Опубликовано: 1400

“Доктор, я правда чипирован?”: что стоит за страхами "антиваксеров"

“Доктор, я правда чипирован?”: что стоит за страхами "антиваксеров"

“Людей чипируют с помощью прививок”, “коронавирус, вакцинацию запустило тайное правительство”… Эти и другие фразы можно встретить в социальных сетях, нередко с таким же настроем люди приходят к врачам, психологам, психиатрам.

Как отметили специалисты Республиканского научно-практического центра психического здоровья (РНПЦ ПЗ) МЗ РК, в целом введение карантина, локдауна, распространение COVID-19 вызвали среди казахстанцев рост невротических расстройств – тревог, депрессий.

Среди знакомых немало тех, кто очень категорично относится к любым прививкам, в том числе – против опасных заболеваний, таких как оспа, полиомиелит, клещевой энцефалит. Причины у всех разные. Массовая вакцинация против коронавируса вызвала новый шквал возмущений антиваксеров – некоторые категорически отказываются прививаться, считая, что вакцина не изучена, небезопасна, “проводятся опыты на людях”, “возможны мутации в организме” и так далее. Мы решили разобраться, почему же люди боятся как черт ладана того, что в разные годы спасло человечество от полного вымирания.

– На самом деле, корни антивакцинации выросли задолго до появления коронавируса, – говорит руководитель отдела международного сотрудничества и связей с общественностью РНПЦ ПЗ Ринат МУЗАФАРОВ. – Люди и раньше выступали против вакцин, которые мы все получаем в детском возрасте, считая, что они вызывают разные тяжелые заболевания. Это происходит в результате того, что кто-то неправильно прокомментировал, связал между собой два случайно произошедших события. Как правило, те, кто выступал против вакцинации, были против конкретных вакцин. Просили – дайте нам вакцины европейского качества, считая, что те, что закупаются в Казахстане, не соответствуют мировым стандартам. Хотя они проходили экспертизы и только потом были допущены к использованию в республике.

“Вирус меня не коснется, я не заболею”

По мнению Всемирной психиатрической ассоциации, люди, которые протестуют против введения вакцины от КВИ, делятся на 3 основные группы.

Представители 1-й группы имеют мышление, в котором есть только черное и белое, – продолжает Ринат Музафаров. – Они цепляются за вариант, что вакцинация не дает стопроцентной защиты от вируса. Значит, зачем ее делать? Нужно понимать, что ни в чем нет стопроцентной гарантии – ни в лечении, ни в вакцинации. Люди – разные, могут быть различные реакции или просто совпадения двух не зависящих друг от друга факторов, которые могут привести к развитию какого-либо заболевания.

2-я группа – люди с отрицательным мышлением, так называемым “подростковым”, которые всё отрицают, воспринимают только в негативном свете. Они продолжают так же себя вести и во взрослом возрасте – не носят маски, не соблюдают дистанцию, не моют руки, протестуют против вакцинации. В соцсетях позиционируют себя экспертами и со знанием дела рассказывают о минусах вакцин.

Представители 3-й группы твердо уверены: вирус их не коснется, они не заболеют. Но если что-то случается, тут же начинают перекладывать ответственность на других – правительство, минздрав, врачей. Хотя сами не соблюдали социальную дистанцию, не носили маски и так далее.

Я тоже читаю СМИ, отслеживаю социальные сети и вижу: все-таки у большинства граждан, в том числе возрастных, адекватная реакция. Они понимают опасность вируса, защищаются, осознают, что вакцинация – необходимая мера для создания коллективного иммунитета. Например, во Франции вакцину получил очень большой процент населения, поэтому там постепенно отходят от жестких карантинных мер.

Как реагировать на “мировой заговор”

– Я не знаю, как реагировать на то, когда взрослые люди заявляют: вакцинация – происки врагов, нас массово уничтожают, за нами спутники по ночам следят, мигают…

– Скорее, это нежелание мыслить логически. Последние тренды – “это всё международный заговор некоего тайного правительства”. Люди приходят в центр напуганные, спрашивают: “Я получил оба компонента вакцины, знакомые сказали: всё, ты чипирован. Это правда?”. Я им говорю: давайте вспомним физику. Допустим, создали некий чип, который может пройти через иглу. Чтобы передатчик принимал и передавал сигнал, должна быть батарея. Где и каким образом эта батарея может быть в вашем теле? В сотовом телефоне батарея немаленькая, ее нужно постоянно заряжать. Поместить что-то очень маленькое в человека нереально. И потом – кому и зачем нужно вас отслеживать? Технологии зашли далеко вперед, и всё это можно сделать при помощи мобильного телефона. Кто-то соглашается, кто-то не допускает даже мысли, что хороший знакомый, образованный человек так его обманул. 

По поводу того, что введут вакцину и начнется массовое развитие заболеваний, могу сказать одно. Производство любых вакцин проходит доклинические испытания в лаборатории, клинические – на добровольцах. Только потом допускаются массовое производство, вакцинация. И в последующем продолжается мониторинг лиц, получивших вакцину.

Получить помощь можно бесплатно и анонимно

Как и в других странах, в Казахстане в период пандемии отмечается рост обращений к специалистам, связанных с пограничными, невротическими расстройствами – депрессией, тревогой. Пандемия явилась стрессовой ситуацией для многих. На этом фоне некоторые представляют только худший вариант развития событий. Люди стали больше бояться: заражения, смерти, за жизнь своих близких. Снижение памяти, депрессии: как COVID-19 влияет на расстройство нервной системы

Появилось и новое понятие – постковидный синдром, когда у переболевших коронавирусом отмечаются забывчивость, утомляемость, раздражительность.

Нужна ли им помощь специалистов? 

– Для многих обращение к психологу, психиатру – серьезный барьер, равносильный социальной опасности, – говорит мой собеседник. – Хотя психически больные люди менее социально опасны. Гораздо больше правонарушений совершают лица, не состоящие на учете, не имеющие диагноза – психическое расстройство

Год назад центр совместно с ЮНИСЕФ при поддержке министерства образования запустил сайт психологической помощи и поддержки, когда люди могут заказать онлайн-консультацию, выбрать специалиста, время. И получить помощь анонимно, бесплатно. За год поступило более 550 обращений, состоялись 364 онлайн-консультации. В основном обращались женщины в возрасте 30–35 лет. На сайт заходили жители из других стран – США, России, Узбекистана, Китая и Германии. Оказаны 52 консультации школьным психологам в разборе сложных случаев, проведено более 100 вебинаров для родителей и специалистов.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи