Опубликовано: 4900

Это же надо так родину не любить: десятки миллиардов тенге чиновники закапывают в землю

Это же надо так родину не любить: десятки миллиардов тенге чиновники закапывают в землю Фото - Анна ВЕЛИЧКО

В этом году столичный акимат запланировал на озеленение города более 11 миллиардов тенге.

В позапрошлом году на один лишь Ботанический сад потрачено было 23 миллиарда тенге. Но, вопреки столь обширным финансовым влияниям, по всему городу вместо пушистых деревцев торчат безжизненные палки.

Что выросло, то выросло…

На этой неделе в причинах скоропостижной гибели части молодых деревьев в Нур-Султане пытались разобраться аким столицы Алтай КУЛЬГИНОВ и вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ерлан НЫСАНБАЕВ.

Как выяснили чиновники, в парке “Жетысу”, который был открыт в прошлом году, не работает система полива. Поэтому часть деревьев засохла, часть впала в спячку. В парке влюбленных и на бульваре “Нурлы Жол” они нашли клумбы без цветов, болеющие деревья и разбитую плитку. Тут тоже есть проблемы с поливом. Возле административных зданий цветы посадили в некачественный торф, и они проиграли битву за почву сорнякам. Если резюмировать прогулку градоначальника по столичным скверам, то можно отметить, что практически везде к зеленым насаждениям относятся по принципу “что вырастет – то вырастет”.

Но тут ведь вот какое дело – ежегодно на травку-муравку и елки-палки выделяются немалые деньги. В этом году, например, согласно данным на сайте госзакупок, четыре района столицы должны потратить на озеленение 11 миллиардов 39 миллионов тенге.

При этом больше всех денег предусмотрено в районе Есиль – более 4,5 миллиарда тенге, а меньше всего – в районе Байконыр – 1,5 миллиарда тенге. Но если пересчитать деньги на территорию районов, то самый щедрый – район Сарыарка. Здесь на каждый квадратный километр выделен примерно 31 миллион тенге.

А есть еще выделенные городом на санитарную очистку и освещение 19,4 миллиарда тенге, а также предусмотренные в бюджетах городских управлений деньги на озеленение при вводе новых объектов соцкультбыта. В общем, если все сложить, то сумма получается такая, за которую уже можно даже кого-нибудь посадить. Вот только кого?

– Если сделать выборку уже прошедших закупок по озеленению, то можно отметить, что более половины всех договоров заключается из одного источника, продолжается практика заключений допсоглашений к договорам. Также обращает на себя внимание то, что в открытом доступе нет детальных расчетов по затратам и работам в разрезе улиц, по видам произведенных работ и так далее. Зачастую всё ограничивается формулировкой “уход за зелеными насаждениями”, – говорит член общественного совета города Нур-Султана Жанат НУРГАЛИЕВ.

Как признается общественник, он не эксперт в ботанике и не знает, почему в Нур-Султане так плохо растут деревья. Но, как специалист по финансам и бюджетированию, Нургалиев констатирует: процедура госзакупок в этой сфере очень непрозрачна и может стать источником коррупции.

Зеленстрой с ними!

В акимате предполагают, что причина того, что к середине августа многие деревья города сбросили листву и даже хвою, – в жаркой погоде, а также в том, что в городское озеленение пришли непрофессионалы.

По итогам своей недавней прогулки Алтай Кульгинов отметил, что необходимо реанимировать работу АО “Астана-Зеленстрой”. Именно эта компания со дня основания занималась озеленением города.

И, судя по данным с сайта госзакупок, до сих пор основной поставщик данных услуг по городу. Так, по району Есиль с ними заключены контракты на 1,3 миллиарда тенге, по району Алматы – на 950 миллионов, по району Сарыарка – на 368 миллионов. И лишь район Байконур не заключил с “Зеленстроем” в этом году ни одного договора. Какую травку предпочитают в акиматах и почему она может обходиться в сотни миллионов тенге

– Начиная с прошлого года озеленение было отдано в конкурентную среду. В прошлом году у нас было около 70 процентов всех соответствующих объемов по городу, в этом – всего 30 процентов. Говорить в данных условиях о том, что происходит с зелеными насаждениями в городе, я считаю некорректным, – отказалась обсуждать пожелтевшие саженцы заместитель председателя АО “Астана-Зеленстрой” Бибигуль БЕКТИМИСОВА.

Как призналась женщина, за эти два года штат “Зеленстроя” сократился с 2 тысяч человек до 500, и даже если сейчас акимат вернет им все зеленые насаждения города, надо будет набирать новичков и учить их работать в сложном столичном климате.

Заберите шланг у дворника

Как уверен профессиональный дендролог крупного строительного холдинга Данияр КРЕКЕШЕВ, основная проблема всех зеленых насаждений в казахстанской столице – некомпетентность тех, кто должен за ними ухаживать.

– Элементарный пример: у нас по всему городу раньше времени облетают березки. Что делают те, кто должен за ними ухаживать, когда видят желтеющие листья? Начинают их усиленно поливать, потому что думают, что деревьям не хватает влаги. Но на самом деле у нас местность заражена непарным шелкопрядом, который просыпается в мае, начинает активно уничтожать листву берез. То есть деревья надо просто пролечить своевременно. Но у нас занимаются уходом за зелеными насаждениями обычно дворники, которые просто не знают этих нюансов, – объясняет он.

И госзакупки, по мнению эксперта, имеющиеся проб­лемы усугубляют.

– Тендер предполагает, что выигрывает тот, кто даст наименьшую цену. И в любом случае для заказчика это потеря качества, для подрядчика – денег. В этой отрасли, на мой взгляд, самый эффективный формат взаимодействия – договор минимум на три года. В рамках которого один подрядчик отвечает и за высадку зеленых насаждений, и за последующий уход, – объясняет Данияр.

Сейчас же чаще всего сажают деревья и кустарники профессионалы, а вот растят их рядовые дворники КСК, которые не знают ни как кронировать деревья, ни когда вносить удобрения, ни даже правильной техники полива.

Поэтому зачастую не делают ничего. И даже если заказчик попытается предъявить претензии подрядчику, у того всегда есть на что списать гибель зеленых насаждений. Впрочем, подрядчикам предъявляют претензии у нас тоже нечасто:

– Я не знаю, кем придуман годовой гарантийный срок. К примеру, сосна может умирать в течение двух лет. То есть подрядчик ее может вообще мертвую посадить, а к тому времени, как станет окончательно понятно, что дерево погибло, у него уже все гарантии закончились, и претензии предъявлять некому, – сетует Данияр Крекешев.

Вот и получается, что за зелень в Нур-Султане вроде и отвечают многие, но по факту не отвечает никто.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи