Опубликовано: 3300

Держат марку: как с помощью алкоголя можно взять 40 миллиардов для бюджета

Держат марку: как с помощью алкоголя можно взять 40 миллиардов для бюджета Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Ассоциация “КазАлкоТабак” показала налоговикам, где лежат лишние 40 миллиардов тенге для бюджета страны. Почему раньше никто не видел? Деньги на поверхности. Но надо иметь смелость их взять.

Утро добрым не бывает

Буквально месяц назад ассоциация направила письмо Президенту Казахстана Касым-Жомарту ТОКАЕВУ с предложением, где найти деньги для пополнения казны. Миллиарды можно увидеть, пощупать и даже попробовать. Достаточно зайти в любой магазин у дома в городе или селе и пройти или взглянуть в отдел алкоголя.

Перед вами предстанет картина житейского благополучия: минимум 10–12 сортов и марок водки, столько же вина, пива, коньяка.

И почти наверняка половина представленного ассортимента будет или поддельной, или контрафактной. То есть за товар не были заплачены налоги. Надо лишь заменить “поддельную” беленькую на законную, за которую производитель заплатил все налоги, и тогда бюджет получит минимум 40 миллиардов тенге.

Расчет простой. “КазАлкоТабак” считает, что потребление водки и ликеро-водочных изделий в Казахстане не сильно упало за 30 лет. Поэтому рынок равен примерно 85–86 миллионам литров.

А вот комитет по статистике полагает, что объем производства 40-градусной в последние годы сокращается. В этом году, по прогнозу, будет получено 30 миллионов литров. Плюс 20 миллионов литров будет импортировано. Получаем “белый” рынок – 50 миллионов литров.

Разница между двумя цифрами и есть размер “тени” – 35 миллионов литров. Или 40 процентов рынка водки.

Причем что важно: нормальную бутылку от ненормальной отличить невозможно.

Ее даже подделкой нельзя назвать, так как почти всё разлито на тех же линиях, что и обычная водка. Поддельная на ней только акцизная марка. Значит, не заплачены налоги.

Глаза залили?

Странно, но, по данным самого комитета государственных доходов (КГД) минфина РК, за январь – сентябрь этого года там выявили только 48 правонарушений в сфере оборота алкоголя. Налоговики изъяли лишь 192 тысячи поддельных учетно-контрольных марок (УКМ) и почти 2 миллиона литров продукции.

Это сущий мизер по сравнению с оценками экспертов. Только за месяц, считают эксперты, в страну завозят 5–7 миллионов поддельных УКМ. То есть эффективность работы службы экономических расследований – в районе 1 процента!

Минфин зациклился на работе с УКМ – она же акцизная марка. Что понятно. Финансисты не любят связываться с громоздкими предметами, которые требуют места для хранения. Это небольшая полоска бумаги, которую печатают на банкнотной фабрике Нацбанка. Беленькая становится черной: как дешевая водка развращает казахстанцев

Но, как оказалось, именно УКМ – самый простой для подделки элемент упаковки для алкоголя.

По неофициальной информации, она стоит 5–7 тенге за штуку. Причем типографии Турции, Китая и России готовы отпечатать и доставить товар за неделю, как только покупатель даст им номера марок.

Схема простая: ликеро-водочный завод заказывает партию УКМ на банкнотной фабрике, они приходят на предприятие, и их номера сразу же переписывают. Через неделю у вас есть 5–6 дубликатов на каждую легальную марку. Партию УКМ легко перевезти через границу в бауле или рюкзаке. И ни у кого пачка бумаги подозрений не вызывает.

Водка мутна и мысль нечиста

В прошлом номере “КАРАВАНА” президент Национальной лиги потребителей Светлана РОМАНОВСКАЯ показала, что УКМ не работают. Проверка акцизных марок на трех бутылках через приложение комитета госдоходов “Wipon” показала, что все они законны. Но купила она их в магазине дешевле минимальной цены для водки (950 тенге) – за 600, 800 и 850 тенге.

С начала года в магазинах страны покупатели и активисты Лиги потребителей обнаружили и сообщили в КГД о 1,5 тысячи фактов продажи контрафакта. Самопал регулярно находят во всех регионах страны.

Опыт показывает, что в любом магазине Казахстана в принципе можно поймать или подделку, или контрафакт. Было бы желание.

Среди них находят марки – “Парламент”, “Статус”, “Тау”, “Боярин”, “Капитал”, “Березовая”, “Полюс”, “Хлебная”, “Синяя гора”. Казалось бы, вот оно поле для работы комитета госдоходов. Проверить, откуда пришел товар, очень легко. Но такими проверками мало кто занимается.

Самыми трудными Лига потребителей считает управления КГД по СКО, Актюбинской и Атырауской областям. Здесь не принимают заявления от граждан, требуют у людей лишние документы, на которые надо тратить время.

Хочу домой, тебя и пива

Во всей этой истории непонятна позиция, занятая НПП “Атамекен”. Главной целью палаты предпринимателей всегда была “защита прав и законных интересов предпринимателей”. С высоких трибун ее руководство вещает, что оно спит и видит, как разобраться со всеми недоброжелателями бизнеса. На неделе председатель президиума НПП Тимур КУЛИБАЕВ предложил пересмотреть наказания в Уголовном кодексе по преступлениям против бизнеса.

В августе зампред правления нацпалаты Алена РОМАНОВА выступила резко против внедрения обязательных пенсионных взносов работодателя в размере 5 процентов. И даже подсчитала, что эта нагрузка на бизнес увеличится на 500 миллиардов тенге. До этого “Атамекен” голосовал за передачу корпоративного налога в местные бюджеты. Это, по идее, заинтересует акиматы помогать работе малого и среднего бизнеса.

И вот на этом фоне НПП поймала тишину.

По факту в отрасли, которая платит самые большие налоги, происходят черные дела.

За десять лет количество ликеро-водочных и спиртовых заводов Казахстана сократилось в три раза. 30 заводов не выдержали конкуренции с подпольным производством. Где вы, защитники бизнеса? 40 миллиардов тенге налогов на земле не валяются!

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи