой срыва

Под угрозой срыва оказалось исполнение гособоронзаказа по производству средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны еще у одного крупного предприятия с государственным участием.

  • 16 Сентября 2019
  • 1275
Фото - Caravan.kz

Как стало известно “КАРАВАНУ”, теперь уже АО “Тыныс” совместно с Союзом ветеранов подразделений специального назначения вынуждено повторно проводить испытания бронежилетов, щитков и касок.

Почему техническая документация до сих пор находится в чьих-то руках, а не у законного хозяина, никто из чиновников пока ответить не может. Все жалобы на имя генпрокурора тоже пока, к сожалению, остаются без рассмотрения.

– Возможно, все наши обращения и доводы просто не доходят до главного адресата – генерального прокурора Гизата Нурдаулетова, – рассуждают работники предприятия. – Иначе бы он сам или его подчиненные смогли бы разобраться в этой странной и запутанной ситуации и наконец-то расставить все точки над “i”.

Заложники пикантных обстоятельств

Наша газета уже рассказывала о том, как в ходе проверки сотрудники Главной военной прокуратуры вместе с финансовой документацией почему-то изъяли и всю техническую на изготовление изделий индивидуальной защиты (“Броня крепка”, “КАРАВАН”, № 33 от 30 августа 2019 г.). Работа ТОО “Технологии индивидуальной бронезащиты” была буквально парализована.

Печально и то, что принадлежащая предприятию техническая документация, которая, кстати сказать, была оформлена в соответствии с авторским правом, почему-то всплыла в другой компании, участвующей в тендере на поставку спецпродукции.

В связи с этим остро встал вопрос о приостановке исполнения гособоронзаказа 2019 года, так как по закону конкурсные материалы различных компаний, участвующих в конкурсе, не должны повторяться точь-в-точь. Но так почему-то случилось.

Возможно, утечка произошла как раз в ходе прокурорской проверки, так как в составе группы проверяющих почему-то оказался представитель иностранного государства. И “КАРАВАН” уже задавался вопросом, почему гражданин чужой страны оказался в составе группы военных прокуроров, направляющихся инспектировать предприятие оборонно-промышленного комплекса. Разве это вообще возможно в нашей стране?

Коллектив ТОО “Технологии индивидуальной бронезащиты” еще весной направил письмо в Генеральную прокуратуру, но ответа до сих пор не получил.

– После выхода статьи в “КАРАВАНЕ” мы получили пока ответ только из Главной военной прокуратуры, – говорит представитель предприятия Игорь КОЛМАГОРОВ. – Но это скорее банальная дежурная отписка, чем полный прокурорский ответ по существу дела. Главный военный прокурор Д. Сартаев сообщил, что мы-де имели право не допускать на объект лицо, не указанное в постановлении о назначении проверки. Получается, что нашему трудовому коллективу привиделся тот иностранный специалист, который в сопровождении прокурорских работников ходил по цехам и изымал техническую документацию?

– Тот гражданин был в сопровождении уполномоченных на проверку лиц? Вы сами-то его видели в лицо?

– Ну, конечно, видел. Этого человека даже представили коллективу в качестве эксперта, назвав фамилию, имя и отчество. И этот неизвестный нам гражданин вместе с другими членами комиссии знакомился с производственным процессом индивидуальных средств бронезащиты и их особенностями.

Странно, но именно после этой военно-прокурорской проверки и был зафиксирован факт появления скопированной технической документации у другой фирмы в ходе проведения тендера.

Интересно, а сами-то военные прокуроры знают, что с ними не должно было быть человека, который не указан в постановлении прокуратуры о назначении проверки? Тем более иностранца.

– Думаете, он мог воспользоваться ситуацией и каким-то образом вынести документы из кабинета?

– Почему бы и нет?! Никто же не хочет досконально разбираться в этом странном деле, и главный военный прокурор почему-то отрицает присутствие того таинственного иностранца в составе проверочной комиссии. Что тоже, согласитесь, очень странно.

Горы ошибок не прощают

Чтобы не провалить гособоронзаказ и привести документы в строгое соответствие с законодательством, руководство другого предприятия – АО “Тыныс”, приняло решение повторно провести установленную национальным стандартом процедуру практических испытаний. После чего вновь разработать нормативную техническую документацию на средства индивидуальной защиты и активной обороны. “Тыныс” работает с ТОО “Технологии индивидуальной бронезащиты” в плотной кооперации, они являются сопроизводителями: остановилось производство у одного, встал другой.

Повторное испытание бронежилетов, щитков и касок Союз ветеранов подразделений специального назначения проводил в ходе занятий с бойцами подразделения “Беркут” Национальной гвардии и пограничных частей КНБ РК.

Здесь, в условиях высокогорья, воинов спецподразделений силовых структур опытные инструктора обучают всему, что может пригодиться в ходе проведения операций по борьбе с террористами и бандформированиями.

…Мужская работа не терпит суеты. Стиснув зубы от неимоверной боли в суставах и усталости, пытаюсь не отставать от разведгруппы, карабкаясь вместе с ними по едва заметной тропе. Пульс запредельный, пот заливает глаза, руки и ноги дрожат от напряжения.

– Вам нужно задержаться здесь и хоть немного передох­нуть, – слышу за спиной голос инструктора по горной подготовке Владимира ИГИШЕВА. – Горы ошибок не прощают. Тем более что сейчас вам за молодыми не угнаться. Осторожнее надо быть в горах, осторожнее. Сдуру, как говорится, можно и… член сломать.

Бойцы “Беркута” после этих инструкторских слов заразительно смеются, но через секунду-другую, стерев с лиц улыбки, бесшумно растворяются среди скал и камней.

Напомню, у подразделения специального назначения “Беркут” множество задач: противостоять вооруженным бандитским и террористическим формированиям, освобождать заложников, проводить спецоперации на объектах стратегической важности…

Но, чтобы выполнить все эти сложные и опасные задачи, бойцы должны быть не просто хорошо подготовлены в профессиональном плане, но и соответственно экипированы.

– При выполнении спецзаданий в зависимости от целей и задач на всех без исключения должны быть в обязательном порядке надеты средства индивидуальной бронезащиты – жилеты, шлемы, щитки, – комментирует для “КАРАВАНА” старший инструктор центра подготовки полковник запаса Виктор ОБУХОВ. – Чтобы не пасть в бою от вражеской пули или ножа в первую же секунду схватки, они все обязаны их надевать. Более того, сейчас мы здесь испытываем новые образцы бронезащиты.

– Вы же их уже испытывали в прошлом году, насколько я знаю. Больше месяца тогда длился процесс…

– В том-то и дело, что данные по испытаниям прошлого года, как нам сказали на предприятии оборонки, теперь недействительны. И стандарты на броню тоже почему-то отменили. Приходится снова и снова эти тесты проводить, чтобы всё оформить документально и не сорвать гособоронзаказ.

– Что и как будете делать? Стрелять по бегущему кабану в бронежилете и каске, чтобы узнать, пробьет его пуля или нет? Выдержит новый защитный шлем удар по голове или расколется?

– Наша задача – проверить бронежилеты прежде всего на эргономичность. Нужно на практике понять, как броня поведет себя в условиях реальной боевой операции, удобны ли эти бронежилеты? Не будут ли они сковывать движения бойцов в рукопашной схватке? Надо понять, что конструктивно, возможно, не так. Или что-то, возможно, мешает, давит, трет… За эту неделю надо сделать соответствующие выводы и указать разработчикам на какие-то их недочеты. А их можно получить, сами знаете, только испытав продукт “на себе”. На собственной шкуре. Другого пути у нас нет. Что касается сжатых испытательных сроков, то час работы в условиях высокогорья (от 2 800 до 3 500 метров) по силе воздействия на организм человека приравнивается к нагрузке пяти-шести часов пребывания в городе. Вот такая получается “экономия” по времени. Для этого пришлось даже учебные планы центра ПСН подкорректировать, что довольно непросто и затратно.

Напали оттуда, откуда не ждали

Примерно через час растворившаяся было бесследно группа спецназовцев снова возникает рядом. Сидя на камне, я не сразу заметил, как с тылу кто-то осторожно подкрадывается. Скорее интуитивно почувствовал приближение. Резко отпрыгнул в сторону и по привычке принял боевую стойку.

– Отставить, – вполголоса бросает инструктор, пропуская обучаемых вперед. – Успеете еще померяться силами. Как пульс? Голова не кружится?

– Нет. Вроде все в норме. К спуску готов, – отвечаю тоже вполголоса, чтобы не привлекать внимания.

– До спуска еще далеко. Сейчас по плану – “скала молчания”. Бойцы должны отработать упражнение по преодолению вертикальной стены и нападению оттуда, откуда враг не ждет.

Позже, уже в полевом лагере, инструктор Союза ветеранов ПСН рассказал, откуда появилось выражение “скала молчания”.

– В годы Великой Отечественной войны на одном из участков на Кавказе, когда фашисты заняли выгодные позиции и укрепились в горах, сбросить их атакой в лоб не представлялось возможным, – продолжил Владимир Игишев. – Нашим бойцам пришлось подниматься по маршруту, который вообще считался неприступным…

Действительно, из очерков о войне известно, что, чтобы соблюдать полную тишину, горные стрелки поднимались по той скале без веревок и снаряжения. И если боец срывался в пропасть, то падал молча, чтобы не выдать своих боевых товарищей. До цели тогда дошло меньше трети бойцов спецназа, но задача была ими выполнена – враг уничтожен.

У подножия “скалы молчания” в наше время испытаниям подверглись и другие средства индивидуальной защиты, которые производит АО “Тыныс” для нужд Национальной гвардии.

По бронежилетам легкого класса защиты, противоударным шлемам и щитам нещадно били арматурой, бросали в них камни и бутылки с зажигательной смесью, топтали ногами, жгли огнем…

– Ох, как я хотел бы сейчас поставить “под обстрел” вместо своих боевых товарищей тех, кто допустил утечку технической документации и доставил тем самым столько лишних хлопот, – делится с “КАРАВАНОМ” Виктор Обухов. – Масса свежих впечатлений и выброс адреналина гарантированы!

АЛМАТЫ