Опубликовано: 12000

Генерал-майор Айткали Исенгулов: На ком шапка горит?

Генерал-майор Айткали Исенгулов: На ком шапка горит? Фото - Владимира СЕВЕРНОГО

Эта история далека от чего-то сугубо личного между двумя отставными генералами, так как затрагивает безопасность страны в целом. Чтобы понять, что же могло привести к взрывам боеприпасов на военных арсеналах и что руководством минобороны, возможно, было сделано не так, как хотелось бы, “КАРАВАН” продолжает тему Арыси и Байзака.

Когда бывший заместитель министра обороны генерал-майор Айткали Исенгулов в интервью “КАРАВАНУ” откровенно высказался о возможных виновниках ЧП на военных арсеналах, то первым отозвался экс-министр обороны генерал-полковник Алибек КАСЫМОВ. В ответном интервью, правда, другому изданию – “Qmonitor”, он назвал своего бывшего заместителя “фантазером” и посоветовал ему “лечиться от деменции головного мозга”.

– Я какой-то другой реакции и не ожидал, когда давал вам интервью по поводу взрывов боеприпасов в Арыси и Байзаке. Хорошо понимал, что обязательно последует истерический вопль со стороны тех, кто за собой чувствует определенную вину, – говорит Айткали Исенгулов. – Нервы, видимо, не выдержали. Столько людей погибло. Никакая материальная помощь теперь не заменит детям – отцов, родителям – сыновей, женам – мужей.

Слишком свежа рана от Арыси, чтобы пройти мимо и не прореагировать на взрывы в Жамбылской области. Пусть я ушел из кадрового состава армии уже более 20 лет назад, но меня мучает совесть: почему я в свое время не проявил настойчивость по наведению порядка на тех арсеналах в Токрау, Арыси, на инженерных складах в Королевке, ныне Байзаке?

Бывший министр обороны генерал-полковник А. Х. Касымов в своем интервью открыто говорит, что он, оказывается, всё знал, какой там творится бардак. Говорит, что “…и в Токрау в 2001 году, и теперь в Байзаке взрывам предшествовало нарушение правил и технологии перевозки, сортировки, укладки в хранилища и отбраковки боеприпасов”. Касымов вспоминает, что “в Токрау, по соображениям безопасности особо важного объекта, вывезли весь арсенал со станции Сороковая”. Что там, по его утверждению, не было “ни специально подготовленной тары, ни специальных бригад, прошедших обучение и получивших допуск к работе с боеприпасами... Всё выгружали на грунт в условиях жары за 50 градусов, причем валом, без сортировки и правильной укладки по хранилищам. В итоге – рвануло”.

Заметьте, это не я говорю, это сам Алибек Касымов в интервью своем рассказывает: “В Байзак боеприпасы везли из Арыси примерно таким же макаром. Главное – вывезти и доложить наверх. Снова рвануло. Большинство боеприпасов, хранящихся сегодня на складах (например, в Арыси были оставшиеся еще со времен Второй мировой войны), имеют истекшие сроки хранения. Ни их освежения, ни планового их “движения” на боевую подготовку и на ликвидацию не проводится. Проверка боеприпасов на предмет пожароопасности и взрывоопасности, а следовательно, их ликвидация как таковая не осуществляется из-за отсутствия графика таких работ, недостаточного количества подготовленных офицеров службы ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ) и необходимых для этого лабораторий и стендов. Между тем физические и химические процессы, происходящие в боеприпасе, никто не отменял и отменить не может. Это аксиома. Предупредить негативные последствия можно только выбраковкой боеприпасов. Но разве кто-то этим занимается?”.

Почему не были приняты жесткие меры

Генерал-майор в отставке Айткали Исенгулов, обращаясь к бывшему министру обороны Алибеку Касымову, снова задается вопросом: почему он тогда, когда был министром обороны, не принял жесткие и решительные меры по наведению надлежащего порядка на военных арсеналах?

– Почему Касымов тогда молчал о проблемах, а сейчас вдруг заговорил? Так на ком шапка горит? – продолжает Айткали Исенгулов. – Зато теперь Касымову, видите ли, неприятно, что о его серьезных упущениях по службе напоминаю ему я – его бывший заместитель по воспитательной и социально-правовой работе.

Да, в армии Казахстана не было ни одной воинской части, чтобы я не мог туда войти. Или, как выразился Касымов, чтобы туда не впустили Исенгулова.

По своему должностному положению и имеющемуся у меня допуску еще со 2-го курса военного училища, которое, кстати сказать, готовило и специалистов для ГРУ СССР, я мог бывать и, естественно, бывал на военных складах и других объектах повышенной секретности. И когда проходил службу в ГСВГ, то тоже был знаком с тем, как там хранятся боеприпасы.

Господин Касымов, оказывается, вы многое до сих пор еще не знаете, как не знали и тогда. Не стройте из себя великого полководца. Правильно писал Пушкин: “Осел останется ослом, хотя осыпь его звездами; где должно действовать умом, он только хлопает ушами”. Вот почему я говорю, что не надо переходить на личности, а надо говорить по существу вопроса. А то вы с каким-то сарказмом заявляете в своем интервью “о бесполезности воспитательной работы”.

Вы же никогда не жили проблемами офицеров, потому и не любите воспитательную работу.

А в оценке моей работы от вас я не нуждаюсь. Ее оценили в 1996 году при проверке Администрацией Президента Костанайского областного военкомата и частей войск ПВО, где в акте было отражено, что “в воспитательной работе армии РК имеются серьезные положительные подвижки”. А вы о каком-то моем несоответствии занимаемой должности всё время болтаете. Когда Администрация Президента затребовала причину моего освобождения от занимаемой должности, вы и прислали задним числом, уже будучи военным атташе в Турции, свое видение.

Какое было содержание письма-запроса и каков ответ, я-то хорошо знаю, в отличие от вас. Знаю, как вы пытались задним числом по этому вопросу провести заседание коллегии МО. 22 октября 1996 года распоряжением Президента Н. А. Назарбаева я был освобожден от занимаемой должности, а вы после прибытия из Китая 29 октября проводили заседание коллегии МО РК. Вы просто не могли знать, что я уже имел разговор с Президентом еще 25 октября и он уже знал обо всех ваших махинациях, где вы упорно ему доказывали, что я якобы прошусь на другую должность. Вранье с вашей стороны. Вы, таким образом, обманули Первого Президента, вот почему он 30 октября 1996 года освободил вас от занимаемой должности. Получается, что ваша кипучая деятельность на таком ответственном посту, как министр обороны, была связана с враньем и коррупцией. За что, собственно, вы и поплатились.

“Вы, что, следите за мной?”

– Айткали Гусманович, вы по-прежнему считаете, что взрывы в Арыси и Байзаке явились следствием упущений по службе некоторых командиров и начальников?

– Генерал-полковнику А. Х. Касымову я докладывал после того, как ко мне поступила информация от начальника контрразведки МО РК о намерениях продать снаряды залпового огня в несколько раз дешевле их номинальной стоимости. И А. Х. Касымов тогда меня спросил: “Вы, что, следите за мной?” – на что я ответил: “Нет, это не входит в мои обязанности”. Он тогда пытался меня убедить, что эти снаряды привезены из Спитака и они непригодны для боевого применения. На что я тут же посоветовал ему создать комиссию, провести полигонные испытания и только по их результатам принимать дальнейшее решение по продаже. Но он не захотел этого делать.

Это у вас, господин Касымов, что-то с головой, а не у меня. Вы даже пытались протолкнуть это решение через военную коллегию. Полковник Чернов ходил тогда по кабинетам и согласовывал всё это с членами коллегии МО РК. Это вы заложили первые ростки коррупции в армии, которые буйным цветом выросли впоследствии. Это вы, господин Касымов, были одним из тех, кто опозорил Главный штаб и подорвал авторитет первого руководителя военного ведомства, что впоследствии сыграло негативную роль. Вы додумались даже до того, что генерал армии Сагадат Кожахметович Нурмагамбетов готовил материалы по моему освобождению от должности, заявив об этом в своем интервью изданию “QMonitor”. Цитирую: “Сагадат Кожахметович начал прорабатывать этот вопрос в Администрации Президента с осени 1995 года, а увольнение Исенгулова состоялось уже в мою бытность министром обороны. Вот отсюда и растут ноги. И уволили его вовсе не потому, что он “не согласовал приказ о продаже боеприпасов”, а из-за несоответствия занимаемой должности. Правда, с более мягкой формулировкой. Вот с тех пор Айткали Гусманович и “ловит черных кошек в темной комнате”.

Какая наглость, г-н Касымов, с вашей стороны так думать и говорить. Дословно довожу текст из лично написанного "Халық қаһарманы", первым министром обороны, генералом армии С. К. Нурмагамбетовым предисловия к моей книге: “Исенгулов – один из самых талантливых генералов новой казахстанской армии. Считаю, что он из-за каких-то непонятных служебных интриг был вынужден уволиться из кадрового состава армии. Но его мощный потенциал не использован до конца”. И текст предисловия заканчивается так: “…Исенгулов по характеру требователен и прямолинеен во всём. Беспокоен, всегда нацелен на работу. Мне с ним было приятно работать”. Взрывная волна: сколько лиц в погонах потеряют свои должности после трагедии под Таразом?

Таковым был его вывод по работе со мной. Да, он не тот человек по характеру и методу работы, чтобы за спиной что-то делать негативное. Он, если и был временами недоволен моей деятельностью, то мог сразу мне об этом сказать в глаза. Генерал С. К. Нурмагамбетов был человеком чести, справедливости и по-отечески относился ко мне, ибо он всё знал о моем детстве, а оно схоже с его собственным.

“Я сделал всё, что смог”

– Я, как и многие наши генералы, до сих пор не могу понять, как при таких вопиющих недостатках, о которых заявляет сам г-н А. Х. Касымов, он смог с 1992 по 1996 год, то есть всего за 4 года, вырасти в воинском звании от подполковника до генерал-полковника? Даже в период Великой Отечественной войны таких случаев не было, – заявляет Айткали Исенгулов. – Я по-прежнему считаю, что одна из главных причин во всех этих трагедиях – безразличие лично А. Х. Касымова к судьбам военнослужащих, корысть, бездеятельность и попустительство. И сегодня у него (А. Х. Касымова. – Авт.) не хватает мужества и такта извиниться перед своим народом. Он же, называя меня “фантазером”, больше всего печется о невиновности своей шкуры, а не о национальной безопасности Казахстана. Бог ему судья.

Главное сейчас – устранить все недостатки, чтобы исключить ЧП в будущем. Всеми способами помочь новому руководству министерства обороны устранить все недостатки, которые достались ему по наследству от прошлых должностных лиц.

Так что, г-н А. Х. Касымов, имейте мужество правильно воспринимать критику в свой адрес. А я у всего народа Казахстана прошу прощения, что недоработал на своем посту. Но сделал всё, что смог. Вернул почти всех из 13 500 человек, кто самовольно оставил воинские части. При мне более чем в 3 раза сократилось количество небоевых потерь в армии и не было взрывов на военных складах. Мы сделали всё, что могли, а вы, новое поколение генералов, сделайте лучше нас. Для этого государство и народ создали все условия.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи