Опубликовано: 240

Диагноз – быть!

Диагноз – быть!

О Гамлете, которого вы еще не видели

Каждое утро вы умываетесь, чистите зубы, ставите чайник на плиту и даже не задумываетесь о том, как могут быть сложны эти действия для людей с особенными потребностями. Но еще сложнее им донести до нас, здоровых с виду, но порой глубоко больных изнутри, что они чувствуют, видят и осязают куда больше, чем мы можем представить.

В Астане впервые в истории страны состоялся показ отечественного фильма с тифлокомментария­ми для незрячих и слабовидящих зрителей.

“Быть или не быть” – социальная драма, в основе которой судьба Гамлета наших дней. Герой в исполнении Тахира УМАРОВА – молодой человек с ДЦП, каждый шаг дается ему с трудом, но после каждого нового падения он поднимается и продолжает делать то, что мы – обычные, или, как говорят, нормотипичные люди – делаем автоматически, даже не задумываясь.

В фильме парень из села в Талгарском районе Алматинской области сыграл самого себя – у Тахира ДЦП, но диагноз – не повод отказаться от мечты и творчества.

Увлеченный шекспировскими страстями, он каждый день любуется образами Гамлета, воплощенными великими Смоктуновским и Высоцким, и фотографиями Офелии-Вертинской и других актрис, стоящими рядом со снимком любимой мамы. И каждый день декламирует незабвенное: “Быть или не быть, вот в чём вопрос./ Достойно ль/ Смиряться под ударами судьбы,/ Иль надо оказать сопротивленье?/ И в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?”.

– Я поступил в центр АРДИ (ассоциация родителей детей-инвалидов), прочитал монолог Гамлета Азизу ЗАИРОВУ, который в то время был координатором творческих мастерских объединения. Сказал, что хочу сыграть шекспировского героя, и это было правдой. Прочитал “Гамлета” в 17 лет, потом посмотрел Владимира Высоцкого в этой роли, и мне захотелось самому произнести знаменитый монолог. Ну, вроде получилось, – слегка смущаясь, с улыбкой рассказал нам перед показом Тахир.

Отметим, в фильме также сыграли другие непрофессиональные актеры – ребята с различными заболеваниями: синдромом Дауна, ДЦП... И сыграли мастерски, как порой не могут маститые артисты. Роль Офелии исполняет девушка из обычного мира, которая каждый день слушает монологи Тахира-Гамлета и аплодирует. Но любовь Тахира не взаимна, и в какой-то момент он решает свести счеты с жизнью. И только голоса соседских детей, пришедших к парню за мячом, возвращают его к жизни.

У Умарова это не единственная роль. В 2017 году молодой человек сыграл возлюбленного главной героини в фильме “Девушка и море”. История повествует о жизни девушки с ДЦП, саму себя в этой истории сыграла Динара ШАРИПОВА.

– Динара ногами вышивает бисером, работает бухгалтером и вообще ведет активную жизнь, – поделился с нами деталями жизни партнерши по кино Тахир. – А я мечтаю сняться в комедии.

Соавтор проекта, режиссер, сценарист Азиз Заиров в разговоре с “КАРАВАНОМ” вспомнил, как начиналась работа над фильмом: Детдом ломает психику на долгие годы: как известный режиссер прошел через ад и изменил свою жизнь

– Пацан приехал на коляске, заикается, говорит, что хочет быть актером. Мне стало интересно, и в тандеме с другом режиссером и сценаристом Мухамедом МАМЫРБЕКОВЫМ мы начали думать, как воплотить мечту парня и нашу в будущем фильме. Я сразу предупредил Тахира, что предстоят долгие, изматывающие репетиции, даже ночью. Но он оказался сильным духом – приезжал из пригородного села, выкраивая на такси деньги из своего пособия по инвалидности, – рассказал нам Азиз.

Полтора года до съемок ушло на то, чтобы поставить Тахиру речь, – с ним занимались дефектолог, логопеды, психологи.

– Изначально мы планировали короткий фильм под одного актера, а когда писали сценарий, поняли – снимать будем как можно больше ребят с особыми потребностями, социализировать их. Так история разрасталась, – рассказал Заиров. – Монолог “Быть или не быть…” в контекс­те жизни особых детей крайне актуален: либо ты сдашься, либо продолжишь жить. Я сам инвалид второй группы, были времена, когда годами не мог нормально ходить, передвигался в коляске, на костылях, месяцами безвылазно находился в больнице. И потому я понимаю, что чувствует человек, ограниченный в движениях и не только.

В беседе с нами режиссер картины подчеркнул: ему было важно, чтобы зрители аплодировали актерам не из жалости, что они в коляске или с синдромом Дауна, а за талант.

– И, я считаю, мы этого достигли, – признался нам Азиз. – В фильме много архетипов, знаков. Мы дали возможность зрителю через киноязык открыть для себя по-настоящему важные на духовном уровне вещи.

Фильму аплодировало жюри 12 (!) международных кинофестивалей, в том числе в Сан-Франциско (США), Марбелье (Испания) и Лондоне (Англия). Актриса, режиссер Королевского театра в Лондоне, продюсер Сара БЕРГЕР отметила потрясающую игру актеров. Она прилетела в Астану для участия в показе ленты.

Кстати, о тифлоформате. Создатель фильма поведал нам историю его появления для своего детища.

– “Быть или не быть?” получил главную премию старейшего кинофестиваля в Сан-Франциско, и мы должны были поехать на церемонию вручения наград. До этого Казахстан ни разу не был представлен на его сцене. Организаторы сообщили, что фильм нужно адаптировать под незрячую аудиторию.

Мы узнали, что создание тифлокомментариев стоит дорого, спонсоров не нашли. И вдруг из Америки пришло письмо от Мишель ПИЦ, профессионального тифлокомментатора. Она была в жюри фестиваля, и ей понравился наш фильм. И Мишель помогла нам!

Когда приехали в Сан-Франциско, смогли лично поблагодарить эту удивительную женщину. Удивились и тому, что во всем мире абсолютно в порядке вещей то, что незрячие, слабослышащие и люди с другими особенностями смотрят кино. Голливуд все свои фильмы адаптировал для них, в Германии 50 процентов кинотеатров приспособлены под эту категорию зрителей, – рассказал нам Азиз. – И мне хотелось бы, чтобы фильмы в Казахстане не только дублировались на казахский, но также и содержали тифлокомментарии.

Режиссер рассказал нам о конфузе, который случился во время его знакомства с председателем жюри одного из кинофестивалей в Америке. "Девушка и море". Преодолевшие границы

– Это слепой мужчина, и при знакомстве мы обменялись контактами. Смот­рю: он мою визитку щупает, потом зовет переводчика, и через него спрашивает, почему на визитке данные не нанесены азбукой Брайля. Мне стало стыдно, – вспомнил Азиз.

Ну, а возвращаясь к теме Гамлета, соавтор фильма сообщил нам, что “Быть или не быть?” – первая часть трилогии “Безграничные возможности”. Второй была “Девушка и море”, а третьей – ключевой – станет лента “Мама, я живая” о девочке с онкологией. Фильм – посвящение всем матерям Земли, несущим крест больных детей.

– Я никогда не видел свою маму, и в какой-то степени это мой гимн ей. Когда ребенок болеет, вся нагрузка ложится на матерей, отцы меньше в этом участвуют либо вовсе убегают. Фильм станет самым сильным из всей трилогии. Минкульт обещал нас поддержать, – рассказал Азиз Заиров.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи