Эксперименты министерства образования не дают скучать нервам и мозгам школьников и их родителей - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Эксперименты министерства образования не дают скучать нервам и мозгам школьников и их родителей

Эксперименты министерства образования не дают скучать нервам и мозгам школьников и их родителей

Эксперименты министерства образования не дают скучать нервам и мозгам школьников и их родителей.

  • 20 Августа 2018
  • 9555
Фото - Caravan.kz

На прошлой неделе главный учитель страны Ерлан Сагадиев заявил, что в следующем году, возможно, Единое национальное тестирование и комплексное объединят в одну пытку для подрастающего поколения. Ключевое слово здесь – “возможно”. С одной стороны, логично. Если сдача ЕНТ – пропуск для поступления в вуз, то зачем еще и КТ? Тем более что эти “удовольствия” – немалые потери для бюджета страны. С другой – кто-то считал экономику предыдущих “реформ” в этой области? Кто и что выиграл? Попробуем разобраться.

В течение года министерство изучало предложения родителей, педагогов и вообще неравнодушных людей – чтобы школьников учили учиться, а не натаскивали на умение дать правильный ответ и заработать вожделенные баллы. Кстати, позавчера началось повторное ЕНТ для тех выпускников школ, которые провалили первую попытку. Для кого она и зачем?

Прокомментировать эту “революцию” “КАРАВАН” попросил директора образовательного центра “TMpressio”, эксперта ЮНЕСКО Василия ШАХГУЛАРИ.

Не бойся, когда не знаешь. Бойся, когда знать не дают

– Сам не понимаю, – разводит руками Василий Шахгулари. – Если министерство за уши тащит неудачников в вузы, то тогда должно признать, что в Казахстане введено всеобщее высшее образование. А зачем вузам эти неудачники? Да, возможно, кому-то не повезло: нервы, стресс. Да, возможно, вторая попытка для хорошо обученных будет удачной. Но ЕНТ – не показатель качества полученных знаний, а одна из форм их контроля. И вовсе не показатель творческих способностей. В наших реалиях мало внимания уделяют развитию способностей учащихся. Идет усреднение потока знаний. Думать, анализировать, делать выводы – не учат. Поэтому “на выходе” мы получаем не творческую личность, а рядового исполнителя, клерка. Редкие исключения только подтверждают это правило. В России тоже сдают аналог ЕНТ – ЕГЭ, Единый государственный экзамен. МГУ, например, проводит дополнительный отбор. Ему нужны лучшие кандидаты, а не лузеры. Внести изменения в ЕНТ предлагают в РК

– Ну да, лузеры. У меня в школе всегда были пятерки по истории – а в одной четверти заработал “трояк” у этой “истерички”. В универе поругался с одним преподом – сразу пересдача! Почему?

– Потому что педагоги не сумели объяснить, зачем вам нужны эти знания. А вы сами поняли (хитроватая ухмылка), в чем ошибка? Зачем люди поступают в вузы? Чтобы расширить или углубить свои знания в той или иной области? Чтобы поднять свой статус? Получать хорошую зарплату? Многие ли юристы и экономисты, которых понавыпускали наши вузы, стали знаменитыми? Они сильно проявили себя в жизни?

– Загадками говорите, Василий Вачикович…

– Некоторые наши студенты, которые легко поступают в вузы, летом выезжают за границу – чтобы деньги заработать и свой английский подтянуть. В тех же США. Когда их тестируют перед отъездом, им задают простые жизненные вопросы. Например, что вы станете делать, если не найдете работу, потеряете деньги или документы? И эта наша школьная “элита” не смогла ответить! Ее к жизни не готовят.

“Звонок” на первую “перемену”

В. Ш.: Почему в ЕНТ каждый год вносят изменения? С какой целью – никто не поясняет. Сами не знают? Думаю, пора потратить какие-то деньги, чтобы независимые эксперты проанализировали все эти эксперименты и дали свое заключение: где были успехи, где явные просчеты. И их последствия.

– Полагаю, у министерства нет денег да и желания тратить их на исследование собственных ошибок.

– А сколько уже госбюджет потерял на них? И сколько еще потеряет?

Наука и жизнь – разные планеты

– В лучших вузах Америки и Европы основная задача преподавательского состава – помочь студентам научиться решать проблемы разного характера. Это называется менторское сопровождение. Удачное может дать неожиданные результаты. Правильная мотивация нужна! Главная задача педагога – не столько дать подопечному знания, сколько научить анализировать, делать выводы.

– В казахстанских вузах это не провоцируют?

– Несколько лет назад на одной конференции я предложил создавать группы из одаренных студентов. Такие м-м-м… инкубаторы. Но все опять уперлось в деньги. Пришлось бы финансировать специальные площадки, классы, лаборатории. У меня когда-то была группа в КазНУ, в которой было 18 “алтынбелгишников”. Но работал с ней недолго. Хорошие были ребята и девчонки.

– И где они сейчас?

– Министерство образования, к сожалению, не отслеживает, куда уезжают лучшие мозги наших университетов, институтов. Нет статистики. За это никто не отвечает.

– И что делать?

– Я скажу. Приготовьтесь. Предлагаю восстановить нормальные выпускные экзамены в школах по основным предметам и по всем уровням обучения. И устроить вступительные экзамены поступившим в вузы только после первого семестра.

– Упс-с-с… И что это даст?

– Рассказываю. Во многих вузах мира вступительных экзаменов вообще нет. Допустим, абитуриент хочет стать инженером-металлургом. Но не очень представляет, что это такое. Через полгода у него глаза открываются – какой “горячий” и нелегкий этот хлеб. А у нашего студента когда такое просветление наступает? В той же Турции, например, студенты меняют отношение к будущей профессии через полгода-год. У нас неправильный выбор специальности может сломать всю биографию человека. Если посмотреть статистику, то треть наших студентов готова специализацию поменять через полгода-год. Но не меняет.  В РК больше 14 тыс выпускников провалили ЕНТ

– Учатся ради “корочки”?

– Считаю, что первый семестр нужен только для выявления уровня подготовки студента, его амбиций и профпригодности. А потом ему надо подсказывать, куда идти дальше. Ни школа, ни вузы у нас не подсказывают. В педагогике есть такие понятия, как входящий контроль, текущий и промежуточный. А завершающего нет! Много реформ. А где анализ и прогностика (стучит пальцем по столу)? Выпускник школы должен подтвердить свои знания, полученные за все годы обучения. Кто подтвердил в ходе ЕНТ – тот прошел. Ни в школах, ни в вузах преподаватели не озабочены судьбой своих выпускников. На это у них нет ни времени, ни желания.

Неразумного учить – что в бездонную кадку воду лить

– Василий Вачикович, в России был эксперимент. Люди, которые не отличали Достоевского от Маяковского, не сдавали гуманитарные предметы. Кто не видел разницы между корнем квадратным и гипотенузой – не сдавали алгебру с физикой. Справедливо?

– Ну, елки-палки, я миллион лет про это говорю! В нашем образовании до сих пор поклоняются “Дидактике” Яна Амоса Коменского – “учить всех всему”. Триста лет этому учению, которое давно себя изжило. А в нашем министерстве образования до сих пор ему поклоняются. Наверное, нет там человека, который бы рискнул взять на себя такую ответственность. Смотрите, моя логика такая: физики сдают в школе свои предметы, лирики – свои. Потом после первого семестра в вузах им помогают определиться с будущей специальностью. А экзамены покажут, кто и насколько готов к ней в реальной жизни. В Финляндии за основу взяли систему образования СССР – почти 80 процентов. И школьникам до 7-го класса там вообще оценки не ставят. Их учат учиться понимать науки и учат жизни. А у нас дети до сих пор учатся ради оценки. И в вузах такая же схема.

– Выходит, ЕНТ – это не оценка знаний, а роботизация сознания?

– А кто-нибудь когда-нибудь ответит за сломанные судьбы? Который год школьников и их родителей штормит от этих ежегодных экспериментов. Опять меняют правила игры. А что они покажут: выпускники школ прошлого года хуже или лучше нового? А по каким параметрам вузы станут оценивать абитуриентов? Им опять новые шарады разгадывать?

– А как вы прокомментируете рекорд юной алматинки, набравшей максимальное количество баллов в ЕНТ, – 140?

– Хм-м-м… (Пауза с улыбкой.) Выучить ответы на все вопросы – не-воз-мож-но. Наверное, это талант, который надо холить и лелеять, помогать расти, чтобы потом не потерять. Такие студенты на вес золота. Это будущее страны. Окончив вуз, они рискуют потерять все стимулы к саморазвитию. Поймите, у них другое восприятие мира, другая система ценностей. Они кайфуют от новых знаний. А когда устраиваются на работу по специальности, им говорят: забудьте всё, чему вас учили! Ломают психологию, ломают знания. И тогда личность “схлопывается”. Я диссертацию по этой теме писал. Много могу тут наговорить.

“Звонок” на “вторую перемену”

– Оценка по предмету не всегда может быть объективной. Студенту, вступившему в спор с преподавателем, это может “икнуться” в будущем. Так было во времена СССР…

– Это и сейчас случается. Открыто напоминают “бунтовщику”: потом вспомнишь, кто на экзамене главный. Во многих вузах внедрили такую штуку, как “преподаватель глазами студента”. Администрация учебных заведений с ее помощью может выявлять таких необъективных работников. Если в группе 1–2 “бунтаря”, можно разобраться в этом споре. Если больше – это уже конфликтная ситуация, которая разрушает учебный процесс. Уважающий себя вуз такого не потерпит – это сказывается на его репутации. В социальных сетях студенты могут много чего написать о своих преподавателях. Плюс не всегда объективные комментарии. Это дает сильный резонанс. Зачем такой имидж? Это важный индикатор.

– Разве преподаватель заинтересован в том, чтобы у него были отстающие?

– (Ухмылка и смешок.) Из каких показателей состоит рейтинг преподавателей? У него функций (чиркает рукой по горлу) – во! Все думают, что это человек, который в классе или аудитории просто лекции читает, и за это ему какие-то оценки ставят. Нет! У него научная функция, методическая, учебная, воспитательно-педагогическая, общественные нагрузки, которые совсем не обязательны и не оплачиваются. И это еще не все. А гонки за красивыми цифрами ни в школах, ни в вузах еще никто не отменял. Да, недавно в вузах начали укрупнять группы. Я считаю, это совсем катастрофа. Как в таких условиях достучаться до каждой индивидуальной головы? Повторяю, нужны серьезные научные исследования всех последних реформ, чтобы понять: куда мы движемся? Какие цели у нас? Дорого? А вы понимаете, что потом мы можем потерять еще больше?

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта