Опубликовано: 350

“... исходя из существующего сегодня общественного запроса”

“... исходя из существующего сегодня общественного запроса” Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

О причинах, побуждающих чиновников воровать, о способах вывода незаконно полученных денег за рубеж и схемах их отмывания говорили участники VI антикоррупционной конференции “На пути к добропорядочности: повышение прозрачности, подотчетности и общественного участия”.

Заинтересованные стороны искали ответ на животрепещущий вопрос: как противостоять коррупции?

Еще ни одной стране мира не удалось победить взяточничество, подкуп и теневой вывод капитала за рубеж. Специальный агент Федерального бюро расследований США Патрик КИЛИН рассказал участникам онлайн-встречи о коррупционных расследованиях ФБР и о том, какие международные финансовые паутины приходится распутывать этой организации. Как правило, в них активно задействованы компании-однодневки, зарегистрированные в офшорах.

– Они часто используются для отмывания денег и коррупции. Здесь применяются очень изощренные методы. Примером подкупа на международном уровне будет схема, когда руководитель правительства имеет отношения с международными компаниями. Государственные контракты присуждаются в обмен на проценты от выплат, которые обычно выплачиваются позже. То есть выплачиваются деньги, и какая-то часть из них потом возвращается обратно, – поясняет Патрик Килин.

Еще один распространенный случай – это лицензирование.

– Такое часто встречается в Африке. Это когда члены правительств этих стран продавали права на добычу минеральных ресурсов международным корпорациям, – уточняет он. – И конечная тема, которой занимается ФБР, – это присвоение государственных средств. Пример: когда правительство создает суверенный фонд, чтобы инвестировать средства в казначейство, включая заемные деньги. Затем они перенаправляются в виде инвестиций в компании, которые принадлежат тем же самым людям либо людям, связанным с ними. Это часто происходит через сектор либо недвижимости, либо ценных бумаг. То есть, безусловно, отмывание денег и коррупция связаны.

Участники встречи обсудили методы оценки эффективности антикоррупционных инициатив, перспективы общественного контроля, проблемы бытовой коррупции и конфликта интересов, возникающего у чиновников. В частности у тех из них, которые перешли на государственную службу из бизнеса.

– Напомню, согласно законодательству РК, госслужащий, имеющий бизнес, при поступлении на госслужбу должен передать его в доверительное управление. Сейчас, согласно действующему законодательству, достаточно принести от нотариуса справку о том, что он его передал. Но кому передал и как отслеживается процедура конфликта интересов? Например, если он передал свой бизнес родственникам, то завтра, будучи чиновником, он может влиять на этот бизнес, к примеру, при участии в госзакупках, – подчеркивает руководитель Исследовательского центра по изучению вопросов противодействия коррупции Жанар РЫСБЕКОВА и предлагает в таких случаях передавать право управления имуществом не родственникам, а специализированной компании, которая будет нести полную ответственность за этот бизнес. "Запачканную репутацию отстирывают так же быстро, как грязное белье": почему приравнивание коррупции к госизмене не увенчается успехом

Менеджер отдела по экономическим преступлениям и сотрудничеству Совета Европы Роман ШЛАПАК напомнил, что Казахстан с этого года является членом Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) и обязан прислушиваться к рекомендациям этой организации, в том числе в вопросах декларирования доходов и расходов.

– Включить такие вопросы, как спонсорство, внутренние и внешние поездки, которые финансируются третьими сторонами. Для парламентариев ГРЕКО рекомендует внедрить обязательную декларацию внешних связей. ГРЕКО рекомендует также рассматривать декларацию имущества супругов, членов семей, иждивенцев. Но эта информация необязательно должна быть в публичном доступе, – уточнил Роман Шлапак.

Глава Агентства по противодействию коррупции Алик ШПЕКБАЕВ заверил, что свои антикоррупционные реформы Казахстан проводит, ставя во главу угла политическую модернизацию и стремясь соответствовать международным стандартам. Сейчас в сенате рассматривается третий пакет реформ, в котором предполагается ужесточить ответственность за коррупцию, запретить осужденным чиновникам досрочно выходить из мест заключения и лишить всех госслужащих возможности заводить счета в иностранных банках.

– Следует отметить, что решение об ужесточении ответственности было принято исходя из существующего сегодня общественного запроса на принципиальное и бескомпромиссное искоренение коррупции, – отметил Шпекбаев.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи