Опубликовано: 130

Детям - все самое лучшее

Детям - все самое лучшее Фото - Тахир САСЫКОВ

В Западно-Казахстанской области за последние три года открыто 58 дошкольных учреждений, и на этот год тоже запланировано открытие 12 детсадов.

Напомним, о создании сильной системы образования, необходимой для поступательного развития страны, в РК говорится во многих программных документах, в том числе в “Стратегии-2050”.

– В нашей области принимаются меры по развитию сети дошкольных организаций за счет открытия частных детских садов, строительства, реконструкций зданий под детские сады, также за счет использования свободных площадей открываются мини-центры при школах, – рассказала заместитель руководителя управления образования ЗКО Светлана ТЕМИРГАЛИЕВА.

Право юных казахстанцев на дошкольное образование обеспечивается в регионе 523 дошкольными организациями, из них государственных 414, частных 109, охватывают они более 32 тысяч детей.

– Отмечу, что успешная реализация государственных инициатив в сфере дошкольного образования позволила достичь стопроцентного охвата детей от 3 до 6 лет дошкольными организациями, при республиканском показателе 98,9 процента, – рассказала Темиргалиева. – А коэффициент охвата дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 2 до 6 лет у нас 87,4 процента. Сеть дошкольных организаций развивается, за последние 3 года открыто 58 дошкольных учреждений на 3 563 места, из них частных – 47. Только в 2021 году открыто 29 дошкольных организаций на 1 567 мест. В 2022 году запланировано открытие 12 детских садов на 1 889 мест. И для выполнения основных показателей Национального проекта “Качественное образование “Білімді ұлт” на 2021–2025 годы разработан пошаговый ввод открытия дошкольных организаций.

Дошкольное образование, кстати, – единственный уровень образования, который в Казахстане не лицензируется в настоящее время. Хотя лицензирование, как механизм проверки “на входе”, осуществлялось до 2011 года.

– Назрела необходимость возврата данной процедуры, – отметила Светлана Темиргалиева. – Лицензирование внедрят поэтапно. Сначала будут внесены изменения в законы, в подзаконные акты. На первом этапе будут подлежать лицензированию вновь открываемые дошкольные организации. На втором этапе лицензирование предусмотрено для действующих организаций, не прошедших повторную государственную аттестацию. И третий этап – все остальные действующие сады могут получить лицензию на основе оценки степени рисков. Рисковые случаи без посещения садов будут определяться в автоматизированной системе “Национальная образовательная база данных”. И нужно понимать, что лицензирование даст возможность объективно оценивать ситуацию по созданию условий для воспитания детей.

Планируется в Казахстане и ваучерное финансирование в дошкольных организациях.

– Ваучер – это объем денежных средств, которые выделяются государством на образование одного ребенка, – пояснила Темиргалиева. – Если сейчас средства госзаказа уходят напрямую от акимата в детский сад, то с ваучером деньги будут уходить от акимата к родителю. И родитель, как услугополучатель, будет сам оплачивать услуги садика.

Напомним, ваучерное финансирование как пилотный проект реализуется в дошкольных организациях Нур-Султана, если эксперимент окажется успешным по итогам текущего года, далее проект внедрят во всех дошкольных организациях страны.

– Напомню, на сегодняшний день из бюджета размещается государственный заказ в детсадах согласно методике подушевого финансирования, – рассказала Темиргалиева. – Сумма на одного ребенка в 2022 году составляет в городе 41 689 тенге, на селе – 45 348 тенге. При этом для поддержания услуг в этой сфере в 2020 году внесены изменения в методику госзаказа, предусматривающие в структуре госзаказа объемы средств на повышение зарплаты персоналу на 25 процентов, увеличение продолжительности отпуска педагогов до 56 дней и прочее. И на эти меры из бюджета ежегодно выделяются финансовые средства.

Нурлан ГАБДУШЕВ, заместитель руководителя департамента по обеспечению качества в сфере образования ЗКО, более подробно разъяснил вопрос грядущего лицензирования детских садов.

– Министерством просвещения начата работа по внедрению лицензирования дошкольных организаций, – сказал он. – Будет проведен анализ регуляторного воздействия лицензирования, вносимого в установленном законодательством порядке, после чего разработают соответствующий законопроект. А уже после законодательного закрепления примут соответствующие нормативные правовые документы, в системе Е-лицензирование будет проведен процесс автоматизации этой услуги.

На сегодняшний день нет четко утвержденных единых требований при открытии дошкольных организаций. Дошкольные организации при открытии направляют уведомления о своей деятельности, однако сведения, указанные в уведомлении, не проверяются.

– Дошкольные организации до 2011 года получали лицензии, на основании которых осуществляли свою деятельность, – отметил Габдушев. – Да, отмена лицензирования позволила расширить сеть детских садов и увеличить охват детей дошкольным воспитанием и образованием. Но сейчас необходимо работать над качеством воспитательного процесса в детских садах и, самое главное, обеспечить безопасные условия пребывания ребенка в садике.

В целом вопрос лицензирования детских садов не является новым.

– При получении лицензии необходимо будет подтвердить соответствие единым минимальным квалификационным требованиям, как для государственных, так и для частных дошкольных организаций, – сказал Габдушев. – Требования для всех одинаковые. Поэтому при предъявлении квалификационных требований учитывается реальная сегодняшняя ситуация и возможности рынка.

К минимальным условиям – основным требованиям относятся: противопожарные, санитарные нормы. Нормы по количеству детей в группах и по квалификации педагогов.

– Как многим, думаю, известно, на сегодняшний день лицензируются все уровни образования, кроме дошкольного, – отметил Нурлан Габдушев. – Это школы, колледжи и высшие учебные заведения. А главный вопрос в настоящее время – это качество дошкольного образования. Важно понимать, что лицензирование – не единственный способ обеспечения качества. Министерством принимается комплекс мер по обеспечению качества, лицензирование – одна из мер. Вместе с ним можно назвать подготовку кадров, повышение квалификации, обновление образовательных программ, аттестацию, финансирование и другие мероприятия.

Евдокия ДУНЯЕВА, ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи