Опубликовано: 1600

Дно жизни в Петропавловске: без обратного пути?

Дно жизни в Петропавловске: без обратного пути? Фото - Инна ЛОПАТКО. Любитель выпить: как напьюсь – что-то натворю

Бездомные бродяги и калеки заполонили Петропавловск. Прокуроры заявляют, что многочисленные местные службы, занятые возвращением бомжей к нормальной жизни, не справляются со своими обязанностями. Почему же люди живут на улице с протянутой рукой?

– Была семья, дом. Пожар по пьянке. И все сгорело. Остался один и без документов. Запил по-черному после этого. Так и живу на улице уже лет двадцать, – рассказывает свою историю Семен, обитатель угла возле одного из петропавловских храмов.

Домом для Сергея сейчас стал центр социальной адаптации. Где он будет завтра – сам даже загадывать боится:

– Любитель я выпить. Как напьюсь, так что-то натворю. Ноги отморозил. Работать не могу. Жить негде. Столичные бомжи рассказали, как перед ЭКСПО их вывозили в Кокшетау

Такие истории, словно под копирку писанные, рассказывают практически все бомжи Петропавловска. Почему, оказавшись на дне жизни, они не выбираются в нормальную жизнь? Ответ на вопрос искали прокуроры.

Полный провал

– В области, по официальным данным, порядка 350 лиц без определенного места жительства. Но проверки показали: достоверной статистики о численности бездомных людей нет, так как ни один государственный орган не уделял достаточного внимания данному вопросу. Очевидно, что реальные цифры в нашем регионе гораздо больше. В связи с миграцией населения они меняются каждую минуту.

– Приемник-распределитель и центр социальной адаптации не справляются со своей работой?

– А еще у нас есть отличные госпрограммы по возвращению лиц БОМЖ в общество, но они проваливаются государственными органами. При этом одна из главных проблем, которую несут обществу лица без определенного места жительства, – преступность. Они становятся объектом криминальных посягательств, совершают преступления. 30 процентов официально состоящих на учете бродяг имеют судимость. Это группа риска в рецидивной преступности, – констатировал прокурор СКО Берик АСЫЛОВ на заседании коллегии прокуратуры СКО, обращаясь к руководителям правоохранительных и судебных органов региона.

Удобные цифры

В подтверждение слов прокурора области – факты из прокурорских проверок. Например, в полицейский приемник-распределитель, по отчетам, в 2015 году было помещено 317 человек. В 2016 году – как ни странно – опять именно 317. За 5 месяцев 2017 года – 151 подозреваемый. Прокуроры не поверили в совпадения и считают, что все объясняется “палочной системой”. Выявлять не больше и не меньше гораздо удобнее, чем бороться с реальностью.

– При сверке списка помещаемых лиц установлено, что практически все попавшие в приемник-распределитель бродяги становились “жертвами” полицейских рейдов по два-три раза в год. Приемник рассчитан на 50 мест, он не вмещает всех обитателей улиц. Поэтому у сотрудников просто нет другого выхода, как отпускать до следующего рейда, – объясняет прокурор Руслан МАМБЕТОВ.

Ни одного возвращенца в нормальную жизнь?

Петропавловский центр социальной адаптации, созданный для того, чтобы давать бомжам кров, еду и помощь в получении документов, а главное – возвращение к нормальной человеческой жизни, по мнению прокуроров, не оправдывает надежд. А ведь на каждого обитателя в год здесь государство тратит больше миллиона тенге.

– Ни одного примера возвращения человека к нормальной жизни! Все выходцы центра без исключения возвращаются к бродяжничеству. И количество их на улице не уменьшается. Бюджетные деньги уходят на ветер, – прямолинеен Руслан Мамбетов.

Яркий пример. В центре адаптации постояльцы живут жизнью вольной, а строгость только в том, что пьяного сюда не пускают. Прокуроры бьют тревогу, ведь на деле потенциальный пьяный преступник остается бесконтрольным и может совершить что угодно. Даже у ворот самого центра. Больше того, в системе ресоциализации бомжей есть абсурдные вещи. Например, чтобы центр адаптации мог пристроить человека в дом престарелых и инвалидов, нужно пройти ряд медицинских процедур. Среди обязательных – платные. Это становится непреодолимым препятствием для бродяг. И они опять возвращаются на трубы, в люки и к мусорным контейнерам.

Бумага все стерпит

Отдельная тема – работа госорганов по выполнению программ социальной помощи такой категории людей. Программ на бумаге – букет. На деле – гордиться нечем. Например, разрекламированная программа “Встреча у ворот” по оказанию социальной помощи освобождающимся из мест не столь отдаленных. За время существования этого проекта из колоний освобождены 84 осужденных. Встреча у ворот случилась только у одного из них…

Берик БИЛЯЛОВ, главный полицейский СКО, объяснил, что для программы не разработали элементарных механизмов оповещения участковых об освобождении осужденных. Получается, не встречают, потому что не знают, что они выходят. Так бывшие сидельцы, которых на воле никто не ждет, пополняют ряды бомжей.

Работать, работать и работать!

– Практику, когда налогоплательщики и государство тратят деньги впустую, надо прекращать, – считает прокурор области Берик Асылов. – Граждан, которые живут на улицах, бродяг, надо привлекать к труду на благо общества.

В СКО прокуроры уже осуществляют свою идею по трудотерапии обитателей центра адаптации. В рамках проекта “100 шагов к безопасному обществу” ежедневно добровольно желающие потрудиться в сопровождении прокуроров благоустраивают детскую площадку в одном из городских дворов.

– И столяр, и сантехник, сейчас вот высотник я, – рассказывает Рамиль, постоялец центра социальной адаптации, очищая крышу на детской песочнице. – Семья моя сама по себе. Мне 63, пенсию помогают в центре оформить. Всю жизнь работал, а документов нет. Казахстанка нашла жениха на помойке

– Большую часть работы наши ребята уже сделали. Работают бесплатно. От души, – хвалит подопечных Абзал ОМАРОВ, инспектор по трудотерапии центра социальной адаптации.

На деле проверено: труд является лекарством. Уникальный случай описывают журналисты в Карагандинской области. Здесь бомжи создали свою коммуну. Сами отремонтировали заброшенный дом, завели хозяйство, объявили бой пьянству и тунеядству. Живут и зарабатывают. И “синдром бомжа” им уже нипочем.

В Петропавловске же пока о бомжах пекутся только правоохранители. На заседании коллегии прокуратуры решено создать межведомственную группу из прокуроров и полицейских и решать проблемы вместе. Может, тогда в Петропавловске появится обратный путь со дна жизни?

Легче предупредить

– Образ жизни человека без определенного места жительства – это, с одной стороны, давление жизненных обстоятельств: сгорел дом с документами, вышел из тюрьмы, а жить негде и т. д. С другой – всегда есть личностный выбор человека и возможности его психики подняться над этими обстоятельствами. Чаще всего люди в такой ситуации характеризуются серьезными психическими проблемами, которые усугубляются их образом жизни. Для них некомфортный, крайне низкий уровень быта не перевешивает необходимости ради лучших условий нести ответственность, прикладывать усилия для выполнения общественных требований. У так называемой асоциальной личности не значимы привычные для нас ценности: здоровый образ жизни, семья, престижность работы, высокое качество жизни и т. д. Выйти из этого состояния довольно сложно, так как в первую очередь необходимо личное усилие человека своего отношения к себе, обществу и последующему изменению себя.

– Для некоторых процесс деградации во всех планах – физическом, психическом и психологическом – зашел уже слишком далеко. Здесь еще отчетливее проявляется принцип профилактики: легче предупредить, чем исправить, – говорит магистр педагогической психологии психолог Дмитрий АГАПОВ.

ПЕТРОПАВЛОВСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи