Опубликовано: 640

Инфляция праздничная

Инфляция праздничная Фото - Айгуль АКЫБАЕВА

Каждый декабрь в странах постсоветского пространства цены, как по волшебству, взмывают вверх. Вечеринка Деда Мороза выворачивает карманы потребителя наизнанку. Перекупщики ликуют. А инфляция бьется в праздничных конвульсиях.

Согласно данным портала “Фин-плас”, который анализирует уровень инфляции в странах мира за разные годы, декабрь становится месяцем “высоких цен” в основном на постсоветском пространстве. Так, основываясь на индексе потребительских цен, по данным стат­агентства РК, самый головокружительный взлет в декабре в Казахстане был зафиксирован в 1995 году – рост за один месяц составил 3,6 процента. При этом цены после празднования Нового года так и не опустились, продемонстрировав рост в январе 1996-го еще до 4,1 процента.

Про голодные 90-е с двумя кусочками колбаски, за которую граждане были готовы выложить ползарплаты, все еще помнят. Тогда мы были готовы переплачивать, лишь бы украсить стол “деликатесами”.

В 1999 году, когда страна начала выходить из кризиса, появились деньги на реформы, инфляция в течение года даже продемонстрировала снижение. В августе было минус 0,3 процента. Но снова Новый год подкидывает цены, и декабрь заканчивается в отчетах цифрой 1,7. Следующий декабрьский рывок приходится на 2007 год. А потом на 2015-й. Что может испортить настроение жителям Казахстана в новогоднюю ночь

В унисон с Казахстаном инфляционные декабрьские скачки происходят в России и Беларуси. Но там показатели пуще наших. Самый “дорогой” Новый год россияне отметили в 1998 году, когда рост инфляции за один последний месяц составил 11,61 процента. Белорусы отметились в 2001 году – с ростом инфляции за один месяц на 5,52 процента.

Почему Санта-Клаус добрее Деда Мороза?

В Великобритании декабрь, наоборот, становится месяцем торможения инфляционных процессов. А ведь там тоже празднуют. Но Рождество, напротив, характеризуется не ростом цен, а масштабными скидками. Таким образом, население максимально тратится, давая экономике деньги, а бизнесу – старт для новых проектов и развития. В декабре 2000 года инфляция составила 0 процентов. В 2008-м – минус 0,36 процента. В 2014-м – опять по нулям. Основной рост в странах Европы приходится на летние месяцы.

Еще более оптимистичный пример декабрьской инфляции дают США. Там, вообще, предновогодние торговые акции людей сводят с ума. Так, в 2008 году был достигнут самый низкий порог декабрьской инфляции – минус 1,9 процента.

Праздничное декабрьское повышение характерно для Китая, который работает как раз таки на рынок постсоветского пространства. Там цены взлетают аккурат в последний месяц года. Рост инфляции может составить треть от общегодовой. Возможен даже такой феномен: инфляция растет активно в декабре, но при этом общегодовой показатель все равно оказывается в минусах за счет падения цен в другие месяцы.

Перекупщики и валютчики

А теперь давайте разберемся, почему именно в странах постсоветского пространства новогодняя ночь не обходится без снижения покупательной способности денег. Попробуем снять маски с основных участников бала – перекупщиков и валютчиков. По мнению экономиста Петра СВОИКА, именно они являются провокаторами.

– Инфляция – это процентное выражение роста цен, и она имеет несколько составляющих. Но в статистических отчетах мы видим лишь общую цифру. Есть так называемая монетарная часть инфляции, она связана со скачками доллара и евро. Понятно, что в США и Европе эта составляющая не так велика, как в наших странах.

В последнее время и у нас она не столь заметна, так как тенге и рубль будут топтаться вокруг приблизительно одних значений, и это продлится до марта следующего года, когда состоятся выборы президента в РФ.

Есть инфляция производственных издержек, в третью часть запишем инфляцию перекупщиков, не нужных, по сути, в рыночной экономике. У нас много издержек именно здесь. Плюс есть коррупционная инфляция – тут взятки, поборы, откаты. И продолжать этот список еще можно долго.

Помимо этого инфляцию подогревает гиперспрос. Так называемый “синдром зеленого горошка”, когда народ сметает товар с прилавков перед Новым годом. В одном из супермаркетов мне рассказали, что с 29 декабря по 1 января скупается горошка больше, чем за весь год!

– У нас менталитет такой, что обязательно нужен хороший дастархан, всем подарки, – говорит экономист Магбат СПАНОВ. – В силу того, что еще помним голодные 90-е, мы привыкли закупаться впрок. Есть установка еще, что, как встретишь Новый год, так его и проведешь, поэтому экономить не принято.

АЛМАТЫ