Опубликовано: 3400

Сколько стоят казахстанцы?

Сколько стоят казахстанцы? Фото - Тахир САСЫКОВ

Наша страна обладает одной из самых больших территорий в мире, но вопросы земли становятся краеугольными для людей. При этом мы занимаем последние строчки по плотности и количеству населения, а процессы эмиграции усиливаются. И мало кто задумывается об этой опасности. Какое население нужно стране? Сколько стоят казахстанцы и какую прибыль приносят граждане экономике? Мы решили посчитать вместе с экспертами.

Все мы слышали про человеческий капитал. Каждый из нас, несомненно, считает себя бесценным, но оставим это философам, а для реальной экономики важно, что человек – это определенное количество вложенных в него денег и полученная прибыль. И от того, как умело государство распоряжается своим человеческим капиталом, зависит многое. В нашей стране, скажем так, людские мощности совсем слабенькие. Поэтому информация об усилившейся эмиграции – тревожный звонок.

Но почему-то никто не встает на дыбы, не паникует.

Лишь в социальных сетях периодически возникают группы, которые вербально нападают на выезжающих из страны на ПМЖ, чуть ли не навешивая на них ярлык “предатель”.

Но руководствуются они больше эмоциями, нежели реальными подсчетами, какой урон наносит стране каждый эмигрант. Мы решили вместе с экспертами просчитать, сколько действительно могут стоить наши граждане и какой урон экономике наносит эмиграция. Что может спасти ситуацию: усиленная работа нас с вами над рождаемостью, а может, Казахстану стоит пойти по пути Эмиратов и восполнить недостающие рабочие руки за счет гастарбайтеров?

Что стоит за цифрами?

Для начала немного статистики. Количество прибывших на постоянное место жительства мигрантов в I квартале 2016 года уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 26,7 процента и составило 3 053 человека, тогда как за первые три месяца 2016 года количество навсегда покинувших страну увеличилось на 20,3 процента, таковых насчитали 5 434 человека. Сальдо миграции в Казахстане показывает резко отрицательные значения. И, конечно же, это настораживает экспертов. По словам социолога Айман Жусуповой, вопрос миграции не стоит недооценивать, он напрямую связан с экономическим ростом страны. И население – такой же важный ресурс, как земля.

Кстати, есть такой показатель, как плотность населения, и он как раз и определяет связь между территорией, ее населением и экономическим ростом.

– Казахстан является 9-й территорией в мире, плотность населения при этом составляет чуть больше 6 человек на квадратный километр. По этому показателю мы занимаем 184-е место в мире. Для сравнения: в Монако – 16 500 человек, в Сингапуре – около 7 тысяч человек. Это высокоразвитые экономики, – говорит директор центра регионального развития и исследования конкуренции Института экономический исследований Айгуль Кошербаева. – Мы же по плотности населения где-то на уровне таких африканских стран, как Габон. Но у нас идет достаточно широкий разброс по плотности именно среди областей. Самым населенным городом является Алматы, здесь 2 000 человек на квадратный километр, в Астане – 1 300 человек. Высокая плотность в Шымкенте, самая низкая – в северных регионах.

– Чтобы у нас все заработало по классическим канонам, население должно составлять около 100 миллионов жителей, – заявил экономист Магбат Спанов. – Понятно, что это невозможно в ближайшее время. Первоначально в Казахстане планировалось, что к 2030 году население должно составлять не менее 25 миллионов жителей, и это должно было обеспечить определенные точки роста, в том числе и в экономике.

Но взгляды пришлось пересмотреть…

Рост рождаемости: хорошо или плохо?

– В 2010 году были сделаны перерасчеты, правительство поняло, что рождаемость приносит не только пользу, но и определенные проблемы, например, с созданием рабочих мест, – продолжает Магбат Спанов. – А также это вопрос финансовых трат. Стоимость создания одного рабочего места доходит до трех миллионов тенге. Вот и посчитайте, у нас в среднем 350 тысяч рожденных в год, сколько будет нужно, чтобы в будущем создать им условия? По последним статданным на январь 2016 года, у нас было более 3 миллионов работающих, при этом всего трудоспособного населения 9 миллионов, есть там часть самозанятых, но в общем представьте себе, какие у нас масштабы реальной безработицы. Поэтому рождаемость – это палка о двух концах. Я считаю, что путь к экономическому росту через увеличение населения – это не лучшая перспектива.

Между тем в I квартале 2016 года естественный прирост населения в стране достиг исторического максимума – 65 тысяч человек. Главным поставщиком стали горожане, что тоже весьма необычно, ведь раньше “будущие кадры” поставляло село.

При этом лидером по рождаемости остается Южный Казахстан, потом идет Алматинская область, меньше всех производит будущий человеческий капитал Северо-Казахстанская область.

Можно, конечно, порадоваться за плодовитость наших граждан. Ведь именно они вносят вклад в решение одной из самых больших проблем страны – ее маленького населения. Но Казахстан может угодить в “демографическую ловушку”, которая способна принести большой минус экономике в ближайшее время. Государству в ближайшие годы придется выделять еще больше денег, чтобы

 

 

вырастить будущих тружеников.

Выгодное капиталовложение

– Посчитайте, сколько нужно вложить в одного человека. Я приблизительно сейчас говорю, но это в пределах 100 тысяч долларов. Здесь все – рождение, обучение плюс высшее образование, чтобы вырастить квалифицированного специалиста с высоким КПД, – говорит Магбат Спанов.

С 2011 года в стране работает программа “подушевого финансирования”. Теперь просчитать, во сколько обойдутся граждане, будет намного легче.

Так, АО “Финансовый центр” министерства образования еще три года назад озвучило, что в среднем на одного ученика в школе тратится около 200 тысяч тенге в год.

Были расчеты и по подушевому финансированию по линии минздрава. В месяц на оказание первой медицинской помощи выделяется около 900 тенге. В год это более 10 тысяч тенге. Высшее образование. Средняя стоимость образовательного гранта в 2016 году – 346 тысяч тенге, как и годом ранее. А по программе обучения за границей суммы в разы больше. Но далеко не все получают возможность учиться за границей за счет бюджета.

– На самом деле казахстанские граждане далеко не самые дорогие в мире по количеству затрат государства на развитие человеческих ресурсов, – говорит Айман Жусупова. – Наши граждане обходятся государству в три раза дешевле, чем в развитых странах. Но у нас всегда парируют тем, что у нас очень низкое налогообложение.

Дескать, деньги не отобьются? Отсюда возникает резонный вопрос, сколько дохода приносит один среднестатистический казахстанец. По мнению экономистов, легче всего это увидеть на примере уплаты налогов с заработной платы.

Средняя заработная плата в стране составляет 157 655 тенге (данные за декабрь 2015 года).

Ежемесячно работающие граждане обязаны платить 10 процентов индивидуального подоходного налога – это более 15 тысяч тенге. В общем же нагрузка на заработную плату с учетом социальных, пенсионных, страховых выплат составляет более 25 процентов! Так что мы, граждане, очень даже выгодное капиталовложение.

Поэтому, когда выращенный, выученный гражданин в расцвете сил вдруг уезжает за границу, это действительно наносит вред экономике в виде недополученного дохода. Цинично? Но факт.

Но могут ли восполнить эти потери приезжающие граждане?

“Мы не Дубай!”

Как-то в разговоре с одним крупным бизнесменом я услышала про “теорию Эмиратов”. Дескать, Казахстану с его маленьким населением одна дорога – завозить кадры извне. Трудоустраивать их и облагать налогами.

В Объединенных Арабских Эмиратах всего 8,5 миллиона жителей, при этом 70 процентов населения – это приезжие рабочие. Но возможен ли такой сценарий в нашей стране?

Тут мнения экспертов разделились.

Одни считают, что это реально, с учетом, что приезжие будут платить налоги наравне с местным населением. Но надо переписать законодательство, ведь сегодня мигранты либо вообще ничего не платят, либо делают мизерные выплаты. Экономически это будет оправданно, но есть и другие “тонкие моменты”. И тут вступают эксперты, которые против “дубайской модели”.

– Я считаю, что это неверный путь для Казахстана. Эмираты – это совсем другая страна и менталитет, – говорит Магбат Спанов. – Пример земельного вопроса показал наш менталитет. Общество не так толерантно, и ментально мы не готовы делиться, слишком много крови было пролито за эту землю. Странно, мы многонациональная страна, но народ болезненно реагирует, когда кто-то хочет прийти извне. Казахстанцы как нация не устоялись, поэтому, если будет большая критическая масса приезжих со своими правилами, это вызовет недовольство в обществе. Возможно, что к этой модели мы можем прийти спустя много-много лет, когда пройдут этапы развития общества. Пока же это чревато. Поэтому нужно искать другие решения, создавать условия, чтобы не было утечки мозгов. Это пока единственный путь.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи