Опубликовано: 3300

Для чего в Казахстане предлагают отбирать огромные территории у нерадивых землепользователей

Для чего в Казахстане предлагают отбирать огромные территории у нерадивых землепользователей Фото - Kapital.kz

Огромные территории находятся в руках нерадивых землепользователей. Отобрать у них и передать тем, кто будет рачительно использовать главное богатство страны, предлагают в Казахстане.

Сейчас в земельном фонде находится порядка 272 миллионов гектаров земли. 74 процента из них – сельхозназначения и запаса. 167,7 миллиона гектаров – пастбища, 30 миллионов – пашни, чуть более 4 миллионов – сенокосные земли. Первые распределены среди более чем 225 тысяч землепользователей, в том числе 213 тысяч крестьянских хозяйств. Об этом на недавнем “круглом столе” сообщил уже экс-вице-министр сельского хозяйства Арман ЕВНИЕВ.

– С 2015 по 2018 годы выявлено более 9 миллионов гектаров, только в прошлом году 2 миллиона 574 тысячи гектаров, не используемых по назначению или с нарушением земельного законодательства. После принятых мер начато освоение 388 тысяч гектаров, 804 тысячи гектаров возвращено в госсобственность. По оставшимся землям (1,4 миллиона гектаров) принимаются меры по возврату в судебном порядке, – рассказал чиновник.

Установлено 88 нарушений, допущенных местными исполнительными органами в сфере земельных отношений, возбуждено 69 административных дел, штрафы наложены на 19 должностных лиц.

Напомним, в 2015 году были приняты нормы, по которым неиспользование участка по целевому назначению или с нарушением влечет его изъятие. Также по таким землям применяется десятикратное увеличение налога.

– Однако на практике факты принудительного изъятия и направления недобросовестных землепользователей в налоговые органы очень редки. До сих пор отсутствует эффективный механизм госконтроля за рациональным использованием земель, а существующие механизмы изъятия сложные и длительные – отметил Евниев. – В результате складывается парадоксальная ситуация, когда предприниматели, которые хотят открыть бизнес в аграрной сфере или расширить уже имеющийся, сталкиваются с тем, что подходящей земли для них нет! Хотя вокруг находятся огромные неиспользуемые массивы.

Эти вопросы становятся особенно актуальными в рамках Госпрограммы развития АПК. Только в мясном животноводстве планируется создать около 80 тысяч семейных фермерских хозяйств.

– И им всем нужны земли. Кроме того, по той же госпрограмме требуется вовлечь 610 тысяч гектаров орошаемых земель, на что тоже потребуются участки, – сказал экс-чиновник МСХ.

На встрече прозвучало предложение развивать рынок аренды при сохранении государственной собственности на землю. По мнению общественников, этот механизм должен функционировать в электронном открытом виде и только между гражданами РК и 100 % казахстанскими юридическими лицами. Тридцать жителей в Карагандинской области все больше чувствуют себя крепостными

Также предлагается ввести единый аграрный налог, объединяющий существующие виды, которые уплачивают сельхозтоваропроизводители. Сегодня на простаивающие земли сельхозназначения существует налог всего 37 тенге на гектар. В то же время на работающие сельхозпредприятия добавляются 7 дополнительных. Единый аграрный налог изменит ситуацию, считают инициаторы предложения.
Кроме того, было озвучено предложение узаконить космический мониторинг для установления жесткого контроля над всеми процессами землепользования.

Другой нерешенный пока вопрос – вывод из многолетних безнадежных банковских залогов сельскохозяйственных земель. По этому вопросу высказался представитель сельхозтоваропроизводителей из Павлодарской области:
– В одном только районе с 2012 года 23 тысячи гектаров находятся в залоге крупнейшего банка. Эта земля уже 7 лет не работает. Все просто: либо мы убираем из закона норму 77 Земельного кодекса (Ограничения залога земельного участка и права землепользования) и по статье
305 Гражданского кодекса (Залогодатель), где арендная земля передается в залог только по согласию собственника, то есть государства, мы обязуем банки в случае, если должник несостоятельный, принимать на себя право аренды и это право реализовывать, либо самим через дочерние компании реализовывать. Тогда мы выйдем из этого положения.

Еще один важный момент. Для чего мы хотим изымать земли? Чтобы от недобросовестных пользователей передать тем, кто может ее использовать рационально. Но чтобы начать проверку использования земли, мы должны уведомить пользователя. Если он недобросовестный, то всячески скрывается, уклоняется от того, чтобы его уведомили. Чтобы закончить проверку, его опять надо уведомить. В век электронных технологий давайте внесем в договор обязательство для землепользователя указывать электронный адрес и его смену. И все оповещения делать по указанному адресу, считая это надлежащим уведомлением, – предложил предприниматель.

А представитель Северо-Казах­станской области напомнил, что большинство земельных участков образовывалось за счет условных земельных долей.

– И мы должны защитить интересы их обладателей. Также МСХ оказывает помощь в субсидировании, но эту помощь не может получить субарендатор, который землю обрабатывал, засеи­вал, – поддержку получает арендатор!

Эту же проблему поднял участник из Восточного Казахстана.

– Действительно, субаренда процветает. Стоимость земли дошла до 10 тысяч долларов за 1 гектар за год. При этом субсидии нагло получают владельцы земли. Хотелось бы, чтобы через космический мониторинг выявлялась и забиралась неиспользуемая земля. За пять лет наше опытное хозяйство масличных культур увеличило объемы производства, мы хотим расширяться. А вокруг все сидят на субаренде и землей приторговывают, – рассказал Фарид АБИТАЕВ.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи