Опубликовано: 460

Друг познается в еде: продукты питания в Жамбылской области стали дороже, чем в Алматы

Друг познается в еде: продукты питания в Жамбылской области стали дороже, чем в Алматы Фото - Тахир САСЫКОВ

Кто виноват в том, что растут цены на молоко и мясо?

В социальных сетях жамбылцами активно обсуждается необъяснимый рост цен. Пользователи отмечают, что мясо в Таразе уже стало дороже, чем в Астане и Алматы, хотя доходы там несоизмеримо выше, чем в Жамбылской области. То же касается и других продуктов.

Приходится выживать

Напомним, средняя заработная плата в Жамбылской области самая низкая в республике, что недавно отмечал в ходе своего визита в Тараз Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Однако в то же время ее уровень – 112 000 тенге – является отражением статистических данных, куда включаются высокие оклады политических госслужащих, руководителей предприятий, организаций и компаний сферы бизнеса.

Простой же народ в регионе вынужден обходиться зарплатами в 50 000–60 000 тенге, а то и меньше. При такой картине стоимость мяса и других продуктов в Жамбылской области действительно вызывает удивление.

Ведь в былые времена баранина и конина стоили в Таразе в два, а то и в три раза дешевле. Так почему же сегодня никто не в состоянии остановить инфляционные процессы в Таразе – за последний год рыночная цена на говядину взлетела с 1 500 до 2 000 тенге за килограмм, в магазинах она доходит до 2 200 тенге.

– Мясо мы уже давно не едим, – говорит многодетная мать Меруерт Д., проживающая в Жамбылской области. – Год назад мы еще покупали понемногу, экономили, потом перешли на окорочка, которые тогда стоили 570 тенге килограмм. Но сегодня цена на куриную продукцию также выросла в цене – до 1 000 тенге за килограмм. При этом качество курятины и казахстанской, и импортной значительно ухудшилось. Импортные окорочка большие и толстые, но безвкусные. Наши вкуснее, но совсем уж худые…

Меруерт сегодня с мужем зарабатывают на двоих около 90 000 тенге. Вместе с ними живут пятеро детей, при этом недавно женился старший сын. Он живет здесь же с супругой.

– Дом мы вынуждены снимать в аренду, благо оплата небольшая, около 20 000 тенге. На содержание скота у нас не хватает денег, есть огород, который в летнее время выручает. Но всегда нужны живые деньги, которых на продукты едва хватает. Подали документы на адресную социальную помощь, ждем результатов. Но это, конечно, не выход. Нам хотелось бы, чтобы цены соответствовали нашим заработкам. Ведь дело не только в мясе. Для нас очень дорого стало молоко – до 170 тенге за литр, кефир стоит 200 тенге литр, а сливочное масло уже перевалило за 2 000 тенге. Я считаю, что для жамбылцев это заоблачные цены, – говорит Меруерт.

Объективная реальность

Экономист Андрей СКОРОДУМОВ считает, что на стоимость продуктов влияют объективные и субъективные причины.

– Конкретно по мясу можно объяснить ситуацию как раз рыночной конъюнктурой, – говорит он. – С тех пор как Казахстан оказался в Таможенном и Евразийском союзах, россиянам очень выгодно стало скупать у нас мясо. Зачастую в Шымкенте на оптовом рынке стоит несколько фур, груженных говядиной.

Мясо тоннами уходит к северным соседям. Фермеры довольны, а вот потребителям нелегко.

В том числе жамбылцам, которым также раньше поставлялось мясо из Шымкента. Высокий спрос диктует высокие цены. Более того, растущая в цене говядина тянет за собой и другие виды мяса – вслед за говядиной дорожают баранина, конина, так как потребитель пытается переключиться на эту продукцию. Дорогое мясо задирает также цены на корма, спрос на них растет. Вслед за этим дорожают и молоко, и производные продукты. Из-за подорожавших премиксов растет себестоимость куриной продукции, а с ней и яиц. Это цепная реакция, и это объективные факторы. Вам бычка, нам ослятину: почему казахстанское мясо дороже импортного

Субъективные факторы

Но есть, по мнению экономиста, и субъективные факторы, главный из которых – нежелание местных властей контролировать инфляцию.

– Нужно признать, что акимы на местах больше заняты своими грандиозными проектами наподобие экономических зон, строительством больниц, школ, парков, ремонта дорог и так далее. И в такой ситуации цены отходят на второй план. Самоуспокоение вызвано еще и тем, что, как правило, статистические данные никак не свидетельствуют о росте цен из-за методики, применяемой местными органами. По ней получается, что инфляция на бумаге находится в планируемом коридоре, тогда как реальные цены опережают номинальные, – говорит собеседник.

По словам Андрея Владимировича, есть еще одна несуразность – со стороны государства выделяются огромные субсидии на производство животноводческой и сельскохозяйственной продукции. По законам рынка миллиардные вливания в отрасль должны принести снижение себестоимости продукции, а вследствие этого – и рыночных цен на сельхозпродукцию. На деле же мы наблюдаем обратный процесс. В чем же дело?

– Все дело в том, что субсидии не доходят до всех производителей продукции, а лишь малой части фермеров, – считает собеседник. – Уже не раз на уровне республики поднимался вопрос о необходимости изменения условий субсидирования хозяйств. Сегодня всем поставили условие – деньги выделяются только крупным формированиям.

В итоге в одном районе Жамбылской области большую часть многомиллионных субсидий съедает одно крупное хозяйство. Остальные средства разбирает понемногу ряд хозяйств, но 90 процентов крестьян, реальных производителей сельхозпродукции, лишены государственной помощи.

Их удел – либо объединяться в крупные формирования, на что мало кто соглашается, либо самостоятельно выкручиваться. В итоге же те, кто получает субсидии, имеют сверхдоходы. Они остаются крупными игроками на рынке, которым не до социальной политики – во главу угла ставится прибыль.

Субсидии не для всех

Согласен с ним и жамбылский фермер Алиакбар ЖУНУСОВ, который не имеет доступа к субсидиям.

– Я предпочитаю работать самостоятельно только потому, что процесс получения субсидий весьма усложнен, – говорит он. – Сколько же мне нужно иметь скота, чтобы претендовать на деньги из бюджета? Сколько собрать справок, а потом возиться с отчетами!

Мне гораздо легче сдать свою готовую продукцию по рыночной цене тому формированию, которое уже само получает финансовую помощь.

Согласен, что при этом страдает потребитель, которому молоко придется покупать с накруткой. Но пусть упростят условия получения денег, пусть сделают их доступными для всех крестьян, а не только для богатеев. Тогда мы и будем продавать продукцию по сниженной цене.

Нужна стратегия

Андрей Скородумов к этому добавляет, что властям на местах необходимо как можно скорее менять стратегию борьбы с ценами.

– Что мы видим на сегодня? – спрашивает он. – По большому счету власть контролирует цены только на хлеб. Подорожал он на пять тенге – всё! Вселенская трагедия, пресс-конференции и пояснения, срочные объезды по заводам, пекарням и магазинам. Зачем этот выстрел по воробьям? Реже антиинфляционный штаб просыпается, когда взлетает цена на яйца или гречку. Но ведь работать нужно круглогодично, а не наскоками. И здесь нужно вырабатывать глобальную стратегию, направленную на контроль за ценами. Прежде всего, подключать к этой работе стабфонд, СПК и торгово-закупочные компании. Ведь эти структуры призваны бороться с инфляцией. Но они почему-то заняты какими-то частными проектами, которые и без них ведут другие компании. Куда же двигаться Жамбылской области?

К чему Жамбылской области проекты с интенсивными садами, которыми занялась местная социально-предпринимательская корпорация (СПК)? Создайте лучше задел по луку, цена на который сейчас в Таразе взлетела с 30 до 180 тенге!

Создайте фермерские хозяйства, которые будут давать продукцию в стабфонд области. Тогда не придется заниматься перепродажей товаров для населения, как сегодня. Вместо этого местные власти повесили на СПК “Тараз” какие-то непрофильные активы, вплоть до областных газет!

Только продуманная глобальная стратегия, по мнению экономиста, принесет гораздо больший эффект, нежели заседания штабов в периоды обострения. Иначе цены и на мясо, на молочную продукцию и другие товары продолжат рост.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров